В зале русской живописи конца XVIII – начала XIX вв. Ярославского художественного музея внимание привлекает поясной портрет великой княжны Александры Павловны, старшей дочери российского императора Павла I. Он принадлежит кисти прославленного живописца Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822).
На момент создания портрета (1791) героине едва минуло 8 лет. Художник запечатлел Александру в профиль. На античных монетах в таком ракурсе чеканились портреты римских императоров, а на резных камеях изображались лики их благородных жен.
Конечно, профиль у нашей героини далеко не римский. Юное курносое личико во многом напоминает черты венценосного отца. Но право, это не вредит её внешности. Миловидная румяная девочка с густыми каштановыми волосами взирает на мир с добрым участием и пытливым интересом.
Чело Александры украшает драгоценная алмазная диадема, декорированная благоухающими цветами и ниспадающим атласным бантом.
О высоком статусе героини свидетельствует также красная лента ордена Святой Екатерины. Он был учрежден в 1713 г. Петром I в честь подвига его жены Екатерины I во время Прутского похода.
Впоследствии им награждались видные статс-дамы и представительницы царской фамилии за заслуги перед Отечеством. Александра была удостоена высокой награды при крещении. Её заслуги состояли в самом факте рождения.
Известно, что государыня Екатерина II души не чаяла в своей внучке. В одной их своих записок она писала: «Александра Павловна, приятно мне всегда, что ты умница, не плачешь, но весела … Спасибо, что ты меня любишь, я сама тебя люблю».
Однако дальнейшая судьба великой княжны сложилась трагически. После смерти в ноябре 1798 г. Екатерины Великой взошедший на престол Павел I первым делом решил упрочить союз с Австро-Венгрией, нацеленный против Франции. В 1799 году состоялось торжественное бракосочетание Александры с австрийским эрцгерцогом Иосифом Габсбургом.
По сути, она была принесена в жертву высокой политике. При венском дворе далеко не все приветствовали союз с Россией. Императорская семья встретила «русскую гордячку» неприветливо, с холодным высокомерием. Александра подвергалась всяческим унижениям. Её настойчиво принуждали отречься от православия и принять католическую веру. Свою беременность она переживала в состоянии крайне угнетённом и подавленном.
В итоге 17-ти летней роженице оказалось не по силам произвести на свет здорового младенца. Её новорожденная дочь скончалась через несколько часов. Сама же Александра впала послеродовую горячку, сопровождавшуюся «сильным жаром». Придворные медики оказались бессильны. Она умерла вдали от Родины, среди чужих людей 4 марта 1801.
Неизвестно, успел ли её отец, император Павел I, узнать о смерти дочери. Он пережил её всего на неделю. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Павел был убит заговорщиками во главе с графом Паленом. Историки не исключают причастности к заговору английских тайных служб.
Александру Павловну без особых почестей похоронили в дальнем углу капуцинского кладбища. Затем она была перезахоронена в окрестностях Будапешта. Лишь через некоторое время до брата её, императора Александра I, дошли вести, что могила любимой сестры находится в крайнем запустении. По его воле над погребением был возведен православный храм во имя Святой Великомученицы Александры.
Портрет великой княжны Александры Павловны долго пребывал в частных собраниях, в 1975 был приобретён известным реставратором и искусствоведом С.И. Ямщиковым. В 1998 году Савва Васильевич передал редкое произведение в дар Ярославскому художественному музею.
На обороте полотна сотрудникам музея открылась надпись галловыми чернилами: «Портретъ великой княжны Александры Павловны. Писанъ в Петербурхе въ 1791 году оригиналнымъ мастеромъ … Господиномъ Димитрϊемъ Левицкимъ»
P.S. Фото сделано непосредственно с холста с разрешения сотрудников музея