– Николай Максимович, если мы возьмем не профессиональные навыки, а некие жизненные какие-то ценности и фундаментальные вещи: какие, на ваш взгляд, ключевые вещи должны понять дети для того, чтобы состояться в профессии?
– Наша профессия, она очень тактильная. Тактильная – это не только про то, что ты трогаешь. Помимо того что ты поправляешь ноги, руки, возникает взаимосвязь, что ребенок должен всегда транслировать твою волю. Потому педагог прежде всего должен завоевать его доверие.
Потом я даже своим коллегам, когда веду совещания, все время говорю – поймите, вы пример во всем. Как вы одеты, как вы пахнете, как вы сидите, как вы реагируете на что угодно.
Нужно интересоваться, спрашивать, что нравится и не нравится. Потому что просто все время говорить детям – вот это не делай, так нехорошо. Это не работает.
Многие удивляются и даже возмущаются, когда ты кричишь на ученика, но ты кричишь не потому, что хочешь поорать. Я очень часто им повторяю: мне легче замолчать и вообще не обращать на тебя внимания. Я отдаю тебе свою энергию, я отдаю свое здоровье, а ты его не получаешь.
Один раз провел такой эксперимент – я просто прекратил реагировать на одного ученика. Просто перестал делать ему какие-либо замечания. На третий день он подошел и спрашивает – что случилось, я не понимаю, пожалуйста, обратите на меня внимания. Я ему говорю, я не буду больше тебе делать замечаний. Ты не ничего исправляешь. Нет, пожалуйста, посмотрите, скажите – я сделаю что угодно. Ну я еще дня два не реагировал, а потом он действительно начал стараться, исправлять ошибки и так далее. Но опять же, это все индивидуальная работа.
– А если чуть-чуть больше про такие человеческие качества, которые дети должны воспитать в себе. И может быть даже не дети.
– Например, я требую чистоплотности.
– Чистоплотность – это настолько важно в балете?
– Это ведь физическая работа, и когда ты утром не помылся, то не очень приятно – находиться в зале. А потом я пример еще приведу. У меня ученик один как-то говорит мне: Николай Максимович, мне больно наступить на ногу. Я подумал – он связку повредил. Попросил показать. Он снимает носок, я смотрю и спрашиваю – это что. Мама не научила стричь ногти.
И уже получив подобный опыт, я с каждым работаю по-разному.
Вот если я девочек учу, то собираю родителей и провожу беседу, какие-то вещи объясняю. Говорю, знаете, мне просто неудобно это говорить девочкам. Давайте начнем с того, что я вам это скажу, а вы уже с ними дома проведете работу. С мальчиками мне легче поговорить, я им все прямо объясняю.
Конечно, есть вещи, которые ты просто должен показать детям, которым должен их научить. А потом, как я уже сказал выше, ты сам должен соответствовать и стать примером для ребенка.