Плохие помыслы и рассеянность – два неприятных спутника, которые могут мешать нам жить полноценной жизнью.
Обычно помыслы кружатся в голове. Это пустые. Но вы смотрите за ними, которые как стрелой пронзают сердце и оставляют там след (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 117).
Дурные помыслы– это негативные мысли, которые вторгаются в наше сознание и отравляют наши чувства. Они могут быть разными:
Зависть и ревность: когда мы сравниваем себя с другими и испытываем негативные эмоции от их успеха.
Страх и тревога: когда мы беспокоимся о будущем, переживаем о прошлом или боимся неизвестного.
Гнев и злость: когда мы испытываем чувство обиды, раздражения или ненависти.
Осуждение и критика: когда мы негативно оцениваем себя или других людей.
Мысли блуждать начинают от умаления страха и охлаждения сердца (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 221).
Рассеянность – это неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, постоянное отвлечение внимания на посторонние вещи.
Взаимосвязь:
Эти два явления часто связаны между собой. Именно с помыслов начинается действие. Плохие помыслы могут вызывать рассеянность, так как они отвлекают наше внимание от текущей задачи. Реальной жизни, момента настоящего времени, которое происходит с нами в данный миг. В свою очередь, рассеянность может привести к возникновению плохих помыслов, так как она лишает нас возможности сконцентрироваться на чем-то позитивном, реальном, правдивом, настоящем. От чего люди впадают в вакуум, круговорот запутанных спешно мыслей ненужных, приводящих реальность нашего сознания в туман. Горе тому, кто живет во тьме этой.
«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Мф.12.30.
Рассеянный ум — это увлекающийся ум. Он увлекается всем, чем угодно. Этот ум ничего не доводит до конца, и переполнен сомнениями. Из-за этого рассеянный ум впадает во всевозможные грехи и ошибки. Он постоянно занят цеплянием за безчисленные вещи этого мира, увлечен планами и надеждами, страшится грядущих опасностей и событий. Он всегда взволнован помыслами о своем благополучии и здоровье, озабочен страхами перед болезнями, авариями и катастрофами. Этот ум подолгу находится в состоянии мечтательности, увлекаясь пустыми домыслами о прошлом и будущем и поэтому никогда не живет в настоящем.
Понаблюдайте за собою и увидите, что большая часть времени проходит у нас именно в... пустомыслии и блуждании мыслей (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 22).
Блуждание помыслов... — это болезнь, хотя всеобщая и повсюдная, но не естественная, а нажитая нами произвольно (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 44).
Последствия:
И плохие помыслы, и рассеянность могут иметь негативные последствия для нашей жизни:
Снижение продуктивности: Мы не можем сосредоточиться на работе, учебе или других важных делах.
Ухудшение качества жизни: Негативные мысли и рассеянность мешают нам получать удовольствие от жизни, наслаждаться общением с близкими людьми и строить здоровые отношения.
Проблемы со здоровьем: Постоянный стресс, вызванный плохими помыслами и рассеянностью, может привести к различным заболеваниям.
Рассеянный ум с удовольствием предается своим эгоистическим измышлениям и увлекается воображением в мечтания и фантазии. Он подобен человеку, обремененному кучей детей. Его постоянно пленяют безпорядочные мысли, надолго увлекая вовне. Эта хаотичная мысленная активность создает для рассеянного ума большие проблемы из-за укоренившейся дурной привычки заниматься всем, чем угодно, только не самим собой. Помыслы никогда не оставляют его в покое воспоминаниями и мечтами. Он никак не может собраться, и это причиняет ему большие страдания.
Чтение художественной литературы без всякого разбора, фильмы и различные зрелища наносят ему большой вред, увлекая ум в мечтания и возбуждая соблазнительными помыслами. Необходимо научиться читать внимательно самую лучшую книгу — книгу своей души, но для этого нужно вначале прозреть и видеть все духовным зрением. Духовное зрение — это ясное видение всех процессов в уме и всех обстоятельств в окружающем мире без помыслов и домыслов, так как есть. Ум должен очистить себя от всех заблуждений, потому что внешняя чистота всегда является продолжением и прямым следствием душевной чистоты.
Л4. Рассуждение есть совесть неоскверненная и чистое чувство…
Ни что иное как эгоизм заставляет ум блуждать по безпредельным миражам жизни, где бродит лишь ветер тоски и безысходности, и ни что иное как благодатное рассуждение выводит кающийся и стремящийся к Богу ум к живой воде Святого Духа. Если рассеянный ум добровольно не желает отказаться от своих эгоистических фантазий — тяжела его последующая участь, приводящая к ропоту на жизнь, а потом и на Бога. Ум, отвернувшийся от греховных путей, хвалит, благодарит и благословляет Господа за Его неизреченные милости.
Как бороться:
Существуют различные способы борьбы с плохими помыслами и рассеянностью:
Практика осознанности: Научитесь (блюсти) замечать свои мысли и эмоции, не осуждая их.
Молитва: Помогает успокоить ум и сосредоточиться на настоящем моменте, обрести благодать трезвения разума.
Физические упражнения: Спорт, работа, послушание, труд помогают снять стресс и улучшить концентрацию.
Здоровый образ жизни: Правильное питание, достаточный сон и отказ от вредных привычек – все это способствует улучшению самочувствия и концентрации.
Позитивное мышление: Научитесь замечать и ценить хорошее в жизни, доброе.
Помощь специалиста: В сложных случаях обратитесь к духовному наставнику, психологу .
Когда рассеянный ум овладеет внимательной молитвой, то находит в ней великое облегчение от своих безпокойств и тревог и оставляет все свои пустые переживания. Для того, чтобы преодолеть накопившиеся дурные привычки и обрести благодать, рассеянному уму требуется провести в молитвенной практике долгое время. Когда такой ум соберет свое внимание, он становится ревностным и искусным молитвенником, любит уединение и отшельничество, обретает молитвенную благодать и достигает Спасения.
Помните, что борьба с плохими помыслами и рассеянностью – это длительный процесс, требующий усилий и терпения. Но с помощью правильных инструментов и методов вы сможете преодолеть эти трудности и жить более полной и счастливой жизнью.
Прошлое кануло в вечность и его не удержать воспоминаниями. Будущее не явило еще своего лица и его не постичь воображением. Если сможешь удержать свой ум в настоящем, то соединишь в себе прошлое и будущее и избавишься от рассеянности. И это настолько просто, что его не понимает никто из тех, чей ум потерялся в прошлом или блуждает в будущем, увлекаемый насильно своим испорченным воображением.
Дело даже не в том, что мечтательные мысли опасны для ума, так как запутывают его понимание Евангелия и Спасения, а в его сильной зависимости от этих помышлений, из-за которых Божественная благодать не поселяется в нашем сердце. Но даже если мы поймем все эти глубокие истины своим рассудком, тем не менее, снова окажемся в ловушке противоречивых помыслов, то оспаривающих один другого, то согласующихся между собой и ввергающих нас в рабство суеты мира сего. Каждая новая мысль укрепляет нашу зависимость. Если мы продолжаем жить помыслами, то с ними и умираем каждое мгновение. Умение отделиться от мышления и начать жить благодатью является основой нашей жизни во Христе.
...Если ты, пребывая в келье, рассеиваешься мыслями, укоряй себя во всем и повергни немощь твою перед Богом. Он поможет тебе и укрепит тебя преуспеть о Нем.
Авва Дорофей
Рассеянно стоишь в церкви. Приучайся помаленьку не рассеиваться. Для этого старайся внимательно вслушиваться и вникать в смысл чтения и пения. Также чаще вспоминай о смерти, суде Божием и о вечных муках. И не давай свободы своим глазам. Больше взглядывай на святые иконы, а на людей смотреть душевредно.
Иосиф Оптинский (Литовкин)
Когда при молитве мы подвергаемся постоянной рассеянности, это служит признаком, что сердце наше находится в плену у земных пристрастий и забот, которые не допускают ему устремиться всецело к Богу и пребывать при Нем.
Игнатий Брянчанинов
Рассеянность происходит от безделия ума, не занимающегося необходимым. А ум остается в безделии и беспечности от неверия в присутствие Бога, испытующего сердца и утробы.
Василий Великий
Практические наставления
1. Мечты — это коварный демон, поработивший рассеянный ум. Рассеянность — это ловкий адский трюкач, отравляющий тебя помыслами. Соблазнительные мысли — это волки в овечьих шкурах. Мысленные представления — это убийцы, прикидывающиеся твоими друзьями. Прекрати навсегда дружбу с убийцами. Помни — Христос твой единственный Друг.
2. Оставь привязанность к своим мыслям. Никогда не мечтай. Учись жить настоящим мгновением. Распознавай уловки диавола, который помыслами выкрадывает твою жизнь. Останавливай молитвой всякое мечтание, как только оно появляется.
3. Внимание — это острие твоей борьбы за Спасение. Внимание — это ключ к разгадке бытия. Внимание — это несокрушимый щит против помыслов. Внимание — это меч для обольщающих тебя демонов. Внимание — это врата в Царство Небесное.
4. Не считай видимый мир постоянным. Если увидишь его подобным улетающему дыму, не будешь иметь привязанности. Не считай окружающих тебя людей и самого себя вечными. Если будешь помнить об этом, прекратишь мечтать. Не считай эту жизнь опорой. Если постигнешь, что единственная опора — это Христос, освободишься от мирских помышлений.
5. Выйдя из мысленного лабиринта, возьмись за внимательную молитву. Сделай молитвенную практику непрерывной. Не разделяй время на день и ночь, и обретешь внимание в молитве. Трудись старательно, молись внимательно. Учись видеть каждый помысел и распознаешь его коварство.
6. Не бойся ни одной мысли, не дружи ни с одной мечтой. Избегай мысленного рабства, как опаляющего огня. Прилепись умом ко вниманию и в недолгое время ощутишь свободу от дурных помыслов. Держись молитвенного распорядка и не потеряешь себя в рассеянности.
7. Не молись в голове, молись в сердце. Не трудись без молитвы, не молись без внимания. Возлюби труд в молитве и молитву в труде. Стой вниманием в сердце, дай отдохнуть голове. Отгоняй помыслы, как стервятников. Спасайся здесь и сейчас, ибо Господь смотрит с Любовью на тебя в это самое мгновение, чтобы даровать тебе вечность.
иеромонах Симон Безкровный
Л24. Иное есть промысл Божий; иное – Божия помощь; иное – хранение; иное – милость Божия; и иное – утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу; а утешения – любящие Его…