Найти тему
LulekVorik

Экскурсия по Новому театру. Чертков дом. По анфиладам истории и вымысла.

Какими только диковинками и воплощениями причудливой фантазии архитекторов не наполнена столица. Иногда, проходя мимо того или иного здания и не подозреваешь, что может крыться внутри. Фасад не всегда отражает наполнение. В одном из таких удивительных домов мне довелось побывать накануне на экскурсии. Это главный дом усадьбы Салтыковых - А.Д. Черткова, а ныне «Новый театр» под управлением Эдуарда Боякова. Самый известный спектакль, который сейчас в нем идет - иммерсионная постановка «Гример», о истории любви крепостной актрисы и художника-гримера по произведению Николая Семеновича Лескова «Тупейный художник». В интерьерах усадьбы восемнадцатого века в первой части постановки зрители вместе с героями переходят из зала в зал, путешествуют во времени и пространстве, наблюдают за обитателями, вникают в хитросплетения их судеб. Во второй части перемещаются в зрительный зал, к слову сказать, прежде в нем располагался бальный бал, и смотрят, чем заканчивается полная приключений и драматизма история влюбленных.

   Узнать расписание экскурсий и оформить билет (стоимость 1500 р.) можно на официальном сайте театра. Обзор по дому проводят и после спектаклей, так что, если попали сюда, не спешите убегать по завершения театрального действия. Располагается небесно-голубая усадьба в нескольких минутах ходьбы от метро Лубянка по адресу ул. Мясницкая, дом 7. Самый интересный факт в ее истории то, что здание чудесным образом сохранилось от пожара 1812 года, и в нем, по легенде, провел несколько ночей Наполеон Бонапарт. Так же по легенде, на одном из балов, который любил давать Чиртков, Александр Сергеевич Пушкин увидел скучающего молодого человека и сделал его прототипом своего Евгения Онегина. Какие только события не повидали эти стены за свое существование. Сперва уадьбой владел губернатор Москвы Николай Петрович Салтыков, потом продал Александру Дмитриевичу Черткову. После смерти Чирткова, первого в России коллекционера монет и исторических книг, дом перешол его сыну, который открыл здесь по завету отца бесплатный библиотечный зал, в котором отметились Лев Николаевич Толстой, Николай Васильевич Гоголь, Константин Эдуардович Циолковский и многие другие интересные личности. Много лет спустя библиотека переехала в Дом Пашкова. Следующей хозяйкой стала купчиха Обидина. Она сдавала комнаты в аренду. После революции 1917 года все интерьеры были разграблены, и подлинной обстановки, к сожалению, не сохранилось.

   Экскурсию проводит один из актеров, служащий в театре, и начинается она на лестнице по проекту архитектора Федора Шехтеля, поднявшись по которой, мы попадаем в очень красивый Готический зал. Но главная жемчужина усадьбы кроется в каминном зале. Огромный, вычурный, богато украшенный камин, выполненный по эскизам Михаила Врубеля. Он производит неизгладимое впечатление. Гипсовые ветви деревьев оплетают основание и возвышающееся до потолка зеркало, а мифические существа скрываются среди листвы. Даже в абсолютно пустой комнате он, заполняет собой все пространство, монументальный, грандиозный, немного устрашающий, какой-то сказочно-нереальный. Оформлен гигант в таком стиле исключительно ради визуального эффекта, и в качестве рекламы производителя. Это не просто камин, это камин-телезвезда, он снимался в легендарном фильме «Семнадцать мгновений весны» (переговоры о заключении сепаратного мира). Из Каминного зала ведут двери на балкон второго этажа с потрясающим видом на Мясницкую улицу. Весь дом выглядит, как декорация к спектаклю, перемещаясь из комнаты в комнату, оказываешься то в Мавританском зале, выложенном цветной мозаикой, то в Дубовой гостиной, отделанной деревянными панелями с потолка до пола. Одна комната, выполненная в виде деревенской избы. Она заполнена театральным реквизитом. Другая комната напоминает личные покои знатной дамы с изящной ванной, и как ни странно, шестом посредине. Есть даже комната, стены которой украшают черепа, а потолок кости. Каждый зал уникален и неповторим, украшен лепниной, в каждом есть изюминки, в каждый заходишь в предвкушении и с возгласом «Вау!». Жаль, что не удалось оценить по достоинству красоту зрительного зала, потому что нас туда провели, но свет не включили. В темноте, к сожалению, сложно сделать четкие фото и рассмотреть детали, хотя головы слонов в оформлении стен не заметить было сложно. 

   В убранстве этого удивительного дома смешаны все возможные архитектурные стили, тем он и особенно интересен. Эклектика во всем. Классицизм, модерн, рококо, барокко, готика, псевдоготика мирно уживаются под одной крышей. Теперь дом под надзором Москомнаследия, как памятник истории и культуры XVIII-XIX веков. Посетить его можно в том числе в рамках экскурсии, организованной самим «Новым театром», и увидеть не только многочисленные залы усадьбы, но и закулисное пространство, гримерки, цеха театра. Экскурсовод рассказывает на только исторические данные, но и приоткрывает некоторые тайны театральной «кухни», интересные факты и легенды. Очень необычный формат, где пересекаются культура и искусство. Весьма познавательно и захватывающе оказалось пройти по залам старинного дома, представив себя участником тех далеких событий, что происходили в нем когда-то.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10