Найти тему
ЖурналDance

От классики к авангарду: Трансформация балетного костюма в 90-е

Оглавление

Сегодня балет является неотъемлемой частью жизни не только тех, кто непосредственно связан с этим искусством, но и всех тех, кто интересуется этим видом представления, людей, которые развили в себе чувствительность к нему.

Эволюция балетного костюма

Стиль балетных костюмов претерпел значительные изменения в 1990-е годы, пройдя через несколько этапов трансформации:

  1. Простота: Начало 1990-х годов было отмечено стремлением к упрощению костюмов. Дизайнеры стремились к минимализму, чтобы подчеркнуть чистоту линий и движения танцоров. В этот период балетные костюмы отличались лаконичностью и сдержанностью.
  2. Растущая сложность: В середине 1990-х годов начали появляться более сложные и детализированные костюмы. Основным элементом стали гибкие линии, напоминающие S-образный изгиб, что придавало костюмам динамичность и элегантность. Этот этап характеризовался использованием новых материалов, таких как спандекс и эластан, которые обеспечивали танцорам большую свободу движения и комфорт.
  3. Неоклассицизм: Конец десятилетия ознаменовался возвращением к упрощенным формам, но с элементами современного неоклассицизма. Костюмы стали более функциональными, сохраняя при этом изящество и эстетику, свойственные классическому балету.
Балетная одежда, конец 1990-х годов
Балетная одежда, конец 1990-х годов

Деконструкция и авангард

В 1990-е годы деконструкция и авангард стали важными направлениями в балетном костюме. Деконструкция, подразумевающая разбор и пересмотр традиционных форм, и авангард, стремящийся к новаторству и экспериментам, объединились в театральных постановках и балетных проектах.

"Прозодяг" — это лаборатория моделирования костюма, где работает объединение шейпинга и сценической модели отношения человека к окружающей действительности. Эта группа дизайнеров работала в полусценическом пространстве, где культура повседневной жизни формировала фон для новых идей. Это уже не просто спектакль, а конструкция или дизайнерская концепция, перенесенная с театральной сцены в сценическое измерение авангардной культуры.

Пример успешной трансформации

Примером успешной трансформации балетного костюма может служить постановка "Ревизора" Николая Гоголя, поставленная Мейерхольдом. Спектакль был модернизирован и приобрел черты универсализации. Мейерхольд "пошел дальше" Гоголя, создавая свою уникальную интерпретацию пьесы. Он тщательно изучил исходный материал и, вдохновленный, хотел с помощью театральной постановки показать всё сразу и в ярких деталях.

Критик Алексей Гвоздев отметил: "Он взял "Ревизора" и был поражён тем, как мало из обширного мира знаний и образов, в который его привел Гоголь, удалось уместить в постановке."

Екатерина Краснова и Егор Хромушкин. (Фотограф: Елена Фетисова)
Екатерина Краснова и Егор Хромушкин. (Фотограф: Елена Фетисова)

Александр Роченко, еще один дизайнер группы "Прозодяг", также был выдающимся сценическим художником. Он участвовал в оформлении спектакля "Жук" по Маяковскому. Если мы вспомним проволочные конструкции Родченко, основателя необъективизма, то эти конструкции на самом деле были аналогичны работам другого русского художника, Казимира Малевича, который основал супрематизм и прославился своим черным квадратом на белом фоне. В Родченко мы видим человека, работающего с самим будущим и с тем, как будущее может быть связано с прошлым.

Татьяна Стриженова, исследующая историю советского костюма, пишет:

Ателье современного костюма превратилось в творческую экспериментальную лабораторию по созданию новых форм одежды. В январе 1919 года был основан Центральный институт швейной промышленности, а также учебные мастерские по искусству и промышленности с подробным дизайном, правилами и четко сформулированными задачами.


Театральное изучение авангарда и авангардного костюма необходимо для интерпретации авангарда как моды, и использование сценического пространства становится важной чертой авангарда-2.

КОНСТРУКТИВИЗМ В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ БАЛЕТНОГО СТИЛЯ

Конструктивизм был архитектурной и скульптурной программой, разработанной скульпторами Наумом Габо и Антуаном Певзнером, которые были братьями. Эта программа была опубликована в Москве в 1920 году как Манифест реалистов. Их центральная идея заключалась в том, что, поскольку пространство и время являются существенными элементами для всего, искусство должно каким-то образом создаваться по их образу и подобию. Объем, утверждали они, не способен передать глубину и прозрачность пространства, и поэтому искусство пыталось избегать представления объема.

Конструктивизм стремился объединить все пластические искусства в одно целое и был принят различными художниками, скульпторами и архитекторами в период между двумя мировыми войнами. Габо, например, создавал изогнутые конструкции с трубками и прозрачными проводами. Архитекторы-конструктивисты на самом деле не пренебрегали объемом, но они выбрали жесткие геометрические формы, лишенные всякого орнамента, построенные с точки зрения отношений между плоскостью и массой, пространством и объемом. Более практическим применением их идей было использование современных материалов, в первую очередь сталь, стекло и пластмассы.

Балетная одежда 1910-1940 годов.
Балетная одежда 1910-1940 годов.

Это получило широкое распространение, например, в зданиях Луиса Салливана в Чикаго (где он был широко известен, как "Отец модернизма"). Влияние конструктивизма распространилось на несколько видов искусства, в том числе на ткань.

Основная процедура, основанная на тесной связи между теорией и практикой костюма, состоит из двух частей:

  • Первая – это конструирование костюма, которое включает: лепка, основы подхода к человеческой фигуре, рассматриваемой как костюмированный объект – объемный силуэт, как понимание фигуры. Построение костюма в соответствии с геометрическими формами, как движение к целесообразному решению проблемы. Материал и его связь с формой и назначением. Цвет, орнамент и присвоение костюма в соответствии с выполняемой ролью.
  • Вторая часть – это производство: создание эскизов костюмов, сочетание материала и текстур, способ закатки швов, различные виды орнамента, костюмированное представление.
  • В третьих, это сопутствующие дисциплины: анатомия и пропорции человека; костюм исторический, гражданский, театральный и другой; народное искусство, его история и приемы; творчество русского крестьянства и сельских жителей, как первоисточник декоративно-прикладного искусства.

Такие модульные схемы были вдохновлены утилитаризмом и бедностью, которые были тогда общими условиями жизни общества. Надежда Ламанова адаптирует этническую одежду к современному костюму, который напоминает театральное представление советского мира.

Монтаж, сценография, геометрия и авангард – это все признаки, которые представляют собой обширную меру для формы костюма. Экстенсивность в моделирующем пространстве плавно переходит из динамичного театрального пространства в сценический дизайн и в кинематографический дизайн пространства фильмов, а затем в форму, которая легко адаптирует все эти театральные инновации.

Изменения в балетных костюмах в 1990-е годы были многогранными и значимыми. Они отражали общие культурные и художественные тенденции того времени, сочетая традиции и инновации. Этот период стал важным этапом в эволюции балетного костюма, открыв новые горизонты для творчества и самовыражения.

Читай больше интересного о танце и театре в телеграм-канале ЖурналDance