А ведь из привычного нам всем материала искусная ремесленница делает не только небольшие изделия вроде сувенирной продукции и ювелирных украшений, но и зеркала, двери и уникальные витражи, радующие прихожан местных храмов и соборов. Сегодня многие плоды своего тяжелого труда Надежда Калинина бережно хранит в собственной мастерской. Свободных полок здесь не найти – глаза разбегаются от обилия разноцветных блестящих изделий.
В гостях у стеклодува корреспондент «СТ» узнал, как она развивается в старинном деле и почему обучиться столь необычной профессии не так легко, как кажется на первый взгляд.
В дело – с головой
Искать себя в творчестве Надежда начала еще с ранних лет. В первом классе увлеклась рисованием и вязанием. В пятом уже получила диплом, дающий ей право обучать азам владения спицами других. Окончив школу и по-настоящему вступив во взрослую жизнь, сургутянка решила превратить свою любовь к искусству в дело всей жизни. Отучившись в художественно-графическом институте, девушка отправилась на работу, где ее ждала судьбоносная встреча с мастерами стекольного дела.
– В 2004 году я трудилась в найме. Создавала макеты, продумывала дизайн, сопровождала проекты от замеров до монтажа. Я такой человек, мне нужно много времени, чтобы чему-то научиться. Стоит посмотреть один-два раза, и я с закрытыми глазами могу это повторить. Поэтому через пару месяцев на работе я поняла, что уже все там знаю. Мне стало не интересно, захотелось как-то развиваться дальше. Также примерно в это время к нам город приехали кузнецы, которые произвели на меня большое впечатление. Я влюбилась в их работы и поехала в Тюмень получать второе высшее образование – строительное, ведь мне нужно было обучиться работе со сваркой и т. д. После выпуска я уже четко знала, что иду открывать свое дело, где металл и стекло должны обязательно соприкасаться. В 2009 году я начала работать на себя, – вспоминает сургутянка.
Какими должны быть первые работы начинающего мастера стекольного дела? Небольшие вазочки или, может быть, бусы из разноцветного стекла? Казалось бы, начинать с небольших изделий – верное решение. Однако в жизни Надежды Калининой все было иначе. Открыв свое дело, она сразу же взялась за витражи.
– Меня очень вдохновлял известный испанский художник и архитектор Антонио Гауди. Его знаменитые работы и по сей день находятся в Барселоне. Изучение истории искусства в институте точно дало о себе знать в начале карьеры, – рассказала мастерица.
Материал диктует правила
Работа со стеклом, как показывает многолетняя практика сургутянки, не бывает скучной. В процессе то и дело возникают моменты, когда приходится серьезно задуматься: «А что же делать дальше?». К материалу необходимо постоянно искать особый подход, ведь в зависимости от температуры и режимов остывания и нагревания исход работы может быть разный.
– Мы отбираем стекло по цвету. В основном принимаем синие, голубые и зеленоватые бутылки светлых оттенков, потому что с ними можно экспериментировать. А вот с темно-зеленым или коричневым цветом сделать что-то сложно, – отметила Надежда.
Создание нового произведения искусства всегда начинается с идеи. Данную простую истину подтверждают многие ремесленники, с которыми нам уже удалось пообщаться. Одни мастера ищут вдохновение в природе или фольклоре, другие воплощают в реальность современные кинообразы. В работе со стеклом строить воздушных замков не стоит. Здесь на первый план выходят не личные желания, а физические и химические свойства материала.
– Мы всегда стараемся сделать все возможное и невозможное, чтобы получить необходимое изделие. Если нужно, мы и придумаем, и найдем, и закажем. Но все равно в работе со стеклом не бывает такого, чтобы, например, тебе приснилась идея и ты без проблем ее воплотил в реальность. Мы работаем, четко следуя химическим и физическим свойствам стекла, – объяснила сургутянка.
И так и эдак
Техник и методик в работе со стеклом очень много. Надежда разделяет те, которые практикует чаще всего, просто: «холодные» и «горячие». Все зависит от используемой техники, например, печи или газовой горелки.
– К «холодному стеклу» я отношу витражи техники Тиффани, пленочный витраж, гравировку по стеклу. К «горячему» же – гутную технику (создание изделий из горячего стекла путем выдувания и с последующей холодной обработкой – прим. автора), фьюзинг, то есть когда мы используем горелку, а также прессование и штампование. Но существует, конечно, еще очень много других технологий. У меня есть те практики, которые я использую меньше всего, и мне очень хочется начать делать их чаще, ведь это возможность научиться новому, придумать какую-то свою фишечку, – поделилась Надежда Калинина.
Освоение различных техник позволяет мастерам стекольного дела создавать огромное множество различных изделий. Летом сургутянка чаще всего изготавливает сувенирную продукцию. Ее легко возить и презентовать горожанам на фестивалях и ярмарках, в которых Надежда участвует регулярно. Зимой же – преимущественно большие заказы: создание витражей и зеркал, ремонт украшенных рисунками стеклянных дверей.
– Мы постоянно сотрудничаем с храмами и соборами. Уже даже звонят и заказывают работы люди из других городов. В Сургуте наши витражи можно увидеть в женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Умиление», храме в честь прп. Сергия Радонежского, храме Преображения Господня. Также мы выполнили часть витражей в Свято Троицком кафедральном соборе, – рассказала мастерица.
Процесс налажен
На одно изделие из стекла у профессионала своего дела уходит от нескольких дней до пары месяцев в зависимости от размера продукта и используемой техники. Так, на макет витража сургутянке необходимо от двух до семи дней, а на само изготовление – от пары недель до до двух месяцев.
– Если же мы изготавливаем изделие путем выдувания, например делаем какую-либо вазу, то тут все происходит намного быстрее. Стекло расплавилось, сделали необходимую форму, обожгли – и на следующий день она уже готова, – добавила стеклодув.
В работе Надежде Калининой помогает многочисленная техника: печи, принтер, лазер, шлифовальные машинки, и, конечно же, люди. Со своими помощниками сургутянка уже не один год трудится рука об руку.
– Одни помогают проводить мастер-классы и экскурсии, другие делают макеты и занимаются монтажом изделий. Также приходят волонтеры, которые, например, моют бутылки. Моя основная команда – это давние знакомые, которые много лет работают со стеклом. Найти кого-то нового в Сургуте, да и в Югре в целом, непросто, ведь у нас нет необходимых специалистов, – пояснила Надежда.
На ушко не шепну
Стеклянных дел мастеров в нашем регионе, действительно, не так много. Сургутянка Надежда Калинина – единственная женщина-стеклодув в Югре. Чтобы встретиться с коллегами по цеху и научиться чему-то новому, ей приходится постоянно ездить в другие субъекты России. Чаще всего участниками таких профессиональных встреч становятся преподаватели и студенты из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, где развито стекольное производство. Развивать старинное дело в Югре тоже можно и даже нужно. Вот только сделать это не так-то просто. Основы своего ремесла стеклодувы хранят в тайне.
– Стеклодувное дело, так сказать, под секретом. О нем никто особо не разглашается. Так же, как было раньше с муранским стеклом. Сегодня даже профессионалам очень сложно найти какие-либо материалы или инструменты. Приходится выдумывать, экспериментировать, потому что, если обратиться к другим мастерам, они ни за что не скажут, где что купили. Если только не приехать к ним в гости и не увидеть все своими глазами. Узнать что-то новое можно на профессиональных фестивалях стеклодувов. Там мы вдохновляемся, обучаемся и черпаем подсказки, которые могут облегчить работу в дальнейшем, – объяснила сургутянка.
В будущем Надежда Калинина хочет и дальше развивать любимое дело. Как признается мастерица, планы грандиозные. Нам же, людям, далеким от стекольного ремесла, остается лишь вновь и вновь с восторгом наблюдать, как талантливая землячка превращает простое стекло в произведение искусства.
Ссылка на статью: https://stribuna.ru/articles/culture/edinstvennaya_zhenshchina_stekloduv_v_yugre_rasskazala_o_sekretakh_starinnogo_dela/