Найти тему
Дровосек

РИМ (чсть 1)

Становление Рима как великой морской державы можно отнести к 509 г. до н. э. когда римляне избавились от царей и провозгласили республику. Рим заключил договор с Карфагеном о сфере влияния в Средиземном море. В море выходят для несения сторожевой службы небольшие эскадры численностью до 10 кораблей. По договору с Карфагеном пунийци не должны были заплывать в Тиренское море, а римляне - западнее Сицилии. Сицилия и Корсика остаются спорными территориями. к 265 г до н. э. римляне закончили экспансию Апеннинского полуострова, Так Рим становится еще одним притендентом на роль властителя моря.

Вкус к морским сражениям римляне почуствовали, когда к ним в плен попала севшая на мель карфагенская пентера. Призвав на помощь южноиталийских греков, римляне на их верфях строят в течении двух месяцев строят 120 таких же судов. Затем римские моряки проходят краткий курс обучения по судовождению и тактике морскому бою у этрусков утративших к тому времени свою независимость. А уже через три месяца в сражении при Милах консул Гай Дуилий добыл в морском бою с пунийцами.

Интересно то как римляне смогли за столь короткое время построить такой большой флот. Есть основания считать, что здесь римляне применили стандартизацию. Отдельные детали пентер изготавливались по образцу в разных мастерских, пот их свозили на верфи, где в жатые сроки собирался корабль. Видь по старым испытанным технологиям судостроения того времени постройка одного судна длилась несколько месяцев. Едва ли 120 пентер одновременно строелись на 120 верфях.

По случаю победы в Риме воздвигается мраморная колонна Ростра, на которой крепят 31 таран, которые были спилены с захваченных в плен судов противника.

Пример колонны ростра.
Пример колонны ростра.

Успехи римлян на море нарастали как снежный ком. Флот римлян насчитывал 330 боевых единиц. Консул Марк Антилий Репул одержал победу над карфагенским флотом у мыса Экном. В сражении было потоплено 16 судов и 114 взято в плен. Далее успех сопутствует Гаю Лутацио Катулу который побеждает флот Карфагена у Эгатских островов. Так к весне 256 г до н. э. Карфаген навсегда утратил господство в Средиземном море, уступив могуществу Рима.

-3

Ко времени становления Рима на театре боевых действий уже сложилось основные типы боевых и торговых судов. Появились специалезации по роду занятий, были разработаны тактика и приемы морскова боя, отработанна школа судовождения. Доведен до совершенства основной движитель - весло. Другой вид движителя - парус освоен тоже достаточно хорошо. Появляются суда, гдевесла используются только при постановки на якорь,снятия с якоря, при постоновки к причалу и выхода на рейд с причала, ри проходе узкостей. длительные морские переходы совершались только под парусом и в любое время суток. Суда оборудуются каютами, на некоторых есть каюты для пассажиров.

В сложившихся условиях когда противник использует аналогичный типы кораблей и одинаковые приемы морского боя, необходимо творческое решение тех или иных проблем и использования своих сильных сторон. Римляне это прекрасно понимали, а еще они знали силу своих легионов в пешем бою. Осталось найти решение как перебросить римских легионеров на палубу корабля противника? И было найдено решение - был изобретен корвус (ворон). Он представлял собой прочный переходной мостик, по которому одновременно могли пройти два пехотинца. Один конец корвуса крепился шарнирным соединением к палубе римского корабля другой заканчивался острыми металлическими штырями. Корвус почти вертикально подтягивался к мачте. Как только корабль сближался на достаточное расстояние, трос, который удерживал корвус перерубался и другой конец под собственной тяжестью своими острыми штырями врубался в палубу вражеского корабля. Но корвус был хорош в эпоху гребных судов когда боевые действия велись в хорошую штилевую погоду. Поэтому когда суда стали меньше зависеть от погодных условий, заменив весла парусом про корвус забыли.В римском флоте на командных должностях часто служили греки, этруски и бывшие пираты. Обучаясь морскому делу римляне принимали у своих учителей терминологию, организацию флотской службы, судовое расписание экипажей и пр. Так старший помощник командира корабля у греков назывался кибернет, а римлян - губернатор. Рулевое весло, греческий педалион в римском флоте стало называться губернакулум. Лопасть рулевого весла и греки и римляне называли пером.

Римляне первыми попытались классифицировать суда.По их классификации были: палубные и беспалубные; парусные, гребные и управляемые шестом; килевые, с круглым днищем и плоскодонные.Плоскодонные суда римляне заимствовали у галлов. Они имели малую осадку и малый борт, за то прочные и высокие полубаки и полуюты. Малая осадка не позволяло эффективно применять таран и довало возможность судну в плотную подходить к берегу. Как и сегодня римские суда разделялись на большие средние и малые. Соответственно они имели названия - навис, навигум, навигеолум.

Грузоподъемность судов измерялась амфорами. Емкость амфоры 26,26 литра. Навис был вместимостью 330 амфор.

-4

По количеству рядов весел на борту суда подразделяются следующим образом: один ряд - монера, два ряда - дикорт или бирема, три ряда - трирема.

-5