Становление Рима как великой морской державы можно отнести к 509 г. до н. э. когда римляне избавились от царей и провозгласили республику. Рим заключил договор с Карфагеном о сфере влияния в Средиземном море. В море выходят для несения сторожевой службы небольшие эскадры численностью до 10 кораблей. По договору с Карфагеном пунийци не должны были заплывать в Тиренское море, а римляне - западнее Сицилии. Сицилия и Корсика остаются спорными территориями. к 265 г до н. э. римляне закончили экспансию Апеннинского полуострова, Так Рим становится еще одним притендентом на роль властителя моря.
Вкус к морским сражениям римляне почуствовали, когда к ним в плен попала севшая на мель карфагенская пентера. Призвав на помощь южноиталийских греков, римляне на их верфях строят в течении двух месяцев строят 120 таких же судов. Затем римские моряки проходят краткий курс обучения по судовождению и тактике морскому бою у этрусков утративших к тому времени свою независимость. А уже через три месяца в сражении при Милах консул Гай Дуилий добыл в морском бою с пунийцами.
Интересно то как римляне смогли за столь короткое время построить такой большой флот. Есть основания считать, что здесь римляне применили стандартизацию. Отдельные детали пентер изготавливались по образцу в разных мастерских, пот их свозили на верфи, где в жатые сроки собирался корабль. Видь по старым испытанным технологиям судостроения того времени постройка одного судна длилась несколько месяцев. Едва ли 120 пентер одновременно строелись на 120 верфях.
По случаю победы в Риме воздвигается мраморная колонна Ростра, на которой крепят 31 таран, которые были спилены с захваченных в плен судов противника.
Успехи римлян на море нарастали как снежный ком. Флот римлян насчитывал 330 боевых единиц. Консул Марк Антилий Репул одержал победу над карфагенским флотом у мыса Экном. В сражении было потоплено 16 судов и 114 взято в плен. Далее успех сопутствует Гаю Лутацио Катулу который побеждает флот Карфагена у Эгатских островов. Так к весне 256 г до н. э. Карфаген навсегда утратил господство в Средиземном море, уступив могуществу Рима.
Ко времени становления Рима на театре боевых действий уже сложилось основные типы боевых и торговых судов. Появились специалезации по роду занятий, были разработаны тактика и приемы морскова боя, отработанна школа судовождения. Доведен до совершенства основной движитель - весло. Другой вид движителя - парус освоен тоже достаточно хорошо. Появляются суда, гдевесла используются только при постановки на якорь,снятия с якоря, при постоновки к причалу и выхода на рейд с причала, ри проходе узкостей. длительные морские переходы совершались только под парусом и в любое время суток. Суда оборудуются каютами, на некоторых есть каюты для пассажиров.
В сложившихся условиях когда противник использует аналогичный типы кораблей и одинаковые приемы морского боя, необходимо творческое решение тех или иных проблем и использования своих сильных сторон. Римляне это прекрасно понимали, а еще они знали силу своих легионов в пешем бою. Осталось найти решение как перебросить римских легионеров на палубу корабля противника? И было найдено решение - был изобретен корвус (ворон). Он представлял собой прочный переходной мостик, по которому одновременно могли пройти два пехотинца. Один конец корвуса крепился шарнирным соединением к палубе римского корабля другой заканчивался острыми металлическими штырями. Корвус почти вертикально подтягивался к мачте. Как только корабль сближался на достаточное расстояние, трос, который удерживал корвус перерубался и другой конец под собственной тяжестью своими острыми штырями врубался в палубу вражеского корабля. Но корвус был хорош в эпоху гребных судов когда боевые действия велись в хорошую штилевую погоду. Поэтому когда суда стали меньше зависеть от погодных условий, заменив весла парусом про корвус забыли.В римском флоте на командных должностях часто служили греки, этруски и бывшие пираты. Обучаясь морскому делу римляне принимали у своих учителей терминологию, организацию флотской службы, судовое расписание экипажей и пр. Так старший помощник командира корабля у греков назывался кибернет, а римлян - губернатор. Рулевое весло, греческий педалион в римском флоте стало называться губернакулум. Лопасть рулевого весла и греки и римляне называли пером.
Римляне первыми попытались классифицировать суда.По их классификации были: палубные и беспалубные; парусные, гребные и управляемые шестом; килевые, с круглым днищем и плоскодонные.Плоскодонные суда римляне заимствовали у галлов. Они имели малую осадку и малый борт, за то прочные и высокие полубаки и полуюты. Малая осадка не позволяло эффективно применять таран и довало возможность судну в плотную подходить к берегу. Как и сегодня римские суда разделялись на большие средние и малые. Соответственно они имели названия - навис, навигум, навигеолум.
Грузоподъемность судов измерялась амфорами. Емкость амфоры 26,26 литра. Навис был вместимостью 330 амфор.
По количеству рядов весел на борту суда подразделяются следующим образом: один ряд - монера, два ряда - дикорт или бирема, три ряда - трирема.