Если спросить любого человека, какой вид топлива он знает, то первое, что вы услышите, будет «бензин». Осведомленные могут вам назвать еще дизель и газ. И на этом всё. Но существует много разновидностей топлива: газообразного, твердого (для отопления помещений) и жидкого. Под топливом мы понимаем все, что способно воспламеняться и отдавать тепловую энергию.Для транспортных средств, работающих на двигателе внутреннего сгорания (ДВС), используют:
- Бензин – самое распространенное топливо, его характеризует отличное противоизносное свойство, быстрое испарение, совместимость с неметаллическим материалом.
- Дизельное топливо – второе по популярности, результат обработки нефти, по свойствам во многом похож с бензином.
- А также пропан-бутан, метан и водород.
Бензин
Карбюраторные двигатели применяются в почти каждом автомобиле. По этой причине бензин производится в большем количестве, чем дизель. Бензин изготавливают путем прямой перегонки нефти, а также при помощи химической и термической обработки. Смесь обогащают различными присадками и углеводородом. Они влияют на: скорость прогрева транспортного средства и температуру замерзания, также на теплоту сгорания и на другие параметры, влияющие на качество бензина. Для получения из бензина энергии его нужно поджечь. Именно поэтому в двигателе внутреннего сгорания и образуется искра.
- Увеличение срока службы двигателя за счет дополнительных присадок.
- Двигатель заводится в любую погоду.
- Редкий и недорогой ремонт двигателя в сравнении с дизельным.
- Качество топлива соответствует ГОСТ. Проводятся регулярные проверки на нефтеперерабатывающих заводах и на автозаправочных станциях.
Минусы:
- Легко воспламеняется.
- Возможно отравление парами бензина в замкнутом помещении.
- Быстро испаряется, увеличивая расход на один километр.
- Высокая цена.
- Большой расход.
Основными характеристиками бензина являются: октановое число (детонационная стойкость) и экологический класс. Октановое число определяют 2 способами:
- Исследовательский метод (ОЧИ)
- Моторный метод (ОЧМ)
Как узнать, как использовался метод определения? На топливораздаточной колонке вы видите надпись «АИ-95». Аббревиатура означает: А – бензин автомобильный, И – октановое число определено исследовательским методом, 95 – само октановое число. Если после буквы "А" нет буквы "И", то октановое число определили моторным методом.
Самыми распространенным октановыми числами являются 95 и 92, но есть также 98 и 100 бензин. Они используются в автомобилях с высокофорсированным двигателем.
Важно использовать в автомобиле тот бензин, который подходит вашей машине. Номер можно прочитать в руководстве по эксплуатации ТС или на люке бензобака.
Если использовать неправильное топливо, то можно сильно повредить авто. Смесь будет взрываться внутри двигателя, приводя в неисправное состояние все части силового агрегата. Взрывы не опасны для окружающих, но принесут владельцу много неприятностей.
Топливо включает в себя 2 ингредиента: цетан и метилнафталин. Они стабилизируют воспламеняющие свойства друг друга и в результате выдает главные качества дизельного топлива: прокачиваемость и воспламеняемость. В автомобилях используются исключительно светлые сорта дизеля. Дизельное топливо выпускается, исходя из рассчитанных на него двигателей и подходит для ограниченного их количества, в связи с особыми условиями работы.
Так как в бензиновом моторе зажигание смеси возникает из-за электрических искр, то в дизельном — в камере сгорания нагнетается давление, что в сочетании с высокими температурами вынуждает топливо воспламениться. В данном случае, основной параметр — цетановое число, обусловливающее скорость воспламенения топлива. Цетановые числа колеблются от 45 до 55 единиц, исходя из типа и качества топлива. Таким образом, солярка существует трех видов, исходя из температуры загустения:
- Летняя (до -5 oС).
- Зимняя (до -35 oС).
- Арктическая (до -55 oС).
Несмотря на то, что дизель находится на втором месте по спросу, благодаря мощности и дешевизне, он имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества:
- Невысокая стоимость
- Автомобиль быстро разгоняется, вне зависимости от загруженности
- Устойчивая автотяга без снижения скорости.
- В сопоставлении с бензином, увеличенный КПД
Недостатки:
- При отрицательных температурах увеличивается время прогрева двигателя
- Изменение типа топлива, в зависимости от сезона
- Высокая стоимость ремонта двигателя.
- Помимо этого, во время горения серы возникают её оксиды, которые в сочетании с водой образуют сернистую и серную кислоты. Данные вещества оказывают значительное коррозионное влияние на металлы. Из-за этого в ряде стран, в том числе и РФ, существуют ограничения на содержание серы в топливе. Её наличие ограничивают, исходя из двух понятий: общая (не выше 0,2-0,5%) и меркаптановая сера (не выше 0,01%). Важно помнить, что дизель относится в тяжелым типам топлива, образованного в ходе перегонки сырой нефти.