За последние пару столетий в Ирландии было выкопано около 500 тайников с болотным маслом, большинство из которых упаковано в деревянные сосуды, а также в кору, шкуры и пузыри животных, плетеные изделия и керамику. Тем не менее, на протяжении 3000 с лишним лет никто, похоже, не написал, почему же они прятали свое масло в соседнем болоте. Возможно, мы никогда и не узнаем ответа.
Артефактология - как отдельный раздел науки
Историки часто используют письменные источники для изучения прошлого. Эти источники делятся на первичные, созданные в период, который исследуется, и вторичные, которые содержат историческую информацию и интерпретации. Некоторые вторичные источники сами по себе могут быть историческими записями, например "Повесть временных лет".
Сегодня историки используют не только письменные источники, но и другие ресурсы, такие как артефакты.
Артефакты – это любые объекты, созданные или используемые людьми. Они могут дать нам представление о культуре и образе жизни людей в прошлом.
Археологи уделяют особое внимание связи между артефактами и культурой. Культура определяется как правила поведения в обществе, которые помогают его идентифицировать. Изучение артефактов позволяет нам заглянуть в определенную культуру. История о том, как сохранились артефакты, часто не менее интересна, чем история, которую они рассказывают. Многие артефакты были найдены при раскопках, а некоторые – в коллекциях. Органические материалы, такие как дерево, кожа и текстиль, часто сохраняются в анаэробных условиях, например, в торфяных болотах.
Интерпретация артефактов требует осторожности. Контекст, в котором они были найдены, и окружающие их объекты играют важную роль.
Артефакты могут рассказать нам о том, как были устроены дома и поселения, чем люди зарабатывали на жизнь, что они использовали, с кем они торговали или воевали. Мы также можем узнать об относительной численности населения, о том, что они ели и от каких болезней страдали. И даже как они закончили свой путь.
Большая часть средневековой материальной культуры либо использовалась до тех пор, пока не была разрушена, либо использовалась по-новому. Это затрудняет сохранение артефактов и получение полной картины прошлого.
До недавнего времени археологи больше интересовались церквями, дворцами и другими "элитными" объектами. Однако сосредоточение внимания только на элитных слоях общества ограничивает наше понимание средневековой жизни.
Артефакты, которые сохранились, либо были достаточно ценными, чтобы их можно было сохранить, либо использовались по назначению полностью или частично, либо сохранились в земле. Не все артефакты сохранились, и поэтому любая картина, которую мы получаем по ним, в лучшем случае неполна. В последние десятилетия археологи стремятся сохранить как можно больше археологических объектов, отчасти в надежде, что в будущем методы будут лучше, чем те, которыми мы располагаем сейчас.
Иногда случайная находка может стать одним из самых значительных открытий за последние десятилетия. Несмотря на то, что артефакты могут дать нам представление о прошлом, они не могут восстановить его полностью. Мы получаем лишь фрагменты картины, и иногда даже громкие находки говорят больше о конкретном человеке или событии, чем о культуре в целом.
А сегодняшний артефакт больше расскажет о целом направлении в продуктовом разделе целого региона.
Бочонок с маслом
Торфяники являются одним из наиболее важных мест для сохранения археологических артефактов. Эти заболоченные участки, содержащие разлагающиеся растительные вещества, создают идеальные условия для сохранения органических материалов, таких как дерево, кожа и даже некоторые металлы. При расчистке торфа в Ирландии были обнаружены исторические предметы, такие как бочонок с маслом.
Сливочное масло было неотъемлемой частью средневекового рациона, особенно в северных регионах, а также фигурировало в некоторых средневековых литературных жанрах как молочный продукт, связанный с магией и чудесами.
Описание бочонка для масла
Этот бочонок для масла, который в настоящее время выставлен в музее Баллимони в Баллимони, графство Антрим, был изготовлен из ольхи и датирован радиоуглеродным анализом между 1450 и 1650 годами. Он был вырезан из цельного ствола, и на нем была установлена герметически, по всему видимому, крышка и основание.
В этом бочонке, благодаря его замечательной сохранности, были обнаружены следы сливочного масла, которые видны до сих пор. Как и многие деревянные изделия, этот бочонок для масла был сохранен в анаэробных условиях ирландских торфяников, которые защищают предметы от кислорода и кислот, помогая сохранить древесину и органические вещества.
Этот конкретный артефакт относится к позднему средневековью или раннему современному периоду, но практика захоронения сосудов для масла существует уже 2000 лет. Такие бочонки были найдены в прошлые века не только в Ирландии, но и в других странах, таких как Шотландия, Исландия, Индия, Марокко и Скандинавия, где были обнаружены аналогичные "месторождения". Эти бочки (бочонки) с маслом были датированы радиоуглеродным методом 1450-1640 годами нашей эры.
Бочонок для хранения болотного масла
Эти емкости использовались для хранения болотного масла, белого или серого пищевого продукта с сильным запахом, который часто готовят местные фермеры до сих пор. Для придания аромата болотному маслу к нему добавляют другие ингредиенты, такие как пчелиный воск, мед или дикий чеснок. Иногда, перед тем как поместить его в бочонок, кусок масла заворачивали в ткань.
Болотное масло - это беловато-серая, воскообразная, твердая масса с характерным сильным запахом. За последние 300 лет его часто находили в болотах Ирландии и Шотландии. В него часто добавляли пчелиный воск и соты, и оно отличалось очень высоким содержанием жира.
Зачем же закапывать бочонки с маслом в болото ?
Помимо средств к существованию, сливочное масло было для жителей Ирландии железного века тем же, чем соль для древних римлян - валютой так же, как и пищей. В текстах ирландских законов VII и VIII веков подробно описаны измерения сливочного масла, используемого в качестве продовольственной ренты на феодальных владениях, выплачиваемых землевладельцу.
В письменных источниках говорят об уплате в виде вола плюс немного сливочного масла «два кулака в длину и один кулак в толщину».
Некоторые также предполагают ритуальный мотив, что масло было закопано, чтобы умилостивить богов и стимулировать хороший приток молока в предстоящий молочный сезон.
Ну и последний довод что возможно, вкус также был важным фактором. Данные свидетельствуют о том, что брожение происходит, когда масло заключено в торф, что делает его более питательным и более вкусным. А в стихотворении 17-го века «Ирландские худибры» говорится: «Масло, которое можно было есть вместе со своей свиньей, семь лет было закопано в болоте».
Путешествие по миру артефактов будет продолжено !