Найти в Дзене
Sitcomer

Несмотря на проклятье! Рецензия на фильм "Мастер и Маргарита".

Реж. Михаил Локшин, 2024 В прокат вышла 7-ая экранизация великого романа Михаила Афанасьевича Булгакова - "Мастер и Маргарита". Экранизировать данное творение автора для режиссеров и актеров стало настоящей опасностью, поскольку ходят слухи, что произведение проклято. Будто бы работать над экранным воспроизведением книги всегда приводит к ужасным последствиям, начиная запретом показа фильма и заканчивая гибелью актеров. Эльдар Рязанов ("Ирония судьбы...", 1975; "Служебный роман", 1977) планировал сделать свою постановку романа, но, из-за полного прекращения государством финансирования кино, проект не смог воплотиться в жизнь. А экранизацию Юрия Кары ("Завтра была война", 1987; "Воры в законе", 1988), которая была все таки снята, отказались выпускать на большие экраны из-за творческих разногласий режиссера и компании, инвестирующая деньги в работу. Фильм Кары был показан лишь через 17 лет. Самое ужасное произошло после съёмок мини-сериала "Мастер и Маргарита" 2005 года, который срежисси
Оглавление

Реж. Михаил Локшин, 2024

Из фильма "Мастер и Маргарита" (реж. Михаил Локшин, 2024)
Из фильма "Мастер и Маргарита" (реж. Михаил Локшин, 2024)

Вступление

В прокат вышла 7-ая экранизация великого романа Михаила Афанасьевича Булгакова - "Мастер и Маргарита". Экранизировать данное творение автора для режиссеров и актеров стало настоящей опасностью, поскольку ходят слухи, что произведение проклято. Будто бы работать над экранным воспроизведением книги всегда приводит к ужасным последствиям, начиная запретом показа фильма и заканчивая гибелью актеров. Эльдар Рязанов ("Ирония судьбы...", 1975; "Служебный роман", 1977) планировал сделать свою постановку романа, но, из-за полного прекращения государством финансирования кино, проект не смог воплотиться в жизнь. А экранизацию Юрия Кары ("Завтра была война", 1987; "Воры в законе", 1988), которая была все таки снята, отказались выпускать на большие экраны из-за творческих разногласий режиссера и компании, инвестирующая деньги в работу. Фильм Кары был показан лишь через 17 лет. Самое ужасное произошло после съёмок мини-сериала "Мастер и Маргарита" 2005 года, который срежиссировал Владимир Бортко ("Собачье сердце", 1988; "Идиот", 2003). Актеры, сыгравшие в фильме, начали умирать друг за другом. Интересно, что во время съемок создатели пригласили священника для того, чтоб тот освятил им площадку. И вот спустя 19 лет в кино выходит новая экранизация романа о дьяволе, снятая Михаилом Локшиным ("Серебряные коньки",2020). Какой же все таки получилась последняя киноверсия книги узнаете далее.

О чем история?

Фильм повествует об авторе, чей спектакль снимают с репертуара театра из-за того, что пьеса была написана на религиозную тематику, а также в ней было замечено осуждение власти, что для писателей, входивших в литературное объединение "МАССОЛИТ" было неприемлемо. Мастер впадает в отчаяние и внезапно встречает Маргариту, которая возвращает ему вкус к жизни. Герой, благодаря любви Маргариты, пишет свой новый роман, в котором фигурируют люди из его жизни, а также сам Сатана. Автор так сильно погружается в роман, что уже перестает различать реальность от его произведения.

Из фильма "Мастер и Маргарита" (реж. Михаил Локшин, 2024)
Из фильма "Мастер и Маргарита" (реж. Михаил Локшин, 2024)

Мое мнение

Я очень люблю произведения Булгакова и отношусь к ним с легким трепетом в душе. Роман "Мастер и Маргарита" не стал исключением для меня. Новая экранизация великого произведения для меня стала одним из самых ожидаемых фильмом 2024 года. Я ждал ее с огромной надеждой на то, что благодаря хорошему финансированию, звездному актерскому составу и новым технологиям выйдет достойная картина, которая сможет достичь той планки, заданной сериалом Владимира Бортко. И вот наконец-то фильм появился на больших экранах. Так что я с упованием шел на сеанс "Мастера и Маргариты" ожидая от фильма чего-то грандиозного и пленительно авантажного. И моё чаяние хорошего фильма было оправдано. Фильм окутал меня своей чарующей атмосферой так крепко, что, выйдя с сеанса, я долго пребывал в состоянии колоссального фурора.

Из фильма "Мастер и Маргарита" (реж. Михаил Локшин, 2024)
Из фильма "Мастер и Маргарита" (реж. Михаил Локшин, 2024)

Картина смотрится на одном дыхании, и весьма значительный хронометраж (02:37) проносится незаметно. Фильм, как и книга, связывает между собой 3 сюжетных линии: Философскую (Встреча римского прокуратора Понтия Пилата и бродячего философа, осужденного на казнь Иешуа по прозвищу Га-Ноцри) Мистическую (Похождения Воланда и его свиты в Москве) Любовную (История любви Мастера и Маргариты). Но в фильме ставится акцент на любовную ветвь. Она занимает центральное место в киноленте. Создатели хоть и сократили содержимое других сюжетных ветвей, но от этого картина не перестала выглядеть менее цельной. Из-за сжатия произведения в ленту не попало львиная доля сатирической буффонады, произошедшей в Москве. Было вырезано достаточно ярких моментов со свитой Воланда, что повлияло на уменьшение комедийной составляющей, которая была в книге. Данное решение помогло сделать фильм более серьезным и драматичным, но все равно не лишенным юмора.


Также стоит отметить фантасмагорическое и монументальное изображение Москвы с очертанием антиутопического периода. Авторы изобразили город, как эпатажный футуристичный мир. Столь громоздкие сооружения, вдохновленные коммунистической идеологией, так изящно придуманы, что наблюдать за архитектурой Москвы 30-х годов, выполненную под призмой капиталистической системы,- одно удовольствие. Фильм получился чертовски красивым. Виды поражают сознание зрителя, а атмосфера 30-х годов передана настолько изящно, что очень сложно оторваться от обворожительного пейзажа города.

Из фильма "Мастер и Маргарита" (реж. Михаил Локшин, 2024)
Из фильма "Мастер и Маргарита" (реж. Михаил Локшин, 2024)

Вдобавок у фильма прекрасный звездный ансамбль. В одном проекте собралось столько знакомых фамилий для массового зрителя. В картине снялись такие звезды, как: Евгений Цыганов - Мастер, Юлия Снигирь - Маргарита, Юра Колокольников - Коровьев, Юра Борисов - озвучка кота Бегемота, Леонид Ярмольник - Доктор Стравинский, Валерий Кухарешин - Римский, и многие другие. Но самым ярким драгоценным камнем в этом сокровище является Аугуст Диль, который более известен своей ролью в "Бесславных ублюдках" (реж. Квентин Тарантино, 2009). Актер примерил на себя образ Сатаны, который внезапно решает посетить Москву, где представляется как специалист по черной магии. Диль сыграл загадочного, к тому же пугающего, но обворожительного Воланда, за которым наблюдаешь, не отрывая глаз. Аугуст Диль ворует все внимание зрителя своей дьявольской харизмой. Все сцены с его участием до чрезвычайности безупречны. Дилю удалось создать противоречивый и яркий образ. Персонаж мудрый и безумный, сдержанный и бесчинствующий, завлекающий и отпугивающий одновременно . Также стоит отметить Евгения Цыганова и Юлию Снигирь, исполнившие роль Мастера и Маргариты. За персонажами не менее интересно смотреть, чем за Воландом. Химия между Мастером и Маргаритой выплескивается волной на зрителя так мощно, что он по настоящему верит в игру актеров. Забавно, что актеры являются супругами. Актеры выложились на полную. Они вложили частичку себя в этот проект, доказав тем самым свой актерский профессионализм.

Из фильма "Мастер и Маргарита" (реж. Михаил Локшин, 2024)
Из фильма "Мастер и Маргарита" (реж. Михаил Локшин, 2024)

Ко всему вышесказанному хочется добавить, что создатели подошли к экранизации великого романа крайне оригинально, но все равно с большим уважением к оригиналу. В фильме демонстрируется два мира: мир реальный и мир вымышленный Мастером в своем романе. В книге такого разделения не было, что придавало ей больше гротескности. Данное решение показалось очень интересным мне. Благодаря изобретательному подходу, вдохнувшему новую жизнь произведению, на протяжение всего просмотра зритель пытается разобраться в вопросах: Существовал ли Воланд на самом деле?; Кто он все таки такой?; Как он связан с Мастером?. Из-за этого за фильмом становиться еще интересно наблюдать. Также хочу отметить, что некоторые сцены перепрыгнули планку сериала, а некоторые даже оказались чем то лучше и изобретательней, чем в романе. Честно говоря, сцена в театре, когда Воланд показывает свое представление черной магии, более увлекательно выглядит в фильме нежели в книге. Создатели заменили простой дождь из денег огромным шаром, в который с повязкой на глазах стреляет Азазелло, и из него вылетают бесконечное множество купюр. Магазинчик, в котором девушки из зала переодевались в новую одежду, меняя ее на старую, сменяет устройство, которое магическим образом заставляет исчезнуть прежнюю одежду, а затем наряжает девиц в дорогие изысканные французские наряды. Авторы предложили зрителям посмотреть на великое произведение под другим углом, что позволило сделать что-то самобытное и потому притягательное.

Вывод

Таким образом, мы получили достойную экранизацию великого проклятого романа, которая своим своеобразием помогло посмотреть на произведение по-новому. Блестящая актерская работа, завлекательная графика сделала фильм безмерно удивительным. Все в этой картине сделано на профессиональном уровне, что заставляет отдать дань уважения создателям. Фильм рекомендуется к просмотру даже заядлым поклонникам оригинала.

10/10

"Мастер и Маргарита" (реж. Михаил Локшин, 2024)
"Мастер и Маргарита" (реж. Михаил Локшин, 2024)