-Я не знаю как решать эту задачу!
-Ты ещё не прочитал даже.
-А я уже заранее не понимаю.
Давайте разбираться в основных причинах "непонимания" школьных задач.
1. И первая причина - механическое неосознанное чтение. Ребёнок не понимает условие задачи.
Ученик перечитывает текст задачи по несколько раз, причем с каждым прочтением вера в «решаемость» этого задания становится для него всё меньше. На вопросы ребёнок ответить не может, пересказать условие вызывает трудности. Непонимание текста вызывает страх = страх усиливает непонимание текста.
В этот момент важно снять стресс и объяснить ребёнку, что задача — это просто жизненная ситуация, в котором каждый из нас каждый день оказывается. Например, «сегодня на физкультуре вам сказали присесть 10 раз, ты присел 6 раз. Сколько ещё приседаний осталось сделать?» .
Подчеркните вместе с ребёнком имеющиеся числовые данные. Задавайте проблемные вопросы «Что это за число? Откуда оно? Как оно связано с другим числом?»
Этот приём снимает большую часть проблем в решении задач.
Но есть ещё один момент- ребёнок недостаточно хорошо читает. В этом случае важно развивать навыки чтения.
2. Неумение работать со схемами.
У детей преобладает наглядно-образное мышление. И первые годы обучения им важно зрительно на что-то опираться. В первом классе — это счётные палочки. Далее, читая задачу, ученик связывает условие с приобретенными раннее образами.
Обычно, дети воспринимают схему как ещё одно «испытание» помимо задачи. Но, как только ребёнок научится их составлять, он начнёт понимать взаимосвязи между величинами в задаче.
(Необязательно требовать от ребёнка ровняв линий, углов чертежей. Их можно от руки создавать в черновике. Например, «В ящике у Чебурашки лежало 10 апельсинов.7 апельсинов он съел в первый час, остальное оставил на следующий день. Сколько апельсинов осталось в ящике после первого часа?».
3. Третья причина – непонимание смысла арифметических действий, терминов.
Чаще всего эта проблема возникает при умножении и деление. Ребёнок интуитивно берет первые попавшиеся числа и начинает их перемножать, делить. Либо, ученик прибегает к шаблонному, стереотипному решению задач- «мы в классе так решали эти задачи».
Эту проблему можно решить следующим образом:
- решайте каждый день простые примеры, соответствующие возрасту и способностям;
- пишите с ребёнком математические диктант;
- предлагайте ребёнку самому придумать задачи,прорешайте их самостоятельно и предложите ребёнку проверить работу;
- выполняйте различные задания на мышление;
- выполняйте нейроупражнения.
В случаях, когда ребёнок не может решить элементарные примеры, нужна коррекционная работа т.к. есть высокая вероятность, что у ребёнка дискалькулия.
Дискалькулия — это неумение оперировать математическими категориями, неспособность понимать суть арифметических операций, понятия «число», «сумма», «треугольник» и им подобные.
В этом случае следует обратиться к специалистам:неврологу, нейропсихологу, логопеду или дефектологу.
Как правило, данное нарушение появляется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, но может возникнуть и у взрослого человека.
Не менее важным компонентом для решения задач является, конечно, мотивация и регулярность. К сожалению, в школах, в лучшем случае, за урок дети решают 1-3 задачи. Это, действительно, мало. Поэтому, важно увеличить объем решаемых задач. Но следует понимать, что речь не идёт о ста непосильных заданий в день.
Поднимайте мотивацию. Например за 50 решенных задач в неделю можно подготовить для ребёнка небольшой подарочек.
Вот один из способов,который я применяю на групповых занятиях с детьми:
После того, как я убедилась, что все дети способны решать задачи, я распечатываю им многоэтажный дом с окнами (количество окон совпадает с количеством задач). Даю им несколько дней на решение.Каждой урок дети вешают на доску свои промежуточные результаты. Конечно,конкуренция их неслабо подстегивает. Ученики раньше положенного времени завершают свои работы. Каждая работа оценивается адресными словами, конструктивной похвалой.
По этой ссылке вы можете получить пример описанного выше задачника:
Подписывайтесь на канал и следите за новыми публикациями.