Расположенный на пересечении Европы и Азии, Казахстан появился в качестве значимого игрока в международных отношениях с момента независимости от Советского Союза в 1991 году. С богатым культурным наследием и обширными природными ресурсами страна активно стремится к многофункциональной внешней политике, направленной на продвижение своих национальных интересов, содействие региональному сотрудничеству и участие в глобальных вопросах.
ПЕРВЫЕ ГОДЫ (1991 - 2000 гг.)
В первые годы после независимости внешняя политика Казахстана характеризуется акцентом на национальное строительство и экономическое развитие. Страна установила тесные отношения с Россией, учитывая ее широкую границу и зависимость Казахстана от российских энергоресурсов. Например, Казахстан продолжал заключать с Россией договоры о поставках и транзите энергоносителей, таких как нефть и природный газ. Также в этот период строительство и эксплуатация нефтегазовых трубопроводов, пролегающих через территорию Казахстана и доставляющих энергоносители в Россию, были приоритетными направлениями сотрудничества. В свою очередь, взаимная зависимость от энергоресурсов также повышала уровень политического диалога и доверия между сторонами.
Казахстан также стремился развивать связи с Китаем, восходящей экономической державой, и работал над установлением отношений с Узбекистаном, Туркменистаном и Кыргызстаном для обеспечения стабильности и сотрудничества в Центрально-Азиатском регионе. К примеру, Казахстан подписал ряд соглашений с Китаем о сотрудничестве в сферах торговли, инфраструктуры и энергетики, что способствует укреплению экономических связей между двумя странами.
Дипломатические контакты Казахстана не ограничивались соседними странами. Казахстан активно участвовал в международных организациях, таких как Организация Объединенных Наций и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Страна также присоединилась к Движению неприсоединения, пытаясь сохранить свою независимость от крупных держав. Одним из конкретных примеров участия Казахстана в международных организациях является его активное участие в миротворческих операциях Организации Объединенных Наций, например, миссия в Косово, целью этой миссии было обеспечение мира и стабильности в регионе Косово, который в то время находился в состоянии конфликта и нестабильности. Также стоит отметить, что Казахстан является членом Шанхайской Организации Сотрудничества, где страна продвигает свои интересы на региональном уровне.
Благодаря этим усилиям Казахстан смог установить прочные внешние связи, которые стали основой его будущей внешней политики. Помимо установления дипломатических связей, Казахстан также сосредоточился на экономическом развитии. В частности, Казахстан стремится диверсифицировать свою экономику, сократив свою зависимость от добывающей промышленности и развивая другие отрасли.
По мере развития внешней политики Казахстана в эти первые годы независимости страна постепенно утвердила себя как уважаемый и активный участник международного сообщества. Устойчивые отношения с соседними странами обеспечивали безопасность и стабильность, а активное участие в международных организациях демонстрировало готовность Казахстана играть важную роль на мировой арене. Эти ранние шаги заложили основу для будущей внешней политики Казахстана, характеризовавшейся сбалансированностью, прагматизмом и стремлением к многовекторности.
Региональное сотрудничество и интеграция (2000-2015)
По мере роста экономики страны и роста международного профиля Казахстан стал более активным в региональных организациях и инициативах. В 2006 году она присоединилась к Евразийскому экономическому союзу (Евразеку, ныне ЕАЭС), таможенному союзу, состоящему тогда из России, Беларуси, Украины и других. Этот шаг отразил желание Казахстана укрепить экономические связи со своими соседями, сохраняя при этом хорошие отношения с Западом. Казахстан активно поддерживает и продвигает идею интеграции на постсоветском пространстве, а также укрепляет международные связи, развивая торгово-экономические отношения со странами региона. Примером такого сотрудничества может служить подписание различных соглашений о сотрудничестве по торговле и экономике между Казахстаном и другими государствами-членами. Также, Казахстан активно участвует в проектах по развитию инфраструктуры и транспортных коммуникаций на территории Евразийского континента, в том числе строительстве транспортных коридоров и таможенных постов, облегчающих торговлю и экономическое сотрудничество между государствами.
Более того, Казахстан сыграл ведущую роль в создании программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (CAREC), которая направлена на содействие экономическому росту и интеграции среди пяти членов участников. Страна также участвует в различных международных организациях, таких как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и Шанхайская организация сотрудничества.
Глобальное вовлечение и энергетическая дипломатия
Казахстан укрепил свои связи с Китаем, подписав несколько высокопрофильных сделок и договоров по энергетике, инфраструктуре и торговле. Инициатива «Один пояс - один путь» Пекина, представил возможности для Казахстана принять участие в крупномасштабных инфраструктурных проектах и расширить свой экономический потенциал.
Кроме того, Казахстан имеет длительные и надежные дипломатические отношения с Российской Федерацией, подписав стратегический договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи в 2013 году. Это соглашение фокусируется на таких областях, как энергетика, транспорт, безопасность, борьба с терроризмом и право, наркоторговлей и экологическими вопросами, подчеркивая приверженность страны к борьбе за счастливое сосуществование стран.
Внешняя политика Казахстана в условиях многополярного мира
В условиях сложившейся геополитической ситуации, Казахстан вынужден активно участвовать в различных международных отношениях и строить свою внешнюю политику с учетом интересов и безопасности страны.
Одним из ключевых принципов внешнеполитической деятельности Казахстана является стратегия "многовекторности". Этот подход предполагает разностороннее сотрудничество с различными государствами и организациями, не ограничиваясь тесными рамками с одним из них. Раньше Казахстан устанавливал отношения с Западом (в частности, с США и странами Евросоюза), странами Азии и Ближнего Востока, стремясь диверсифицировать свои внешнеэкономические и политические связи. А сейчас совсем иначе, задумаетесь почему? Во-первых, учитывая глобальные вызовы перед человечеством в целом и то, как Запад погряз в своих антиправовых действиях, которые влекут за собой войны, экстремизм и терроризм, пример тому служат ситуации на Украине, Газе, Иране, Африке, Афганистане, Грузии. И в связи с этим Казахстан поменял свой внешне-политический вектор к тем странам и соодружествам, которые за основные ценности международного права , которые прописаны в Уставе ООН, это такие страны, как Россия, Китай, Индия, Иран, Турция, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан, Сербия, Венгрия и другие.
в 2023 году Казахстан активно участвовал в мирных переговорах по урегулированию вооруженного конфликта в регионе Центральной Азии, стремясь к достижению компромиссного решения и восстановлению мирных отношений между сторонами.
Также, в 2024 году Казахстан активно выступил против нарушений международного права в рамках конфликта на Ближнем Востоке, осуждая применение силы и нарушения прав человека. Казахстан выступил за мирное урегулирование конфликта и сотрудничество с международным сообществом для восстановления стабильности в регионе.
Казахстан также поддерживает международные соглашения о нераспространении ядерного оружия и ядерном разоружении, активно участвует в международных инициативах по борьбе с терроризмом, киберугрозами, экстремизмом и другими глобальными угрозами. Один из ярких примеров этого - создание в 2009 году в Астане Центра по борьбе с ядерными угрозами (Nuclear Security Training Center), который проводит обучение специалистов из различных стран по противодействию ядерным угрозам.
Также в 2018 году, в Астане состоялась конференция ООН по призыву к действиям в области борьбы с терроризмом и предотвращению насилия в отношении верующих и лиц, практикующих религию.
Еще один пример - участие Казахстана в Глобальной инициативе по борьбе с ядерным терроризмом (Global Initiative to Combat Nuclear Terrorism), которая была создана в 2006 году для совместного сотрудничества стран по предотвращению ядерных терактов.
И наконец на прошедшем 3-4 июля саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Казахстане, обсуждались ключевые вопросы международной безопасности и сотрудничества в регионе. Этот саммит был особенно важен для Казахстана, так как в этом году страна выступает в качестве председателя ШОС. Под председательством Казахстана в организации, были предприняты шаги для усиления сотрудничества между странами-участницами и развития двусторонних отношений.
Одним из ключевых результатов саммита стало подписание документов, ориентированных на дальнейшее укрепление экономического сотрудничества в рамках ШОС. В частности, был подписан меморандум о сотрудничестве между банками от развития ШОС, а также соглашение о плане действий по реализации совместной программы действий по развитию торгово-экономического сотрудничества в перспективе до 2025 года. На саммите также обсуждалось сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом и наркоторговлей. Страны-участницы подчеркнули важность совместных усилий для борьбы с угрозами международной безопасности и активного взаимодействия в этой области. Также на саммите был обсужден итоговый документ «Декларация ташкентского саммита», который содержит основные итоги и решения, принятые на встрече глав государств ШОС.
Что также важно отметить, на саммите было принято единогласное решение вступления Беларуссии в полноправные члены организации, что позволило расширить экономический круг сотрудничества для Казахстана.
В ходе саммита главы государств и правительств 4 июля утвердили Астанинскую декларацию объединения, в ней выражены основные тезисы, которым привержены все члены:
— неукоснительное соблюдение режима нераспространения ядерного оружия;
— принятие документа о свободе космоса от оружия;
— соблюдение конвенции о запрете разработки и производства биологического и токсинного оружия;
— противодействие транснациональной преступности;
— всеобъемлющая реформа ООН для укрепления ее авторитета;
— присоединение всех стран мира к инициативе объединения «О мировом единстве за справедливый мир, согласие и развитие».
Помимо Астанинской декларации, по итогам заседания участники подписали и ряд других договоров. В их числе заявления глав государств ШОС о принципах добрососедства, доверия и партнерства, об обеспечении безопасности питьевой воды и санитарии, об эффективном управлении отходами, соглашение между правительствами стран ШОС о сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Также были утверждены инициатива «О мировом единстве за справедливый мир, согласие и развитие», проект стратегии развития ШОС до 2035 года, Антинаркотическая стратегия на 2024–2029 годы, программа сотрудничества в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2025–2027 годы и план мероприятий по реализации стратегии экономического развития ШОС до 2030 года.
Всего было подписано 25 документов.
Представительство в ШОС также переходит к Китаю. Следующий саммит организации пройдет именно там.
Таким образом, внешняя политика Казахстана в условиях многополярного мира и глобализации характеризуется гибкостью, открытостью и стремлением к углублению международного сотрудничества с учетом основных принципов международного права. Стратегия "многовекторности" и уклон на развитие отношений с различными странами и международными организациями делает Казахстан важным участником мировой политической арены, способствуя формированию устойчивой и мирной международной среды.