Глава «Единой России» Дмитрий Медведев поручил подготовить законопроект о платформенной занятости. По мнению Медведева, в настоящее время сотни тысяч человек прибегают к использованию цифровых платформ для трудоустройства: учителя, курьеры, водители такси, работники креативной сферы и другие. За последний год количество трудоустроенных через агрегаторы увеличилось в 2–3 раза.
Ситуацию подробно прокомментировала амбассадор «Дежурного по бизнесу» Екатерина Авдеева, член Генерального совета «Деловой России», руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России», первый вице-президент Союза Интернет-торговли:
Какая польза будет от регулирования платформенной занятости?
Сегодня созданы все условия, чтобы сделать применение статуса самозанятого максимально выгодным для работника и работодателя. Для расчетов «в черную»/ наличными сейчас требуются гораздо более значительные затраты по сравнению с расходами на оплату процента налога самозанятого, поэтому работодатель часто готов взять эти расходы на себя.
Проблемы чаще всего в том, что обе стороны опасаются использовать этот статус - работник, не до конца понимая все его правовые аспекты, а работодатель, вменения взаимоотношений с самозанятыми в качестве трудовых. Чаще всего ситуации, в которых трудоустройство вообще не оформлено встречается как раз в сфере микро-бизнеса. Поэтому нужны четкие правила, не оставляющие правовой неопределенности, которые бы стимулировали микро-бизнес и самозанятых входить в официальные взаимоотношения без опасений. А уже после введения таких правил можно будет вводить критерии для определения, когда отношениями с самозанятыми подменяют трудовые.
Отдельно стоит вопрос пенсионных отчислений, так как речь идет о добровольной уплате страховых взносов. Это очень верное решение предоставить выбор, но необходимо обеспечить больше разъяснительного материла о последствиях. Если самозанятые не будут самостоятельно регулярно делать пенсионные отчисления, с учетом того, что у них не копится трудовой стаж, то и получать они смогут только социальную пенсию.
В целом у самозанятых самые льготные условия: они получают фактически больше всех «на руки» за свою работу, и платят меньше всего налогов. При этом платформенная занятость достаточно эффективный способ для фрилансера обеспечить себе регулярный доход, сохранив максимальную свободу – они выполняют работу в удобном для них месте и в удобное время. В связи с этим представляется, что раз уж было принято решение об экспериментальном режиме самозанятых до 2028 года с обязательством их не трогать, то за этот период надо создать условия выхода из «серой» зоны максимального числа лиц. На данном этапе необходимо поощрять платформенную занятость и создавать условия работы только официально пусть и с использованием статуса самозанятого.
Давайте приведем пример. Если обратиться на сервис Profi.ru чтобы найти клинера, то выяснится, что большая часть из них предпочитает работать «в черную». То есть на практике, благодаря платформе заказчик и исполнитель могут быстро и оперативно найти друг друга, однако регулирование не должно позволять исполнителю получать денежные средства и оказывать услуги «в черную». Здесь очень важно защитить все стороны сделки, как самого исполнителя, так и заказчика, которым нередко может выступать и физическое лицо. Это возможно, если платформы не будут пытаться представить себя обычными площадками объявлений, а будут обязаны оказывать комплекс сервисных услуг, включая контроль сделок с предоставлением соответствующих отчислений и информации, в том числе просветительского характера.
В чём специфика рынка платформенной занятости?
Платформенная занятость действительно может стать альтернативой трудовой занятости, не подменяя трудовые отношения. Некоторым компаниям нет необходимости брать в штат, например, курьера, водителя, юриста и других работников, чьи услуги не нужны многим в режиме постоянного присутствия. Например, крупные компании справедливо берут на постоянную работу с хорошим окладом юристов, бухгалтеров, системных администраторов. Малому и микро-бизнесу тоже нужны услуги таких квалифицированных специалистов, но только на определенные период, и здесь платформенная занятость решает целый пул вопросов.
Какие риски?
Оборотная сторона рынка платформенной занятости таит в себе ряд рисков:
1. Без системы повышения квалификации и аттестации есть риск снижения профессионализма самозанятых.
2. Вывод работников из-под государственных социальных гарантий.
3. Возникновение неравных условий конкуренции работодателей, которые предпочитают работать с самозанятыми, и тех, кто продолжает работать с сотрудниками в рамках традиционного трудового договора.
4. Риски снижения общего уровня здоровья трудоспособного населения из-за отсутствия социальных гарантий при болезни.
Что касается контроля государством платформенной экономики, то в России уже есть соответствующий опыт у некоторых платформ. Например, роль налогового агента взял на себя Яндекс.Такси, хотя ранее и позиционировал себя лишь как агрегатор. Сегодня площадка предлагает самозанятым водителям помощь в перечислении налогов в ФНС. Полагаю, что Яндекс мог бы принять участие в разработке регулирования для этой сферы и как минимум поделиться своим опытом по обеспечению уплаты налогов самозанятыми, за услуги оказанные через их платформу.
Редакция "Дежурного по бизнесу"