В России наблюдается снижение спроса на автомобили с пробегом, что в значительной степени связано с дефицитом ликвидных машин. В таких условиях ожидается рост цен на подержанные автомобили, что приведет к конкуренции "свежих" экземпляров с новыми машинами.
Россияне предпочитают новые автомобили вместо подержанных.
Снижение спроса на автомобили с пробегом в России обусловлено дефицитом ликвидных машин. Ожидается рост цен на подержанные автомобили, что приведет к конкуренции "свежих" экземпляров с новыми машинами.
Снижение продаж подержанных автомобилей, рост новых
Тенденция к снижению
Продажи подержанных автомобилей в июне впервые за пять месяцев показали снижение. По данным "Автостата", в июне россияне купили 499,6 тыс. подержанных машин, что на 0,5% меньше по сравнению с прошлым годом и на 2,6% меньше, чем в мае.
Объемы вторичного авторынка в весенние месяцы (с марта по май) превышали 500 тыс., но в начале лета снизились. Учитывая 10-процентное падение в январе и слабую положительную динамику весной, объем вторичного авторынка за первую половину 2024 года составил 2 млн 748,3 тыс. единиц (-0,2%).
Четверть вторичного авторынка приходится на марку Lada - в первом полугодии продано 683,5 тыс. подержанных машин (+15%). На втором месте японская Toyota с 287,2 тыс. единиц (-12%). Далее идут корейские бренды Kia (156,3 тыс. шт., +0,2%) и Hyundai (149,9 тыс. шт., -3%). Замыкает Топ-5 японский Nissan с 130,3 тыс. машин (-10%).
По словам Романа Титова, заместителя генерального директора по направлению автомобилей с пробегом АГ "Авилон", интерес покупателей снижается из-за дефицита европейских, японских и корейских моделей. Дорогие автомобили постепенно исчезают с вторичного рынка, и их пополнение происходит в небольших объемах. Многие владельцы откладывают продажу автомобилей, если не находят для себя замену.
"С рынка исчезают не только европейские и премиальные машины, но и автомобили в привычном состоянии. С парком автомобилей с пробегом на рынке появляются машины старых годов с большими пробегами. Многие покупатели не готовы покупать автомобили с пробегами более 100-150 тыс. км", - отмечает Роман Титов.
Максим Солодовник, директор направления автомобилей с пробегом автомобильного маркетплейса Fresh, отмечает, что в июне часть спроса перешла на новые автомобили, где условия были выгоднее, чем стоимость ликвидных подержанных машин до трех лет. На вторичном рынке наблюдается ограниченное количество ликвидных машин.
Дефицит "свежих" и премиальных автомобилей с пробегом привел к снижению средней цены подержанных машин, которая снижается четвертый месяц подряд. В июне 2024 года средняя цена составила 1 млн 552 тыс. рублей, что на 0,9% меньше по сравнению с предыдущим месяцем. За полгода автомобили с пробегом подешевели в среднем на 4,5%, что соответствует 73 тыс. рублей.
Андрей Гришаков, директор департамента автомобилей с пробегом ГК "Автодом" и ГК "АвтоСпецЦентр", считает, что цены на автомобили с пробегом будут расти из-за дефицита предложения в различных сегментах вторичного авторынка.
Максим Солодовник прогнозирует, что средняя стоимость подержанных машин может увеличиться на 5% во втором полугодии 2024 года, что вызовет спад продаж на 10%. Ситуация на вторичном рынке будет зависеть от экономической ситуации в стране, наличия новых машин и автокредитов.
По прогнозам "Автостата", объем вторичного авторынка в 2024 году составит 5,74 млн машин, что на 0,8% больше по сравнению с прошлым годом. В пессимистичном сценарии рынок составит 5,5 млн автомобилей (-3,5%). В оптимистичном сценарии объем составит 5,9 млн подержанных машин (+3,6%).
Андрей Гришаков добавляет, что на ситуацию на вторичном рынке повлияют решения регуляторов по ключевой ставке и изменение курсов валют. При неизменной ставке и ослаблении рубля рынок активизируется, с незначительным спадом в июле и ростом с августа до конца года. Оптимистичный сценарий возможен при ослаблении рубля и неизменной ключевой ставке.