Большинство иностранных рабочих ни слова не знают на русском языке или притворяются, когда им это выгодно.
Стас Белкин
Накануне появилась хорошая новость – сократилось количество выходцев из Средней Азии, которые успешно сдавали тесты по русскому языку. Часть толерантных контор, которые оформляли документы иностранцам, закрылась. Прошла волна первых арестов работников, которые участвовали в организации незаконной миграции и выдаче фальшивых сертификатов по знанию русского языка.
Коснулись эти мероприятия и печально известного миграционного центра «Сахарово», который находится на Варшавском шоссе в Москве. Случилось это после того, как сотрудник центра пытался что-то объяснить женщине в хиджабе, но она ни слова не понимала на русском языке.
Как она экзамен сдала по русскому языку, если ни слова не понимает?
– удивился работник ММЦ.
Торговать экзаменами по русскому языку начали четыре года назад. Многие поняли, что таким образом можно легко подзаработать. Вопросы тестов для получения патента на работу были довольно простыми. Нужно было угадать один ответ из четырёх. Необходимо было набрать примерно половину правильных ответов. За определённую плату приезжие мигранты получали схему положительных ответов.
Отдельная часть сотрудников центра пыталась бороться с таким нелегальным бизнесом. Иногда это получалось, была раскрыта основная схема. После этого количество мигрантов, получивших сертификат о знании русского языка, резко сократилось. Нерадивые и жадные сотрудники центра «Сахарово» придумали новую схему, как обойти закон в угоду мигрантам.
Добросовестные работники центра обратили внимание на то, что перед тем как пройти в зону сдачи экзамена, мигранты фотографировали браслеты с индивидуальным QR-кодом и куда-то отправляли фотографию. Выяснилось, что номер браслета попадал человеку, который имел возможность дистанционно зайти в систему тестирования и поставить мигранту правильный ответ. Схема работала довольно долго, мигранты платили за услугу 5-6 тысяч рублей.
Мигранты находили тех людей, кому нужно было заплатить через своих знакомых соотечественников прямо на стоянке такси возле миграционного центра.
Подошёл к таксистам около метро «Лесопарковая», те давали визитку с номером нужного телефона. Были уже бывалые мигранты, которые постоянно крутились в самом центре «Сахарово». Они заходили в центр с утра и могли околачиваться там весь день. Никто не запрещал. Наши сотрудники опять начали борьбу, но вдруг становились неугодными и их увольняли,
- рассказывает бывший сотрудник центра «Сахарово».
Некоторые руководители миграционного центра были сильно заинтересованы в данной схеме. Работника, который выложил в Интернет видео, где он беседует с женщиной, получившей сертификат без знания русского языка, моментально уволили.
Депутаты в Государственной Думе постоянно говорят о том, что необходимо ужесточить миграционную политику. В конце прошлого века существовало такое понятие, как квотирование количества привлекаемых мигрантов на предприятии. Руководитель фирмы получал каждый год квоту на определённое число мигрантов. Если вернуть такую политику, она может дать положительный результат. Не мешало бы еще установить контроль за самими руководителями предприятий.
На сегодняшний день закрываются классы, где принимали экзамены по русскому языку. Только в одной столице их было тысячи на каждом углу. Теперь их прикрыли.
Сами мигранты считают, что учить русский язык в России ни к чему. На стройке не так важен язык страны, в которой ты работаешь. Беда в том, что многие иностранцы в миграционном центре получают регистрацию и уходят в нелегальный бизнес. На стройках уже никто работать не желает.
Устраиваются разнорабочими на дачных участках, в такси, на доставку еды. С весны начинается наплыв мигрантов, который к зиме стихает. Основной поток идёт из Таджикистана и Узбекистана. Это необразованные молодые люди, у которых даже нет аттестата об окончании средней школы. По-русски никто не говорит, а учиться они не хотят.
В центре как-то у мигрантов спросили о том, сколько они хотят зарабатывать? Отвечают – минимум 80 тысяч рублей в месяц. Наши сотрудники иногда получают меньше,
- продолжил бывший сотрудник центра.
По неофициальным данным, на сегодняшний день процент успешно сданных экзаменов по русскому языку мигрантами на получение трудового патента в центре «Сахарово» приближается к 100 %. И это при том, что количество иностранцев, обращающихся за помощью к репетиторам по русскому языку резко сократилось.
В последний год ко мне никто из мигрантов не обращался. Среди моих учеников были граждане Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана. Первым приходил глава семейства, а потом привозил всю свою ораву. К репетиторам обращаются те иностранцы, кто может позволить себе учителя. Обучение проходит у них на дому,
- рассказывает репетитор по русскому языку Татьяна.
На базовое обучение русскому языку уходит два-три месяца. Чтобы хорошо знать язык нужен хотя бы год. Репетитор считает, что необходимо создавать частные специальные школы для иностранцев.
За границей, чтобы попасть в высшее учебное заведение, молодые люди учатся в промежуточной школе, где овладевают языком. В России таких заведений нет. Я думала о создании такой школы, но пока нет возможности,
- продолжает репетитор.
Когда-то Татьяна принимала экзамены у иностранцев в одном из таких центров. Она видела, что мигрантам давали листочки с готовыми ответами. Понятно, что такая услуга выполнялась не безвозмездно.
Репетитор вспомнила женщину из Узбекистана, которая брала у неё уроки русского, чтобы сдать экзамен на гражданство:
Она была молодая, но при этом уже родила четверых детей. Первый экзамен не сдала, сильно переживала. Я её успокаивала, объясняла, как надо себя вести на экзамене. В итоге она сдала. Работать официально она не планировала, на родину возвращаться не собиралась. Призналась, что готова терпеть трудности в России и держаться.
Учитель русского языка считает, что для мигрантов необходимо создавать специальные образовательные учреждения. Иначе не избежать коррупции в этой сфере. Мигрантов зовут на работу в Россию, но никто ими не занимается. Иностранцы за деньги находят тех людей, кто поможет оформить документы и сдать экзамен на знание русского языка.
Я общалась с отцом детей, которые у меня занимались. Ругала его за то, что он взятку кому-то дал. Недавно он ко мне пришёл и высказался: «Вот Вы мне делали замечание за взятки, а без взяток ничего здесь сделать нельзя. Тут все берут,
- подвела итог учитель-репетитор.