178,3K подписчиков

«Нам давно надо забыть о том, что существует некая анонимность в интернете. Это недопустимая позиция!»

Число серых симок в России растет на 40% в год. Власти готовят новые штрафы и санкции

«То, что операторы на серых симках зарабатывают… Ну значит, будут учиться зарабатывать на другом», — возмущались сегодня на пресс-конференции представители власти и правозащитники. Законопроект, ужесточающий оборот серых сим-карт, идет только на второе чтение. Однако в него уже вписывают все новые и новые правки, которые обещают сделать россиян максимально прозрачными в интернете для государства. О том, почему серые симки — это угроза, как и за что будут наказывать рекламодателей и почему блогеры, выкладывая ролики на YouTube, совершают «вредоносные действия», — в материале «БИЗНЕС Online».

   Тема борьбы с серыми сим-картами за последние недели вышла на бешеные обороты. Расставить все точки над «i» и заодно над анонимностью в Рунете решили в ходе пресс-конференции «Звонок обмана: как бороться с серым рынком SIM-карт» в НСН.   
Фото: Екатерина Кобиц
Тема борьбы с серыми сим-картами за последние недели вышла на бешеные обороты. Расставить все точки над «i» и заодно над анонимностью в Рунете решили в ходе пресс-конференции «Звонок обмана: как бороться с серым рынком SIM-карт» в НСН. Фото: Екатерина Кобиц

Закон о симках дополнится балансом по паспорту?

Тема борьбы с серыми сим-картами за последние недели вышла на бешеные обороты. Началось все с того, что ко второму чтению законопроекта, направленного на ужесточение оборота симок, неожиданно решили внести пункты о лишении анонимности авторов каналов с аудиторией больше тысячи человек. Затем Банк России анонсировал, что с 15 июля запустит с операторами связи и коммерческими банками совместный проект по выявлению номеров телефонов и счетов, которые для обмана россиян используют мошенники. Хотя ранее в ЦБ заявляли, что для этого финтеху крайне нужен плотный контакт с правоохранительными органами и ФСБ…

А сегодня стало известно, что минцифры РФ готовит новые поправки к закону «О связи». Как пишут «Ведомости», главное нововведение — при пополнении баланса мобильного телефона наличными нужно будет предъявлять паспорт. Инициатива, мягко говоря, неочевидная: по оценке экспертов издания, наличными пополняют баланс не больше 5% абонентов — это исторический минимум, причем в основном пенсионеры и мигранты. Осенью, конечно, появится еще одна категория, на которую аккуратно указывают источники «БИЗНЕС Online», — это призывники. Но картина, при которой уклонистам будут обрезать не только кредиты, но и карты и симки, выглядит уж совсем печальной.

Кроме этого, министерство считает, что перед продажей сим-карт необходимо проверять паспортные данные по базе МВД — иначе продавцов предлагается штрафовать на сумму до 10 тыс. рублей за каждую сим-карту, проданную с нарушениями. Поправки сейчас находятся на стадии межведомственного согласования. Их могут принять до конца весенней сессии Госдумы — до 4 августа.

Расставить все точки над «i» и заодно над анонимностью в Рунете решили в ходе пресс-конференции «Звонок обмана: как бороться с серым рынком SIM-карт» в НСН. Впрочем, отвечать на интересующие вопросы позвали почему-то не кого-то из авторов закона, например депутатов Василия Пискарева и Антона Горелкина, а зампреда комитета Госдумы по экономической политике, главу российского союза налогоплательщиков Артема Кирьянова. Поэтому начали с цифр.

   «Если мы говорим вообще о киберпреступлениях и цифрах, которые есть в этой среде, то мы их уже исчисляем сотнями миллиардов рублей, которые люди отдают мошенникам и жуликам всех мастей».   
Фото: freepik.com
«Если мы говорим вообще о киберпреступлениях и цифрах, которые есть в этой среде, то мы их уже исчисляем сотнями миллиардов рублей, которые люди отдают мошенникам и жуликам всех мастей». Фото: freepik.com

По словам Кирьянова, число сим-карт, оформленных на подставных лиц, растет примерно на 40% в год. За 2023-й, например, оно увеличилось на 42,3%, а за прошедшие пять месяцев подросло еще на 21%. Для понимания масштабов: в прошлом году Роскомнадзор выявил около 43 млн мобильных номеров, оформленных с нарушениями. Организованная преступность, подчеркнул он, на этом зарабатывает миллиарды.

«По статистике, только в 2023 году от преступлений с использованием средств мобильной связи, подменных телефонных номеров ущерб составил 15,8 миллиарда рублей. Если мы говорим вообще о киберпреступлениях и цифрах, которые есть в этой среде, то мы их уже исчисляем сотнями миллиардов рублей, которые люди отдают мошенникам и жуликам всех мастей. Понятно, что сегодня мошеннические схемы работают в тесном сопряжении с недружественными странами, украинской юрисдикцией, и мы видим, что так или иначе мошеннические схемы приводят к тому, что идет финансирование борьбы против России. Это даже не считая прямых вызовов в сфере терроризма и экстремизма, что, наверное, доказывать не надо», — заметил Кирьянов.

Другой острой проблемой являются симбоксы — технологии, позволяющие производить массовые обзвоны. «Я думаю, что мы должны, в частности, в дополнение к тем мерам, которые сегодня обсуждаются, создать механизм принудительной блокировки звонков с подозрительных номеров и сим-карт на государственном уровне», — заключил Кирьянов.

   «Наличие серых сим-карт, незарегистрированных или зарегистрированных на неустановленных лиц, открывает большой простор для злоупотреблений».   
Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»
«Наличие серых сим-карт, незарегистрированных или зарегистрированных на неустановленных лиц, открывает большой простор для злоупотреблений». Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

«Штрафы должны быть максимально жесткими, контроль — очень обширным»

«Весь потребительский рынок очень быстрыми темпами перетекает в онлайн. Человеку просто нужен номер телефона, с помощью которого он авторизуется в сервисах, оплачивает покупки через подтверждение, приходящее на телефон. То есть телефон ему стал вторым паспортом. А наличие серых сим-карт, незарегистрированных или зарегистрированных на неустановленных лиц, открывает большой простор для злоупотреблений», — взял слово председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.

По его словам, «эта пресловутая анонимность» препятствует защите прав граждан и интересов государства. «Когда мы говорим о деанонимизации, это очевидно необходимо делать! Штрафы должны быть максимально жесткими, контроль — очень обширным», — убежден он.

Павлов рассказал, что у него самого регулярно на «Госуслугах» всплывает уведомление об одобрении сим-карты. «Например, „Ростелеком“ мне так через „Госуслуги“ присылает. Я звоню — ни сном ни духом, я ничего не получал, как аннулировать эту сим-карту? По телефону они не готовы такое сделать! То есть каким-то образом они умудряются без идентификации мне симку выдать, а вот заблокировать ее по моему звонку уже отказываются», — возмущался спикер. Мол, представьте, что каждая такая симка будет использоваться для противоправной деятельности, а к вам придут правоохранительные органы — номер-то на вас зарегистрирован.

«Это недопустимая история! С этим нужно бороться, тем более все каналы известны. То, что операторы на этом зарабатывают… Ну значит, будут учиться зарабатывать на другом», — негодовал Павлов.

Схожей риторики придерживался и заместитель председателя комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения ассоциации юристов России Борис Единин. Он рассказал, что пока идет пресс-конференция, ему пришло сразу три сообщения о попытках мошенников дозвониться. Единин выступил сразу с двумя предложениями: собрать информацию о всех номерах, принадлежащих конкретному человеку, на его странице на «Госуслугах», а также создать специальные симки для юридически значимых действий.

«Есть сим-карты для умного дома, для охранных систем, есть те, которые мы используем в рабочих целях. Мне кажется, для юридически значимых действий должна быть одна сим-карта, и она должна иметь какой-то особенный статус, особую форму выпуска, может быть, дополнительные требования прихода к оператору связи или, может, в МФЦ для получения именно этой сим-карты. Для обычного общения, связи можно использовать другие сим-карты, в ином режиме. Таким образом мы сможем сократить сферу надзора и для правоохранительных органов, и для Роскомнадзора», — предложил он.

   Артем Кирьянов: «Нет системных сбоев по госуслугам. Поэтому то, что мы можем защищать персональные данные граждан от имени государства, — это уже свершившийся факт».   
Фото: Екатерина Кобиц
Артем Кирьянов: «Нет системных сбоев по госуслугам. Поэтому то, что мы можем защищать персональные данные граждан от имени государства, — это уже свершившийся факт». Фото: Екатерина Кобиц

Для военных блогеров подготовят индивидуальное решение?

Еще одна инициатива, которая, по словам Кирьянова, активно обсуждается в Госдуме, экспертном сообществе (и которая стала абсолютным шоком для большей части аудитории Рунета), — это передача авторами каналов от 1 тыс. пользователей информации о себе в РКН. Официально «обновления» будут обсуждаться на втором чтении законопроекта о сим-картах. Но сомнений в том, что его примут, практически не осталось.

«Нам давно надо забыть о том, что существует некая анонимность в интернете. Это недопустимая позиция с учетом того, что сегодня онлайн- и офлайн-жизни практически одинаково значимы для человека. В онлайне человек совершает юридически значимые действия, хранит деньги, конфиденциальную информацию. Здесь каждый должен нести очень серьезную ответственность за то, что он делает», — заметил Кирьянов.

На вопрос «БИЗНЕС Online», как в таком случае должны работать, например, военные блогеры, которые в целях собственной безопасности не раскрывают свою личность, депутат ответил, что «здесь может быть индивидуальное решение».

«Военные блогеры — это небольшой круг людей, может быть, их несколько сотен… Ну давайте так, не тысячи. И я думаю, что здесь есть решение. Но вопрос-то, видимо, заключается в доверии. Насколько мы доверяем государственной защите информации? Ну лично я ей доверяю. Сколько лет существуют многочисленные сервисы налоговой службы, крайне чувствительные и для физических, и для юридических лиц, личные кабинеты, много сервисов… Вот за все эти годы мы не видим никаких утечек… чтобы что-то там широко распространилось. Есть утечки другого характера, но это уже не относится к компьютерной безопасности. Нет системных сбоев по госуслугам. Поэтому то, что мы можем защищать персональные данные граждан от имени государства, — это уже свершившийся факт», — убеждал Кирьянов.

Впрочем, депутат не стал скрывать: в каком-то плане деанонимизация становится частью курса по обелению экономики, т. е. работает и на допдоходы в бюджет. Именно поэтому обеление деятельности блогеров и рекламы тоже на повестке дня. Кирьянов напомнил, что уже сейчас при Госдуме формируется рабочая группа по блогосфере, которую может возглавить зампред нижней палаты парламента Петр Толстой.

   Кирьянов заметил: власти допускают различные варианты будущего YouTube, «вплоть до самых жестких».   
Фото: «БИЗНЕС Online»
Кирьянов заметил: власти допускают различные варианты будущего YouTube, «вплоть до самых жестких». Фото: «БИЗНЕС Online»

А что с YouTube?

«Блогеры не переходят на отечественные площадки и говорят о том, что российские аналоги имеют меньшую аудиторию, поэтому это им невыгодно. Но здесь ключевое слово „невыгодно“. Хотя мы совершенно точно понимаем, что работа и в запрещенных социальных сетях, и на иностранных площадках вредит интересам России, российских граждан. И в этом смысле необходимо понимать, что так или иначе блогеры, создатели контента, которые работают на недружественных площадках, совершают вредоносные действия, и их поощрять в этом совершенно не надо», — добавил Кирьянов.

Как стимулировать рекламодателей платить деньги на отечественных площадках? Похоже, лучший вариант — через санкции. Один из вариантов ранее предлагал сам Кирьянов. Рекламодатели, которые будут проводить кампании на западных площадках, могут не рассчитывать на налоговый вычет, а также на уменьшение налога на прибыль. «То есть, во-первых, вычеты [станут наказанием], во-вторых, необходимо подумать и о системе дополнительных наказаний, может быть, не налоговых в данном смысле, но административных», — добавил он.

«Если наши рекламодатели пока еще не понимают остроты этой проблемы, значит, надо объяснять и наказывать рублем», — пожал плечами Кирьянов.

Не станет ли одним из «выходов» блокировка YouTube, инфраструктура которого уже два года не обслуживается Google, а тут недавно по случайному стечению обстоятельств начала выходить из строя и «тормозить видеохостинг»?

Кирьянов заметил: власти допускают различные варианты будущего YouTube, «вплоть до самых жестких».

«Чем дальше, тем больше мы видим, что никакие наши увещевания, мягкие методы воздействия на данную площадку не приводят к каким-то результатам, поэтому возможны различные варианты, вплоть до самых жестких», — заключил он.