Найти тему
ВТБ Страна

Невидимый трамвай и стихи, похожие на полет аэроплана. Транспорт и скорость в искусстве авангарда

Оглавление

Ранней осенью 1915 года в Санкт-Петербурге случилось ДТП. Извозчик не смог справиться с лошадью — она испугалась трамвая. Пострадал пассажир. Им оказался популярный в то время художник-реалист Константин Маковский. Спустя несколько дней он умер.

Смерть Маковского будто поставила точку в реалистическом искусстве: в декабре того же года Малевич представит публике «Черный квадрат» — и наступит время авангарда. С картин новой эстетики почти пропадут реальные формы, и даже символы нового времени (в их числе злополучный для Маковского трамвай!) распознать на них будет непросто. А ведь быстрый, громкий и опасный транспорт особенно вдохновлял мастеров авангарда. Разберемся в этом материале почему.

Роковой трамвай

Михаил Меньков. «Кубизм (Трамвай № 6)», 1914 год, Самарский областной художественный музей, Самара © Public domain
Михаил Меньков. «Кубизм (Трамвай № 6)», 1914 год, Самарский областной художественный музей, Самара © Public domain

Происшествие с Константином Маковским — конечно, просто случайность. Но оно намекнуло современникам: время изменилось. Новый транспорт, пущенный по улицам города, ускорял жизнь, добавляя в нее шума. Если горожанин не принимал эту изменившуюся реальность, она становилась для него опасной (как оказалось, даже смертельно). В творчестве Маковский тоже столкнулся с проблемой «нового мира»: его потрясающая историческая живопись стала почти никому не нужной, а писать по-другому он не смог. Художника продолжали кормить только заказные портреты. Новая реальность требовала прогрессивных идей даже в искусстве, реализовать их получилось у авангардистов — «передового отряда» (если перевести с французского).

Владимир Маяковский, представитель «нового искусства», так описал городскую эстетику начала 20 века:

«Телефоны, аэропланы, экспрессы, лифты, ротационные машины, тротуары, фабричные трубы, каменные громады, копоть и дым — вот элементы красоты в новой городской природе. <…> Мы, горожане, не знаем лесов, полей, цветов — нам знакомы туннели улиц с их движением, шумом, грохотом, мельканием, вечным круговращением. А самое главное — изменился ритм жизни. Все стало молниеносным, быстротечным, как на ленте кинематографа».

Писательница Эльза Триоле, художник Робер Делоне, поэтесса Клэр Голль, писатель и поэт Иван Голль, художница Валентина Ходасевич и поэт Владимир Маяковский (слева направо). Фотография была сделана уличным фотографом на ярмарке в Париже в конце 1924 года © РИА Новости
Писательница Эльза Триоле, художник Робер Делоне, поэтесса Клэр Голль, писатель и поэт Иван Голль, художница Валентина Ходасевич и поэт Владимир Маяковский (слева направо). Фотография была сделана уличным фотографом на ярмарке в Париже в конце 1924 года © РИА Новости

Для авангардистов скорость стала важным инструментом в преодолении застоя: «передовики» желали быстро и радикально перекроить привычные стандарты традиционного искусства, слишком «высокого» и далекого от реальной жизни. А материальным воплощением стремительного ритма жизни стал новый транспорт: трамваи, поезда и аэропланы. Так то, что уничтожало старый мир, превращалось в символы нового.

Авангардистский взгляд из окна

В 1915 году в зале Общества поощрения художеств в Петрограде состоялась выставка футуристов «Трамвай В». Название до сих пор точно не расшифровано. Возможно, новый транспорт должен был стать аллегорией бешеной городской жизни, прогресса, движения. Трамвай — изобретение еще конца 19 века, но в России он начал активно использоваться только в начале 20-го (хотя в это время в Европе трамваи уже заменяли более современными метро и автобусами). А может быть, на название выставки повлиял способ привлечения публики — листовки-афиши расклеивали как раз на окнах городских трамваев.

Казимир Малевич. «Дама на остановке трамвая», 1913 год, Городской музей, Амстердам, Амстердам © Public domain
Казимир Малевич. «Дама на остановке трамвая», 1913 год, Городской музей, Амстердам, Амстердам © Public domain

На первой выставке футуристов Казимир Малевич показал полотно «Дама на остановке трамвая» в стиле кубофутуризма. Изображение собрано из абстрактных геометрических форм (точно как в кубизме), представленных в движении (это из футуризма). Квадраты и треугольники пересекаются и переплетаются между собой, складываясь на картине Малевича в узнаваемые образы: вывеска, бутылка, портрет незнакомца. Но ни трамвая, ни дамы нет! Кажется, что все изображенное — это случайный вид, на миг появившийся перед глазами девушки, стоящей на остановке.

Иван Клюн. «Пробегающий пейзаж», 1915 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Иван Клюн. «Пробегающий пейзаж», 1915 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Таким же приемом воспользовался близкий соратник Малевича — Иван Клюн. На выставке «Трамвай В» он впервые показал публике картину «Пробегающий пейзаж». Она представляет собой массив размытых полуабстрактных фигур, которые складываются в панораму, мелькающую перед глазами зрителя, как бы сидящего в поезде.

Обратим внимание на небо

Казимир Малевич. «Авиатор», 1914 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Казимир Малевич. «Авиатор», 1914 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Аэроплан — прорывное изобретение начала 20 века — подарил художникам-авангардистам возможность взглянуть на привычную реальность по-новому: прямо с небес!

Казимир Малевич считал аэроплан главным символом прогресса. Самая известная его работа на эту тему — «Авиатор». Перед нами снова полуабстрактные формы, в которых узнаются фигура летчика с наложенным сверху силуэтом рыбы, пила, вилка, игральная карта трефовой масти и слово «аптека» (отдельно «а», «пте» и «ка»). В этой картине нет привычного для традиционного искусства символизма, нет потаенных смыслов. Предметы изображают сами себя, их столкновение на картине абсурдно. Рыба — это всего лишь рыба, а не символ христианства, как это было бы на картине эпохи Возрождения. Ее изображение у Малевича больше похоже на игру слов и отсылку к термину «воздухоплавание».

Ольга Розанова. Иллюстрация к альбому «Война», 1916 год © Public domain
Ольга Розанова. Иллюстрация к альбому «Война», 1916 год © Public domain

Совсем другой образ нового воздушного транспорта создала Ольга Розанова в линогравюрах для альбома 1916 года «Война» — одного из самых известных произведений русского авангарда о Первой мировой войне. Альбом состоял из цикла стихов Алексея Кручёных и кубофутуристичных иллюстраций Розановой. Изображенные на них аэропланы тоже напоминают о прогрессе и скорости нового времени, но на войне это только умножает смерти и плодит жестокость.

Любовь к движению не только на полотнах

Поэты-авангардисты тоже питали слабость к новому транспорту. В альманахе «Первый журнал русских футуристов» Давид Бурлюк опубликовал несколько стихотворений про поезда: «Железнодорожные посвистывания», «Паровоз и тендер» и «Зимний поезд». В них поэт использовал нетипичное деление на строки, чтобы визуально воспроизвести стремительное движение локомотива. Для ускорения поэзии Бурлюк освобождал свои стихи от лишних слов, заменяя их на математические символы ( + и =). В стихотворении «Зимний поезд» количество слов в каждой строке постепенно сокращается. Это иллюстрация удаления поезда, который в конце концов совсем пропадает за горизонтом.

Склонений льдистых горнее начало

Тропа снегов = пути белил

Мороз = укусы = жало

И скотских напряженье жил

Шипенье пара

Лет далеких искр

уход угара

диск

Р.

Стихами в форме пирамиды насытил свой сборник 1914 года «Танго с коровами» поэт Василий Каменский. Автор описывал в них свои полеты — он был одним из первых российских авиаторов. Кстати, есть предположение, что именно его портрет поместил Казимир Малевич на одноименную картину. В виде пирамиды поэт написал автобиографическое стихотворение «Полет Васи Каменского на аэроплане в Варшаве». Стихотворные строки воспроизводят восходящую траекторию полета аэроплана: широкие внизу, они сужаются к верху страницы. Чтобы подчеркнуть это, Каменский предлагает читателям читать его снизу вверх.

Василий Каменский, «Полет Васи Каменского на аэроплане в Варшаве», 1914 год. Стихотворение из сборника «Танго с коровами», исследовательская библиотека, Исследовательский институт Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния © Public domain
Василий Каменский, «Полет Васи Каменского на аэроплане в Варшаве», 1914 год. Стихотворение из сборника «Танго с коровами», исследовательская библиотека, Исследовательский институт Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния © Public domain

Банк ВТБ, Центр «Зотов» и Велобайк решили объединить архитектуру конструктивизма с популярной у авангардистов темой городского транспорта и разработали веломаршрут «Авангард за 30 минут. Пресня» по знаковым объектам конструктивизма в столице. Вводите в приложении «Велобайк» промокод PRSN24, берите велосипед по специальному тарифу «Крути конструктивно» и отправляйтесь колесить по окрестностям Московского планетария, Дома Наркомфина, Мосторга, рабочего поселка «Нижняя Пресня» и Хлебзавода №5, в здании которого теперь работает Центр «Зотов». А когда решите заглянуть в сам Центр, покажите администратору историю своих поездок или фото на фоне одного из перечисленных объектов — и получите скидки до 50%.