Официальным днем рождения Windows 1.0 стало 20 ноября 1985 года. Спустя более 30 лет нет смысла обсуждать лидерство Microsoft в области операционных систем с графическим интерфейсом. Однако не все начиналось так позитивно.
Windows 1.0 была необходима для того, чтобы конкурировать с Apple.
Разработка операционной системы Windows 1.0 началась в 1981 году. Предполагалось, что проект будет представлен миру к 1983 году, но этого не произошло, и он был отложен на несколько лет. В дальнейшем станет еще понятнее, что даже Microsoft не успела выпустить ее в этот период, но важно посмотреть, почему она вообще была задумана.
Одним из толчков стала работа над программным обеспечением для компьютера Apple под названием Lisa. Решения компании из Купертино всегда были относительно дорогими, а в то время за эту машину просили 10 000 долларов США. В то же время IBM стремительно продвигалась в более дешевые области, и у Microsoft появилась реальная возможность войти в эту сферу со своими программными разработками. Действительно, первым реальным решением в этой области стала Windows 1.0, которая была не первой, появившейся в Редмонде, но первой операционной системой с поддержкой графического интерфейса.
Первая система с графическим интерфейсом от Microsoft
Чем Windows 1.0 отличалась от своих конкурентов и что в ней было интересного?
В начале 1980-х годов было признано, что будущее операционных систем - за графическим пользовательским интерфейсом. Вектор дальнейшего развития программного обеспечения во многом был задан компьютером Xerox Alto, который послужил источником вдохновения для Apple и Microsoft.
Природа графического интерфейса более привычна для обычного нетехнического пользователя. Это связано с тем, что таким людям гораздо проще открыть приложение, нажав на его иконку, чем описывать путь к директории или конкретному файлу в текстовом формате. Кроме того, графический интерфейс облегчает работу с визуальным контентом, которому в Windows 1.0 было отведено отдельное место. Единственное, для использования всего этого нужна не только клавиатура, но и мышь - новый инструмент, который не сразу бросается в глаза.
Операционная система поддерживала минимальное количество цветов
Windows 1.0 поддерживала всего шесть цветов. Это хорошо видно на скриншотах, но этого все равно было достаточно, чтобы визуально выделить интерфейс. Например, верхнее меню, содержащее основные операции, связанные с определенными приложениями, было выделено желтым цветом и сразу бросалось в глаза. Заголовки окон обозначались синими, фиолетовыми и черными точками, а ползунок навигации по документу - красным.
Разумеется, в Microsoft понимали, что необходимо увеличить количество доступных цветов, чтобы повысить визуальную привлекательность операционной системы. Именно поэтому одной из особенностей Windows 2.0 было 16 цветов, а Windows 3.0 поддерживала 256 цветов.
Windows 1.0 была не более чем оболочкой для MS-DOS.
Конечно, в 1980-е годы на этом не акцентировали внимание, но сегодня можно однозначно сказать, что Windows 1.0 нельзя назвать полноценной операционной системой. По большей части это была просто оболочка для MS-DOS, созданная с четкой целью: заставить компьютер работать. Они должны были включить компьютер, взять в руки мышь и решить любую задачу, для которой компьютер был доступен в данный момент. Например, они могли изменять тексты и рисовать картинки с помощью встроенного редактора.
Windows 1.0 запускалась с помощью файла WIN.COM, доступного из командной строки MS-DOS. Затем запускался собственно рабочий стол, на котором отображался файловый менеджер и другие приложения, совместимые с нюансами графического интерфейса. Почти как сегодня, приложения, запущенные в оболочке, отображались специальными значками в нижней части экрана. Кроме того, существовал современный аналог "панели управления", где можно было настроить некоторые нюансы Windows 1.0.
Операционная система Microsoft с графическим интерфейсом приобрела более-менее современный вид только с выходом Windows 95. К тому времени ей пришлось пережить несколько релизов, которые длились не один год. Однако отголоски MS-DOS еще долго оставались позади.
Операционная система была медленной и непонятной.
Windows 1.0 распространялась на дискетах и стоила 99 долларов. Она была принята не очень тепло. В первых обзорах ее ругали за медленную и неуверенную работу, вероятно, из-за большого потребления оперативной памяти. Рекомендуемый объем памяти в минимальных системных требованиях составлял 256 КБ. Мелким шрифтом было указано, что графический интерфейс требует больше оперативной памяти при использовании многозадачности. Однако даже 512 КБ оказалось недостаточно. Даже в этом случае последующие окна отставали от предыдущего.
Хотя сейчас об этом даже думать глупо, в то время техножурналисты спорили, нужна ли поливалентность для операционных систем. Одна сторона утверждала, что пользователи не могут делать две вещи одновременно. Другая сторона была озадачена тем, что нет смысла покупать операционную систему, в которой нет акцента на многозадачность.
Основной памятью системы стала реклама.
В 1986 году многие впервые услышали имя Стива Балмера, который впоследствии стал генеральным директором Microsoft. На тот момент он был акционером компании и руководителем одного из ее подразделений. Он сам появлялся в рекламных роликах, восхваляющих Windows 1.0.
Манера Балмера говорить об IT-компаниях в то время была довольно эмоциональной. В этом стиле, который впоследствии станет его визитной карточкой, он рассказывал об удивительно низкой стоимости операционной системы и ее интригующих встроенных приложениях.
Интерфейс изучался с помощью простых игр.
В конце приведенного выше видео Стив Балмер обращает особое внимание на игру Reversi, включенную в Windows 1.0. Что еще более важно, игра Reversi была нужна не для того, чтобы научить пользователей использовать свое свободное время, а для того, чтобы научить их пользоваться новым манипулятором - мышью.
Во время перехода с MS-DOS было особенно важно научить пользователя умело манипулировать движением курсора на экране, и игры, в которых пользователь окружал фишки противника своими, хорошо подходили для этого. Позднее Reversi была заменена на Sapper, которая требовала активного использования правой кнопки мыши и ограниченного времени игры (это произошло в Windows 3.1). Я отчетливо помню, как весь офис делал записи и делился стратегиями быстрого обозначения заминированных квадратов. Была также игра-пасьянс под названием "Slash", которая научила нас перетаскивать предметы на экране.
Windows 1.0 поставлялась с графическим редактором.
Да, в состав Windows 1.0 входил Paint, который был предназначен для работы с графикой. Конечно, по сегодняшним меркам он не мог нарисовать ничего сверхъестественного, но для своего времени это было довольно интересное приложение. Также стоит отметить текстовый редактор Windows Writer, калькулятор, блокнот, календарь и другие одноименные программы. В целом, кроме проводника File Manager за 99 долларов, больше ничего не предлагалось.
Windows 1.0 не была предложена широкой публике
Интересно, что сама Windows 1.0 не была общедоступной и предназначалась для разработчиков; Windows 1.01 была выпущена 21 ноября 1985 года; в начале 1986 года вышла Windows 1.02, локализованная на самые популярные европейские языки; в первом квартале 1987 года была выпущена Windows 1.04 для поддержки большего количества компьютеров, а в конце года была запущена Windows 2.0.