Найти тему
299,2K подписчиков

В театре Армии показали жуткую и пошлую версию «Алых парусов», исковеркав Грина до неузнаваемости

91K прочитали

Здравствуйте! Похоже, современная режиссура в театральном мире заболела и довольно серьёзно. Почему-то каждый второй режиссёр решил, что классика уже не актуальна, а зритель непременно ждёт очередную трактовку любимых произведений. Только вот, эти трактовки, порой, ничего от самого произведения не оставляют, кроме названия, на которое бедный доверчивый зритель и попадает. В театре армии произошёл, на мой взгляд, вопиющий случай, который я очень хочу обсудить с вами и обменяться мнениями.

Сцена из спектакля «Алые паруса» ТЮЗ СПБ
Сцена из спектакля «Алые паруса» ТЮЗ СПБ

Дорогие читатели, для начала я хочу сказать, что я совсем не против новаторских постановок и современного искусства. Театр должен быть разным, у зрителя должен быть выбор, да и есть зритель у современного театра в лице Богомолова и ему подобных режиссёров. Но есть огромное «но»! Зритель не должен быть обманут! К сожалению, очень часто нынешние режиссёры никак не предупреждают зрителя о том, что в спектакль - лишь фантазия на тему. Приходишь на условного Островского, а получаешь то, что в корне извращает все идеи автора! Мужчин в платьях, играющих женщин, пошлость, дописанный текст и полную подмену всех понятий.

Или приходишь на «Максарад» Лермонтова, а вместо этого, видишь ночной клуб со свингерами (мой личный опыт). Поэтому, если бы в афишах писали честно - что это лишь авторская фантазия на тему, то и вопросов бы у меня не было. Но тут другой вопрос - продавались ли тогда билеты? А то ведь зарабатывают на именах классиков, а своего творчества, видимо, стесняются. И можно долго спорить о том, что я просто не дорос до современного искусства и ничего в нём не понимаю, но таково уж моё мнение, которое я никому не навязываю - я очень злюсь, когда вижу как издеваются над классикой. Когда все посылы авторов обесценивают, меняют мотивации героев и т.д.

Юрий Соломин говорил: «Коверкание классики должно караться, как уголовное преступление»
Юрий Соломин говорил: «Коверкание классики должно караться, как уголовное преступление»

Есть же множество современных пьес, почему бы в них не вкладывать все свои извращённые замыслы? Но нет - классика продаётся, на неё идут, а на современные творения, почему-то, нет. И вот в театре армии произошла громкая история, которая, я надеюсь, привлечёт внимание чиновников от культуры и раз и навсегда избавит нас от таких случаев. Итак, что же там случилось?

Мне написала раздосадованная читательница и рассказала свою историю. Она с внучкой пошла недавно в театр армии на спектакль «Алые паруса» по Грину. Надо сказать, что спектакль привезли из Петербурга. Это гастроли ТЮЗа на сцене театра армии. Так вот, это мюзикл под музыку Дунаевского. В зале тысячи детей, бабушек с внуками, целые классы с учителями, кадеты и т.д. Начинается спектакль, а там Ассоль работает в публичном доме, Грей его завсегдатай. Там они и знакомятся, постоянно пьют, куча пошлых намёков (и не намёков, а прямых гадостей). В общем, от Грина только название и имена героев.

Сцена из спектакля «Алые паруса»
Сцена из спектакля «Алые паруса»

Все их характеры, мотивации, диалоги, приключения и прочие действия - авторские додумки и очевидное издевательство над прекрасным произведением. Учителя уводили детей, закрывали им глаза и уши, родители краснели и испытывали жуткую неловкость. И никто на входе не предупредил, что спектакль 16+, спокойно пускали маленьких детей и даже не сказали что их ждёт. А ведь это может нанести психологическую травму неокрепшему сознанию, навсегда отвадить от театра и, как минимум, испортить вечер. Почему так?

Основная беда, что спектакль гастрольный, и местные администраторы могли не знать что покажут на сцене. По своему опыту знаю сколько суеты и беготни на гастролях, и могли физически не успеть предупредить кассиров и администраторов, проинструктировать их. Но это не снимает ответственности. В конце концов, есть закон о возрастных ограничениях и о защите детей. И вина тут полностью на дирекции принимающей площадки - на театре армии.

Здравствуйте! Похоже, современная режиссура в театральном мире заболела и довольно серьёзно.-4

Жаль детей и их родителей, жаль учителей. Очень вас прошу - читайте всегда отзывы, изучайте куда пойдёте, а то сейчас очень легко нарваться на подобное. Повторюсь, режиссёры и театральные продюсеры мастерски продают любую чернуху под видом классики или даже детских спектаклей. Ну и закончить хочу прекрасными словами Товстоногова, которые, на мой взгляд, невероятно актуальны сегодня:

«Надо понимать, что зритель ходит в театр не только ради режиссерских открытий и находок и совсем не ради знакомства с нашими новациями. Ему, зрителю, интересны прежде всего Шекспир и Достоевский, Ибсен и Мольер, Чехов и Горький. Секрет и тайна режиссерской профессии, режиссерской удачи в том и состоят, чтобы наиболее глубоко, современно и точно прочесть автора, понять и воплотить его. И тогда зрителя уже будет интересовать не просто Шекспир, а Шекспир Брука, Мольер Планшона, Розов Эфроса и т. д. Огни Театра, Театра с большой буквы, зажигает сопряжение драматурга с режиссером. Современный режиссер должен быть в первую очередь самым лучшим читателем из живущих сейчас, в XX веке. Значение прекрасной и сложной профессии режиссера — в максимальном приближении к авторскому замыслу, к смыслу первоисточника, а не в эксплуатации своего дарования, каковое рано или поздно истощится, как бы велико оно ни было».

Георгий Товстоногов
Георгий Товстоногов

А вы что думаете? Попадали ли вы на такие спектакли? Напишите, пожалуйста, в комментариях!

Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!

Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:

Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!

Удачи вам, здоровья и только правды!

Автор: Сергей Марочкин

До встречи!