178,2K подписчиков

«Аккуратно жену пару раз ударить мисваком»: разрешал ли казанский имам бить женщин?

311 прочитали

Имам-хатыб «Ирека» стал жертвой неправильного перевода Корана, считают богословы

«Но когда уж совсем есть крайности, что-то происходит, то в аяте указано «побивание», — рассуждал о рукоприкладстве в семье имам-хатыб казанской мечети «Ирек», куда часто ходят татарстанские VIP’ы, Тимур Камаев в очередном выпуске проекта госагентства «Татар-информ». Его слова о разнице между «избиением» и «побиванием» вызвали резонанс в федеральных СМИ и телеграм-каналах. В татарстанском муфтияте советуют смотреть видео до конца, само информагентство удалило его со своих ресурсов, а эксперты рассуждают о неправильной трактовке аята Корана и устаревании средневековых принципов. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».

«Смысл в том, чтобы не нанести увечья человеку, не оставить синяков…»

Неожиданно скандал федерального масштаба развернулся после того, как республиканское информационное агентство «Татар-информ» в минувшее воскресенье опубликовало видео своего проекта «Чай с хазратом». Ролик был посвящен рукоприкладству в семье, о котором рассуждал имам-хатыб казанской мечети «Ирек» Тимур хазрат Камаев.

Начинается он с вопроса о том, как следует понимать аят в Коране о побивании женщин. Фрагмент приводится в начале и звучит так: «А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте» (Коран 4:34).

Камаев объясняет, что есть градация, с чего нужно начинать, когда супруга ведет себя неподобающе. «Начинать надо всегда с увещевания, то есть постараться объяснить жене, что так делать нельзя. Красивым языком с хикметом (тат. „мудростью“прим. ред.) всегда надо разговаривать», — объясняет Тимур хазрат. Если разговоры женщина не понимает, в аяте сказано, что нужно «разделить спальное ложе». «Это должно дать жене задуматься, что она что-то делает не так. Но когда уж совсем есть крайности, что-то происходит, то в аяте указано „побивание“», — продолжает спикер.

Камаев говорит, что надо разделять термины «побивание» и «избивание» — это разные вещи. «Побивание — это говорится не о том, что надо как-то травмировать свою жену, еще что-то. Здесь побивание имеется в виду, что жена, во-первых, должна понять, что она делает что-то не так», — указывает Тимур хазрат.

Имам-хатыб «Ирека» говорит о том, что у мусульман есть для побивания специальная маленькая палочка — мисвак. И Камаев даже раскрыл, как именно нужно это делать. «Аккуратно [нужно] жену пару раз ударить мисваком. Рука работает только от локтя — то есть не полностью плечевой сустав работает, а от локтя [побивать] маленькими ударами, — описывает он технологию процесса. — Смысл в том, чтобы не нанести увечья человеку, не оставить синяки, а аккуратно дать понять человеку: остановись, ты делаешь неправильно. И что муж уже недоволен, что он дошел до того, что он поднимает руку. Но поднимает руку не в том понимании, что избивает жену».

Далее Камаев ответил на вопрос, что ждет в Судный день мусульманина, регулярно избивающего жену. «Если избивает, это уже зульм (несправедливостьприм. ред..) — вы нарушаете права своей жены. Это запрещено в исламе. Избиение ни в коем случае не разрешается в исламе ни в какой ее форме. За это будет наказание в Судный день», — резюмирует он.

В следующем блоке имам-хатыб «Ирека» говорит, что избивание ребенка — это тоже зульм: «Нельзя избивать своего ребенка, пусть даже маме. Здесь, конечно, отец должен предпринять меры. Как мы и говорили — сначала красиво поговорить, объяснить. Если видите в процессе, не надо стоять и смотреть, как жена избивает вашего ребенка до синяков. Надо схватить, остановить. Тут необязательно избивать, можно просто схватить жену и остановить, чтобы она не совершала этого действия».

Далее Камаев отвечает на вопрос, можно ли избивать жену «по делу», если она грубо вела себя с родственниками мужа, пила, изменяла. «Вообще, надо задуматься, стоит ли жить с такой женой, которая изменяет и пьет и так плохо относится со своими родственниками. Тут уж одними ударами это не поможет. Надо кардинально какие-то меры применять», — объясняет священнослужитель.

Имам говорит, что он за то, чтобы сохранить семью. Но есть крайности. В мечети они стараются разговаривать с обеими сторонами, чтобы сохранить брак.

Должна ли жена прощать мужа, если он ударил ее, поддавшись эмоциям? «Нам стоит прощать друг друга. Надо уметь прощать всегда. Опять-таки каждая ситуация индивидуальна. Что случилось? Как ударил? Как это произошло? Надо смотреть. Но, если жена простит, для нее это будет благом», — считает он. Но нужно задуматься, как быть дальше — либо обратиться к хазрату, шариатскому судье, не оставлять этот вопрос на самотек.

Что делать мусульманке, побитой мужем? Камаев утверждает, что можно обратиться, опять же, к хазрату или шариатскому судье — такие вопросы разбираются. Но для вынесения справедливого вердикта, говорит имам, нужно, чтобы оба присутствовали. Если случай крайний — нужно обратиться в соответствующие органы.

В конце ролика Тимур хазрат ответил на вопрос, как он относится к фразе «бьет — значит любит»? «Любящий человек не должен заниматься рукоприкладством. Мужчины не должны бить своих жен ни в коем случае. В общем, ни муж жену не должен избивать, ни жена мужа», — заключил он.

   Должна ли жена прощать мужа, если он ударил ее, поддавшись эмоциям? «Нам стоит прощать друг друга. Надо уметь прощать всегда».   
Фото: Frank May/picture alliance / www.globallookpress.com
Должна ли жена прощать мужа, если он ударил ее, поддавшись эмоциям? «Нам стоит прощать друг друга. Надо уметь прощать всегда». Фото: Frank May/picture alliance / www.globallookpress.com

«Странно слышать такое от духовного лица из Татарстана»

Впрочем, некоторые СМИ и телеграм-каналы не обратили внимания на финальную часть выпуска «Чая с хазратом».

«Бить жену мусульманам можно, заявил казанский имам Камаев — в сети он учит мужчин, как делать это правильно. Поиграв словами, он попытался провести грань между „побиванием“ и „избиением“. <…> Странно слышать такое не просто от блогера, а от духовного лица из Татарстана, являющегося частью России», — пишет Readovka.

«Очень странно слышать от духовного лица прогрессивного российского региона с таким прогрессивным лидером, как Минниханов, такие странные комментарии, — отмечает телеграм-канал „МИГ России“. — Разумеется, подобное можно услышать и от отдельных „политических православных“, но они относятся к маргинальной части религиозного спектра, и „на телевизор“ их уже давно не пускают. Мы все-таки, по крайней мере пока, живем в стране со светским законодательством, где такого рода деяния, как „побивание жены“, могут быть даже уголовно наказуемыми».

Стоит отметить, что сейчас видео удалено со страниц ИА «Татар-информ». Остался только перезалитый сегодня вариант на YouTube.

   Что делать мусульманке, побитой мужем? Камаев утверждает, что можно обратиться опять же к хазрату, кади — такие вопросы разбираются.   
Фото: «БИЗНЕС Online»
Что делать мусульманке, побитой мужем? Камаев утверждает, что можно обратиться опять же к хазрату, кади — такие вопросы разбираются. Фото: «БИЗНЕС Online»

Разрастающийся скандал прокомментировали и в ДУМ РТ. «Рекомендуем ознакомиться с полной версией видеоподкаста. В нем говорится о недопустимости рукоприкладства, о том, что избивание и причинение физического и морального вреда кому-либо — грех в исламе и что женщинам, оказавшимся жертвами домашнего насилия, следует за помощью обращаться к хазратам и в полицию», — отметили в пресс-службе муфтията.

Источник газеты в АО «Татмедиа», чьим подразделением является «Татар-информ», «Чай с хазратом» — проект сотрудничества ДУМ РТ и государственного информагентства. И обычно конечный вариант роликов визируют сотрудники муфтията. Однако на этот раз по какой-то причине этого не было сделано, а главный редактор «Татар-информа» Ринат Билалов находится в отпуске.

Что касается самого имам-хатыйба «Ирека», то Камаеву 30 лет, он уроженец Азнакаево. Окончил с красным дипломом КФУ по специальности «геофизика», одновременно учился в медресе «Мухаммадия». Его можно назвать членом команды действующего муфтия РТ Камиля Самигуллина. Камаев обучался Корану лично у Камиля хазрата, а позже окончил трехлетние курсы Коран-хафизов в Стамбуле.

В 2019 году по просьбе муфтия РТ Камаев стал вторым имамом в мечети «Тынычлык», где начинал свою карьеру Самигуллин. В 2020 году Тимур хазрат перешел на работу в мечеть «Ирек». Нужно отметить, что данный Дом Аллаха находится в центре Казани и сюда захаживают и татарстанские VIP’ы. В цикле же видеоподкастов «Чай с хазратом» имам-хатыйб «Ирека» отвечает на вопросы об исламе и освещает различные темы с точки зрения мусульманина.

   «Есть люди, которые жену на руках носят, а есть которые жен до полусмерти забивают. Вы же знаете статистику на этот счет. Это очень трагично и печально».   
Фото:  Frank May/picture alliance / www.globallookpress.com
«Есть люди, которые жену на руках носят, а есть которые жен до полусмерти забивают. Вы же знаете статистику на этот счет. Это очень трагично и печально». Фото: Frank May/picture alliance / www.globallookpress.com

«В исламе есть вещи, которые противоречат современным общепринятым устоям»

Эксперты «БИЗНЕС Online» обращают внимание на разные аспекты нынешней ситуации.

По мнению Дамира Мухетдинова — первого заместителя председателя ДУМ РФ, имам из Казани неправильно трактовал аят Корана. «Ведущий современный востоковед, арабист, с огромным знанием и работой над Кораном, над кораническим корпусом Саид Хайбуллович Кямилев как раз отдельно разбирал этот аят, — рассказал Мухетдинов „БИЗНЕС Online“. — Он приходит к выводу, что слово „вадрибухунна“ („и побивайте их“) нужно переводить как „прекращайте“, „разрывайте с ними связь“. То есть, сначала вы даете им — женам вашим — наставление, потом отказ от супружеского ложа. Но здесь сразу же надо оговориться, что здесь идет речь о семье, в которой не одна супруга, а много жен. При наличии одной единственной жены еще непонятно кто кого больше накажет и кто будет больше находиться в зависимости — муж от жены или жена от мужа. Что касается „побивайте слабым побитием“, то я всегда привожу Саида Хайбулловича Кямилева, где он говорит не о побитии, а о том, что, если вы не находите общий язык и никакие примирения семейные не работают, то разрывайте ваши отношения, то есть идите в ЗАГС и подавайте на развод».

А депутат Госдумы Бийсултан Хамзаев говорит, что у него нет претензий к Камаеву. «Поймите, если бы политик делал такого рода заявления, то здесь можно было бы дискутировать с точки зрения претензий или вкуса: нравится — не нравится. А это ведь теолог, представляющий ислам, — напоминает собеседник газеты. Он имам и, значит, у него другой позиции быть не может. Он может двигаться только строго, как юрист в рамках кодекса, и не может давать личные интерпретации. Иначе он будет выглядеть непрофессионально. Есть определенные правила и каноны религиозные, в рамках которых он имеет право делать заявления: что можно, а что нельзя».

Хамзаев напоминает, что есть мужья, которые жену на руках носят, а есть, которые жен до полусмерти забивают. «Вы же знаете статистику на этот счет, это очень трагично и печально, — считает депутат Госдумы. — Такая строгость есть, например, в исламе. Но и у православных есть домострой. Там примерно все в том же ритме. У иудеев в конфессиональной части тоже есть свои правила. Поэтому надо еще посоревноваться, где жестче».

Известный мусульманский блогер Расул Тавдиряков, автор телеграм-канала «Мулла из-за угла», считает, что эту тему и вовсе не стоило поднимать. «В исламе есть вещи, которые противоречат современным общепринятым устоям, — сказал Тавдиряков „БИЗНЕС Online“ — Сегодня, где гендерное равенство возведено в культ, говорить такие вещи [как имам-хатыйб „Ирека"], значит идти вразрез с общепринятыми понятиями. Но с другой стороны, если не говорить или подстраиваться под современные общественные устои, то мы можем дойти до ситуации как в Европе, где в церквях венчают ЛГБТ*-пары. Нужно найти компромисс и попытаться такие темы нивелировать».

Тавдиряков сочувствует имамам, которые получили образование на средневековой литературе, которая не адаптирована под современные реалии. «У них интеллекта не хватает, чтобы совместить традиционное научное богословие и современные реалии», — констатирует известный блогер.

Суждение, высказанное Камаевым, берет свое начало в средневековой трактовке ислама, соглашается мусульманский и общественный деятель Рустам Батров. «То, что он говорит, противоречит Сунне Пророка. Там речь идет о разводе, в контексте которого употребляется слово „дараба“, ошибочно переводимое как „побивать“ женщин, — считает наш собеседник. — Суть в том, что Коран оговаривает три стадии бракоразводного процесса: сначала конфликт нужно решить словом, если не получается, то нужно пожить отдельно, и третья стадия обозначается глаголом „дараба“. Это очень многозначительный глагол и используется в разных значениях, например, путешествовать по земле, и „побивать“ лишь одно из значений. За это значение и уцепились средневековые богословы, которые религию переиначивали под мужчин вопреки идее равноправия мужчин и женщин, которую принес наш Пророк. По их мнению, если словом или пожив отдельно уладить конфликт не получилось, значит якобы можно бить. Но такая трактовка ошибочна. „Дараба“ — про отпускать, расходиться. Это окончательная стадия бракоразводного процесса. Пророк никогда женщин не ударял. Как это можно связывать с его Сунной? Что это за глупости такие?»

Батров сожалеет, что сейчас возрождаются средневековые трактовки, которые «отравляли сознание мусульман на протяжении многих столетий и в конечном итоге превратили современный мусульманский мир из авангарда человечества в большинстве своем в отсталые страны». По его словам, во времена Пророка была идея абсолютного равенства мужчин и женщин. «Ислам, например, настоял на том, чтобы у женщин спрашивали согласие при выходе замуж. А раньше калым платили отцу, девушка даже не знала, за кого ее выдают. Сейчас, когда читают никах, спрашивают взаимное согласие. Почему? Потому что женщина была впервые признана субъектом права. При Пророке женщины стали ходить в мечеть, главное общественное место того времени, они были очень смелыми, дерзкими в хорошем смысле этого слова. Аиша, к примеру, ввела политическую борьбу, сколотила партию и в ее ряды вступали мужчины-воины. Однако мужчинам сложно было принять эту революцию и они постепенно после смерти Пророка начали сворачивать его антипатриархальную революцию. И мы по сей день находимся в плену этих патриархальных установок и многим мужчинам сложно на равных относиться к женщине», — резюмирует эксперт.

* организация признана экстремистской, ее деятельность запрещена в России

Регина Шафиева, Анна Скрып, Илья Зима