«Король Лир» в доме престарелых и Рузиль Минекаев в роли пушкинского Руслана: какие сказки экранизируют в России

   Одним из самых любопытных фильмов фестиваля стала «Ячейка общества»
Одним из самых любопытных фильмов фестиваля стала «Ячейка общества»

Главной темой «Горький fest» в этом году стали сказки. Концепция поначалу кажется немного притянутой за уши, - тем более, сам жанр сказки понимается устроителями фестиваля чрезвычайно широко (во внеконкурсной программе под рубрикой «Взрослые сказки» преспокойно показывают картины Балабанова и Рогожкина). Однако в рамках фестиваля прошла презентация настоящих детских сказок, которые будут сняты и выйдут на экраны в ближайшие годы. В очередной раз стало понятно, что это главный для отечественного кино жанр. Судя по всему, мы вскоре буквально захлебнемся в потоке сказочного материала.

Так, компания «Марс медиа» взялась за «Аленький цветочек» Сергея Аксакова. Сюжет абсолютно беспроигрышный, если вспомнить хотя бы успех двух голливудских «Красавиц и чудовищ»; при этом отечественные продюсеры собираются снять на его основе «темное фэнтези» (вероятно, нечто в духе «Малефисенты»). В работе у «Марс медиа» еще четыре сказки, включая экранизацию пушкинских «Руслана и Людмилы» (Руслана будет играть Рузиль Минекаев, прославившийся ролью Марата в «Слове пацана», а Людмилу — Алена Долголенко; в скором времени выйдет фильм о Пушкине «Пророк», где она играет одну из ключевых ролей).

Тем временем продюсер Гевонд Андреасян (брат режиссера Сарика Андреасяна, только что выпустившего «Онегина»), покусился на другую пушкинскую сказку — о царе Салтане; объявлено, что бюджет ее составит солидные для российского кинематографа 700 миллионов рублей, из которых будто бы 150 уйдет только на костюмы персонажей. Ставить фильм должен Сарик (несмотря на то, что еще недавно он грозился начать работу над экранизацией «Войны и мира» - похоже, ее придется отложить). Помимо этого, Гевонд Андреасян собирается снять новую версию «Домовенка Кузи», в которой заглавного героя озвучит Сергей Бурунов.

Илья Учитель, недавно выпустивший «Летучий корабль», собирается поставить фильм «Молодая Яга», режиссер Эдуард Бордуков — нового «Морозко», а еще нас ждет очередной «Доктор Айболит» по сказке Корнея Чуковского. Всех этих премьер надо ждать не раньше 2026, а не то и 2027 года. Но и до этого скучать маленьким любителям отечественного фэнтези не придется: так, фильм компании СТВ «Огниво» с Романом Евдокимовым в главной роли выйдет уже в этом году, а премьера фильма «Финист. Первый богатырь», повествующего помимо прочего, опять-таки о молодости Бабы Яги (Юлия Пересильд) намечена на 1 января 2025-го.

* * *

Что касается конкурсной программы «Горький fest», сказками (пусть даже для взрослых) самые интересные фильмы назвать не получится. Не липнет это определение, например, к якутской драме «Король Лир», снятой Сергеем Потаповым. Действие ее разворачивается в «пансионате для пожилых» (а проще говоря, в доме престарелых), куда героя сдают внучки, не желающие с ним возиться. Именно туда приезжает режиссер с целью поставить любительский спектакль по трагедии Шекспира. Реальность и фантазия смешиваются в кадре, а профессиональные актеры сталкиваются с непрофессионалами, реальными обитателями пансионата.

   Действие фильма «Король Лир» разворачивается в «пансионате для пожилых»
Действие фильма «Король Лир» разворачивается в «пансионате для пожилых»

Одним из самых любопытных фильмов фестиваля стала «Ячейка общества» Алены Званцовой (название - худшее, что в этом фильме есть). Ее герои - молодые, примерно 26-летние супруги; ее играет Анастасия Красовская, его - Кузьма Котрелев. У них есть дочка, которая наконец пошла в детский сад. И есть (по крайней мере, у жены) странное ощущение, что жизнь проходит мимо, просачивается сквозь пальцы. Она заводит робкий, совершенно платонический роман со взрослым импозантным риэлтором, сама до смерти пугается своего порыва, отпрыгивает от нового знакомого, когда тот пытается ее поцеловать. Но самого желания романа уже достаточно, чтобы брак дал трещину и начал расползаться по швам.

«Ячейку общества» можно было бы назвать маленькой трагедией, учитывая, что герои в конце концов разводятся. Вот только развод в версии Званцовой не преподносится как нечто катастрофическое: скорее как ступенька, на которой можно остановиться, отдышаться, посмотреть друг на друга другими глазами и, возможно, начать все заново, уже в качестве не ослепленных влюбленностью подростков, а нормальных взрослых людей. Бывший муж получает назначение на другой конец света, в Аргентину, зовет туда бывшую жену - и у нее вспыхивают глаза.

Все это держится главным образом на обаянии и таланте Красовской (самой прекрасной непрофессиональной - божественно непрофессиональной - актрисы в российском кино со времен первых ролей Ренаты Литвиновой в фильмах Муратовой). И Котрелева, который одними взглядами превращает своего персонажа, серого и скучного айтишника, в человека, которого хочется немедленно обнять и утешить, как родного.

Автор: Денис КОРСАКОВ