Найти в Дзене

Особняк купца Льва Григорьевича Шикина

Особняк из красного кирпича, в два этажа и с флигельком построен в типичном для Хвалынска стиле эклектики. Это одно из немногих строений в городе, которое само сообщает свой возраст – на центральном парапете выложена дата «1911 г.». Дом «хвалынский» до последнего кирпича –изготовленного на местном кирпичном заводе купца Астафьева, - основательный, на большую семью, как раз такой, какой мог принадлежать могучему купцу старообрядцу. А Шикины как раз были старообрядцами старой закалки. Лев Григорьевич Шикин был настоящим старообрядческим столпом – богатым, властным, распоряжавшимся высокими священническими чинами и влиявшим на дела и правила старообрядцев. И не только: соответствие имущественному цензу давало ему возможность заседать в городской думе, а статус богатея обязывал быть благотворителем, помогать сиротам и местному Красному Кресту. Сын его Петр Львович владел кожевенным заводом, мастерскими по выделке изделий из кож и магазином, где продавались эти изделия. В памяти народной он

Особняк из красного кирпича, в два этажа и с флигельком построен в типичном для Хвалынска стиле эклектики. Это одно из немногих строений в городе, которое само сообщает свой возраст – на центральном парапете выложена дата «1911 г.». Дом «хвалынский» до последнего кирпича –изготовленного на местном кирпичном заводе купца Астафьева, - основательный, на большую семью, как раз такой, какой мог принадлежать могучему купцу старообрядцу.

А Шикины как раз были старообрядцами старой закалки. Лев Григорьевич Шикин был настоящим старообрядческим столпом – богатым, властным, распоряжавшимся высокими священническими чинами и влиявшим на дела и правила старообрядцев. И не только: соответствие имущественному цензу давало ему возможность заседать в городской думе, а статус богатея обязывал быть благотворителем, помогать сиротам и местному Красному Кресту. Сын его Петр Львович владел кожевенным заводом, мастерскими по выделке изделий из кож и магазином, где продавались эти изделия. В памяти народной он остался хорошим хозяином:

«На Пасху и Рождество жена Шикина объезжала на пролетке рабочих завода, дарила детям игрушки, а родителям чай, сахар, мануфактуру. Подарки соответствовали числу членов семьи рабочего, их обеспеченности. Так, на большую семью из восьми человек она дарила целый отрез мануфактуры. Сам Петр Львович Шикин ставил угощение на праздники у себя дома. Столы накрывались обычно в вестибюле и всегда ломились от обилия закусок. Его работники, возвращаясь после утренней службы в церкви, всегда заходили к нему»

Бытует легенда, что между купцами Шикиным и Колесниковым (чей дом располагается за углом), постоянно происходили соревнования по любому поводу. Легенда заключается в том, что этот особняк Шикин выстроил на спор. Уж очень он похож на дом Маркела Колесникова, но более крупный по размерам.

Увы революция лишила Шикиных, как и многих других зажиточных горожан, собственности. В 1920-х годах большая семья Петра Львовича навсегда покинула Хвалынск. Дом достался городу. В годы Великой Отечественной войны в нем на зиму размещали пациентов эвакогоспиталя №4803. А с 1960-х годов и по настоящее время он находится в ведении Хвалынского дома-интерната для престарелых и инвалидов. И охраняется как памятник культурного наследия регионального значения.

Потомки этого хвалынского купца, одного из «хозяев дореволюционного Хвалынска» сегодня проживают в Кёльне и Дубне.