93,6K подписчиков

Лицо с субтитрами: как мимика выдает наши чувства, даже если мы этого не хотим

127 прочитали
   Кадр из фильма
Кадр из фильма

Что такое «лицо-субтитры»

Один из лучших примеров лица с субтитрами миру подарило вирусное видео с Дуа Липой, появившееся в соцсетях летом 2024 года. На нем певица случайно встретилась с фанатом, который решил исполнить перед ней свою песню. Композиция оказалась не слишком удачной, но Дуа Липа дослушала трек до конца — и по ее лицу было заметно, как неловко она себя чувствует.

Лицо-субтитры — это выражение лица, которое мы делаем в неудобных ситуациях, когда выразить свои чувства словами или действиями невозможно, например, из нежелания показаться грубым или невежливым. Случиться такое может не только с Дуа Липой — лицо-субтитры непроизвольно может возникнуть на работе, когда мы вынуждены слушать незаслуженную критику в свой адрес, в общении с родственниками, когда они переходят личные границы, но мы не решаемся остановить их, или друзьями, если те нечаянно выдают наш секрет.

Таким образом, лицо-субтитры выдает наши эмоции, которые мы по той или иной причине не можем озвучить вслух. При этом речь не всегда может идти только о негативных чувствах — так же, одной только мимикой, человек может выражать и свое восхищение, любовь, радость и не только.

Почему мы можем ошибаться в анализе чужой мимики

Эрнест Арутюнов, Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT

Размышляя о явлении «лицо с субтитрами», как о методе чтения эмоций или мыслей, который открыли представители поколения Z в Тиктоке, первое, о чем хочется вспомнить, так это о таком механизме психологической защиты, как проекция.

Проекция была описана еще в начале прошлого века Зигмундом Фрейдом. Это механизм, при котором человек по разным причинам приписывает свои бессознательные или осознаваемые чувства, мысли и желания другому человеку или иному объекту, будь то домашнее животное или предмет мебели. Из этого получается, (конечно же, не без исключений), что в большинстве случаев, видя изменения мимики собеседника и приписывая им собственный смысл, мы:

  • отказываемся признавать в человеке напротив личность с собственным неизвестным нам внутренним миром;
  • составляем в своих мыслях некий образ этого человека, который, скорее всего, ему не соответствует.

Эти действия могут многое рассказать о нас или о нашем опыте. Продолжая мысль о несоответствии наших проекций с внутренним миром другого человека, хочется обратиться к американскому психологу Марше Линехан и к ее диалектической поведенческой терапии, которую называют третьей волной когнитивно-поведенческой терапии. Одним из навыков, благодаря которому люди прошедшие DBT заживают новой счастливой жизнью, является умение различать факты от интерпретаций. Например: если рассмотреть завирусившееся видео, на котором перед Дуа Липой поет, подыгрывая на гитаре, фанат, фактами будут являться именно это действие и внешне безэмоциональная реакция самой певицы.

Что касается интерпретаций, то здесь для каждого открывается свой полет фантазий.

Кто-то может приписать поведению Дуа Липы как возможную собственную реакцию на подобное выступление, так и реакцию, которая соответствовала бы ее публичному образу, но не ее реальной личности. Если углубляться в этот пример, я бы предложил поразмышлять о том, чем певица занималась до встречи с фанатом. Возможно, она за мгновение до этого поссорилась с молодым человеком и просто психически не успела переключиться на своеобразное проявление любви от поклонника. Или же буквально за несколько секунд до случившегося на видео она узнала какую-то важную новость и все ее мысли, несмотря перформанс парня с гитарой, крутились вокруг этой информации.

Вспомните, как однажды при разговоре с кем-либо ваши мысли были погружены в отличные от тем беседы смыслы. Когда человек напротив о чем-то очень интересно и подробно рассказывал, а спустя время вы совершенно ничего из разговора не помните, потому что именно в тот момент были затуманены наиболее волнующими вас вопросами. Вспомнили? А как думаете, что в тот момент выражала ваша мимика? Или же, что могли по вашей мимике считать посторонние люди? Возможно, они видели вашу заинтересованность, потому что вы смогли изобразить ее? Или же, смотря на вас, задумались о душности вашего собеседника, ведь на вашем лице была застывшая от отстраненности маска? Неизвестно.