ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МОНЕТНЫЙ ДВОР: ПОЧЕМУ ТАМ ВЫПУСКАЛИ КВАДРАТНЫЕ МОНЕТЫ?

Екатеринбург. Фото: Александр Ёжъ Осипов
Екатеринбург. Фото: Александр Ёжъ Осипов

Представляем точку маршрута по истории Екатеринбурга «Санкт-Екатеринбург» в мобильном приложении «КУДА» — Бывший «Монетный двор» и «плотинка» — сердце Екатеринбурга.

Бывший «Монетный двор» и «плотинка»

Словом «плотинка» жители Екатеринбурга ласково называют и гидротехническое сооружение – плотину Городского пруда, и близлежащую местность, которая официально носит название «Исторический сквер». Уральскому говору вообще свойственны уменьшительно-ласкательные формы слов.

Поворот уральцы называют «своротка», автомобиль – «машинка», мороженое – «мороженка» и так далее.

К слову, раньше территорию современного Исторического сквера горожане также ласково называли «Монетка» – тут располагался Монетный двор Екатеринбурга, чеканивший в XVIII–XIX веках более половины всей медной монеты Российской империи. Давайте вместе прогуляемся по Историческому скверу и представим, что же это такое: Плотинка и Монетный двор.

Екатеринбургский завод

Место для Екатеринбургского завода было присмотрено Василием Никитичем Татищевым в 1721 году. Заводская плотина и фабричные цеха построены и пущены в эксплуатацию в ноябре 1723 года.

Екатеринбург. Фото: Александр Ёжъ Осипов / ВКонтакте
Екатеринбург. Фото: Александр Ёжъ Осипов / ВКонтакте

Устроенный на берегах Исети Екатеринбургский железоделательный завод стал самым большим металлургическим предприятием тех лет в России, а в 1720–1730-е годы – и во всем мире. Макет Екатеринбургского завода можно сегодня увидеть в Историческом сквере и отчетливо представить, как его корпуса располагались на берегах Исети ниже плотины, имеющей три «прореза», т. е. три тоннеля для воды в плотине.

Через вешнячный (т. е. весенний) прорез сбрасывалась лишняя вода (особенно весной) из городского пруда, через два рабочих прореза (справа и слева от вешняка) вода поступала на водяные колеса, приводившие в движение заводские механизмы. Сегодня вся вода сбрасывается через вешняк, а в одном из прорезов организован подземный пешеходный переход со знаменитыми на всю страну граффити…

Екатеринбург. Фото: Александр Ёжъ Осипов / ВКонтакте
Екатеринбург. Фото: Александр Ёжъ Осипов / ВКонтакте

Итак, Екатеринбургский завод в первые десятилетия своего существования, это: 50 верхнебойных водяных колес, 22 вододействующих молота, 107 воздуходувных мехов, 10 проволочных станов, пушечно-сверлильный, прокатный, резной станы. Железнорезная, жестяная, меднопосудная, рудообжигательная, лудильная, молотовая и многие другие фабрики.

Это огромное предприятие, на котором непосредственно здесь, в помещениях завода, одновременно было занято до тысячи рабочих, а еще 5 500 человек – на вспомогательных производствах (лесорубы, углежоги, грузчики и т. д.). По подсчетам строителя Екатеринбургского завода генерала Вильгельма де Геннина, одних только пушек Екатеринбургский завод мог изготовить за год 323 штуки – тогда как вся российская артиллерия, потерянная в Северной войне в битве под Нарвой, составляла всего 150 орудий.

Екатеринбург. Фото: Александр Ёжъ Осипов / ВКонтакте
Екатеринбург. Фото: Александр Ёжъ Осипов / ВКонтакте

Огромные производственные мощности Екатеринбургского завода, созданные в 20-е – первой половине 30-х годов XVIII века под руководством Татищева и де Геннина, полностью никогда не использовались.

После победы в Северной войне 1700–1721 Россия вплоть до начала XIX века не вела крупномасштабных войн, которые потребовали бы мобилизации всего ее промышленного потенциала.

Кроме того, в 20–30-е годы XVIII века неподалёку были построены новые казенные (государственные) заводы – Верхне-Уктусский и Верх-Исетский, открыт Монетный двор, с 1747-го стали эксплуатироваться Берёзовские золотые промыслы, что изменило роль Екатеринбургского завода в комплексе казенного горнозаводского хозяйства на Среднем Урале и привело к перемене его производственных функций.

С конца 30-х годов XVIII века Екатеринбургский завод начал сворачивать свое производство. В 1737 году, после пожара, остановлены его доменные печи, на которых выплавлялся чугун. Завод стал получать чугун с Верх-Исетского, с 1758-го – с Каменского заводов, что привело к сокращению железоделательного производства, уменьшению выпуска продукции на молотовых, стальной, проволочной и других фабриках. Железоделательное и металлургическое в целом производство окончательно прекратилось в 1808 году, уступив другому, не менее важному и интересному  – монетному.

Екатеринбург. Фото: Александр Ёжъ Осипов / ВКонтакте
Екатеринбург. Фото: Александр Ёжъ Осипов / ВКонтакте

Монетный двор

Вильгельм де Геннин подал проект Монетного двора еще в 1724 году Императору Петру I. Первые монеты – они были квадратной формы и назывались «платы» – были изготовлены уже в 1725 году. «Платы» сейчас – несбыточная мечта коллекционера. Ни до этого, ни после квадратные монеты в России не выпускались. Цена екатеринбургских квадратных монет на аукционах начинается от 100 тысяч долларов.

Монетный двор первоначально так и назывался — «Платный двор».

Логика в изготовлении квадратных монет была. Во-первых – квадратные заготовки производить легче, чем круглые. Во-вторых – зарплата, выданная платами, была тяжелее, чем выданная круглыми монетами. Де Геннин решил, что в каждой монете должно быть столько меди, сколько её можно реально купить на номинал монеты. Медь тогда стоила 10 рублей за пуд (16 кг 380 г).

Однако квадратные медные деньги крупного номинал – полтина или рубль — были чрезмерно тяжелы. Например, монета в 1 рубль весила 1/10 пуда, то есть 1 кг 638 граммов. В использовании такие тяжёлые монеты были очень неудобны. В 1727 году их изготовление было прекращено.

Екатеринбург. Фото: Александр Ёжъ Осипов / ВКонтакте
Екатеринбург. Фото: Александр Ёжъ Осипов / ВКонтакте

Однако потребность в расширении денежного обращения в Российской империи вынуждала правительство возобновить выпуск медных денег. Екатеринбургский монетный двор первоначально изготовлял медные монетные кружки-заготовки для деньги (полукопейки) и полушки (четверть копейки), которые отправляли на Московский монетный двор для дальнейшей чеканки.

Логистика не была простой: заготовки вначале везли гужевым транспортом до государственной Уткинской пристани (сегодня на этом месте – живописнейшее село Слобода), затем с высокой весенней навигацией речными судами сплавляли вниз по Чусовой и далее, по Каме и Волге доставляли в Европейскую Россию.

А вот с 1755 года на Екатеринбургском монетном дворе начали чеканить уже собственную монету, помечая ее буквами «Е.М.» (Екатеринбургская монета) на оборотной стороне (как правило, внизу – под номиналом). Чеканка медной монеты в Екатеринбурге продолжалась, с некоторыми перерывами, вплоть до 1876 года, когда Екатеринбургский монетный двор был закрыт. Оборудование для производства монет было передано на Санкт-Петербургский монетный двор. В годы работы Екатеринбургского монетного двора в XVIII–XIX веках более 80 процентов всей медной монеты в Российской империи чеканилось у нас, в Екатеринбурге!

Екатеринбург. Фото: Александр Ёжъ Осипов / ВКонтакте
Екатеринбург. Фото: Александр Ёжъ Осипов / ВКонтакте

О Монетном дворе в Екатеринбурге сейчас напоминают сохранившиеся в Историческом сквере на левом берегу Исети части некоторых его производственных корпусов. Там сегодня работает замечательный, очень красивый Музей природы – филиал Свердловского областного краеведческого музея. К Монетному двору относятся отреставрированные ворота и фрагмент восстановленной каменной ограды. Есть неподалёку от Екатеринбурга и поселок Монетный на территории бывшей лесной «Монетной дачи»  –  т. е. лесной территории, предназначавшихся для нужд Монетного двора.

А увидеть продукцию Екатеринбургского монетного двора сегодня можно буквально под ногами. Обратите внимание на дизайн водопроводных люков в Екатеринбурге! В центре города в 2023 году, к юбилею столицы Урала, было размещено около сотни водопроводных люков, выполненных в виде пятаков XVIII и XIX веков.

Как добраться

Екатеринбург. Фото: Александр Ёжъ Осипов / ВКонтакте
Екатеринбург. Фото: Александр Ёжъ Осипов / ВКонтакте

Адрес: Екатеринбург,
Остановка общественного транспорта «Колледж имени Ползунова».
Автобусы № 28, 48, 49, 50, 54, 054, 57, 59, 60, 81, 87, 150.

GPS-координаты:

56.838104, 60.603586

Карта

Идея и финансовая поддержка: Екатерининское общество
Текст: Андрей Ермоленко
Фотограф: Александр Ежъ Осипов