Найти тему
История без мифологии

Приключения итальянцев во Франции (или "Was ist das BETASOM?")

Из названия статьи уже понятно, что речь пойдет об итальянских подводниках, которые базировались на территории Франции после ее захвата Германией в 1940 году. BETASOM (Bordeaux Sommergibile or Sommergibili) -это не база, как пишут некоторые источники, это соединение итальянских подводных сил под командованием контр-адмирала Анджело Парона.

Когда 10 июня 1940 года Италия вступила во Вторую мировую войну , Парона занимал пост заместителя командующего подводным флотом Италии. Во время военной конференции в Фридрихсхафене 20 июня 1939 года Regia Marina и Кригсмарине договорились, что Италия будет участвовать в подводной войне в Атлантике , и что на территории, удерживаемой Германией, будет создана итальянская база подводных лодок в Атлантике. 25 июля 1940 года, после падения Франции , Министерство военно-морского флота санкционировало создание Итальянского атлантического командования и назначило Парону командующим 21-й подводной группы, которая должна была действовать в Атлантике . В августе 1940 года Парона вместе с немецким адмиралом Эберхардом Вайхольдом ( офицером связи Кригсмарине в Италии) посетил ряд портов на Атлантическом побережье и выбрал Бордо в качестве базы для итальянских подводных лодок.

Ну и потому принято писать:

После вступления Италии в войну и падения Франции, Королевский военно-морской флот Италии основал базу подводных лодок в Бордо, которая находилась в немецкой зоне оккупации. Итальянцам был выделен сектор Атлантики к югу от Лиссабона для патрулирования.

Не совсем так. Соединение BETASOM базировалось на две базы: Бордо и Ля Рошель (она же база в Ла-Паллисе). Итальянцы использовали базу в Ля Рошели до конца 1941 года (после чего, с 27 октября 1941 года на эту базу "перебралась" 3-я флотилия подводных лодок Кригсмарине "Лос").

Зачем понадобилось перебазирование итальянцев во Францию?

Помимо всевозможных политических аспектов, такое решение исключало многократное прохождение Гибралтарского пролива (со всеми вытекающими рисками). Ранее итальянцы не решались проходить Гибралтар в подводном положении из-за сильных течений.

Бордо
Бордо

С точки зрения снабжения, ремонта и.т.д. такое решение было (на тот момент) приемлемым: доставка запчастей, снабжения, смена экипажа проблемы не составляли.

На момент вступления в военные действия в июне 1940 года у Италии было 115 подводных лодок, из которых 84 были в рабочем состоянии.

10 июня 1940 года Италия объявила войну Великобритании и Франции, а уже 11 июня 1940 года подводная лодка «Финци» покинула Специю, успешно миновала британский патруль в Гибралтарском проливе и вышла в Атлантику. Она прошла пролив в надводном положении, но следующей лодке, «Вениеро», пришлось делать это в подводном положении.

С 14 июня 1940 года уже три итальянские подводные лодки, пройдя Гибралтарский пролив, вышли на боевое дежурство у Канарских островов и о. Мадейра. Спустя неделю вышли еще три подводные лодки встали на боевое дежурство у Азорских островов. (Потом еще еще 26 лодок присоединились к «Финци» на океанских просторах).

И тут внезапно выяснилось, что прорываться обратно в Средиземное море придется через британские заслоны. А потому...

В августе 1940 года контр-адмирал А. Парона организует базу... Нет, не в Бордо, первая база появилась в Ля Рошели и строительство укрытий для подводных лодок/крытых доков было начато организацией Тодта в сентябре 1940 года тоже в Ля Рошели. Изначально, именно эта база была выбрана итальянцами для размещения.

Но итальянские подводные лодки, в качестве временной меры, были, действительно направлены в Бордо.

Но, первая подводная лодка, которая прибыла на новую базу "охотилась" в Средиземке.

4 сентября 1940 года в Бордо вошла подводная лодка Alessandro Malaspina (типа "Marconi") для которой это был первый рейс (лодка была принята только 18 февраля 1940 года). В ходе первого боевого выхода 9 августа 1940 года лодка потопила в Средиземном море британский танкер "British Fame", после чего прошла Гибралтар и направилась к месту нового базирования. После дозаправки лодка перешла на 95 миль севернее в Ля Рошель.

8 сентября пришла подводная лодка Agostino Barbarigo (типа Marcello) лодка после неудачной охоты в Средиземном море "с пустыми руками" пришла в Ля Рошель.

10 сентября 1940 года в Бордо после неудачной охоты в Средиземном море пришла лодка Enrico Dandolo (типа Marcello) Но эта лодка не оставлась в составе соединения, в 1941 году она вернулась в Средиземное море.

29 сентября 1940 года в Ля Рошель прибыла подводная лодка Guglielmo Marconi, потопившая 8 июля британский эсминец HMS "Escort" (опять же в Средиземном море).

В этот же день, 29 сентября 1940 года из Атлантики в Ля Рошель прибыла подводная лодка Giuseppe Finzi (типа Pietro Calvi).

30 сентября 1940 года в Бордо прибыла лодка Alpino Bagnolini (типа Generale Liuzzi) действовавшая в Средиземном море, и потопившая крейсер "Калипсо". 7 сентября было принято решение о переброске лодки во Францию, и она прошла Гибралтар (по пути потопив "нейтрала"-испанца "Габо Тортоса.").

3 октября проибыла лодка Angelo Emo (типа Марчелло)

5 октября в Бордо прибыла тройка подводных лодок, которые "паслись" у Азорских островов. Capitano Tarantini (класс Люцци), Luigi Torelli (типа Маркони), Comandante Faà di Bruno (тип Марчелло).

6 октября 1940 года прибыла еще одна тройка. "Otraria" (строилась для Португалии, ветеран Испанской кампании, типа "Арго"), Maggiore Baracca (Маркони), Reginaldo Giuliani (Люцци).

В октябре 1940 года (с 22 по 30 число) прибыли "Glauco" (строилась в 1935 году для Португалии), "Pietro Calvi", "Enrico Tazzoli", "Argo". Последним 31 октября, пришел "Leonardo da Vinci".

В связи с неготовностью гавани в Ля Рошели было принято решение с ноября 1940 года перевести все лодки в Бордо. Началось строительство в Ля Рошели.

Ля Рошель (Ла Паллис).

Общие размеры комплекса составляли: длина - 195 м, ширина - 165 м, высота - 14 м, толщина крыш - от 2 до 3,5 м. Рядом строились вспомогательные помещения и помещения для персонала: электрогенераторная, хранилище нефтепродуктов, три защищенных склада для хранения торпед (примерно в километре к северо-востоку от комплекса), командный бункер, складские бункеры и трансформаторная.

Комплекс для размещения и обслуживания подводных лодок должен был состоять из десяти доков. Первыми в апреле 1941 года были закончены два "мокрых" дока, длиной 92,5 м и шириной 17 м, рассчитанных на две лодки.

-2
-3
-4

До октября 1941 года итальянцы использовали эту базу, но с 27 числа сюда пришли немцы (3-я флотилия) и итальянцев пускали в эту базу только на ремонт (пока соответствующая инфраструктура не была создана в Бордо). А Ля Рошель достраивали уже для немцев.

-5

Доки № 3-7 были осушаемыми, они также имели длину 92,5 м, но их ширина составляла 11 м, и поэтому в них могло размещаться только по одной лодке. Доки № 8-9 также были осушаемыми, но несколько длиннее (100 м). Док № 10 также должен был быть сухим, иметь ширину 17 м и вмещать две лодки, но достроен не был.

-6

-7

-8

Откровенно говоря, Ля Рошель - не лучшая база для подводных лодок. Она легко закупоривается при разрушении сооружений при входе в ковш лодочной гавани. Да и в принципе, порт Ля Рошели - это множество мелких затончиков, не удивительно, что при строительстве комплекса в Ла Палиссе все итальянские лодки пришлось перебазировать: стоять им было просто негде.

-9
-10
-11

Хуже Ля Рошели была только стоянка для итальянских лодок в Бордо.

Бордо

14 июля 1941 года было принято решение о том, что не Ля Рошель, а Бордо станет базой для итальянского подводного флота. Ля Рошель для итальянцев оказалась слишком мала. В сентябре 1940 года пришло шесть лодок, в октябре 12, в ноябре-декабре еще 9 штук.

В мае 1941 года в Бордо были перенаправлены итальянские подводные лодки, действовавшие в Красном море (4 шт. им пришлось добираться вокруг Африки). "Итальянцев" становилось слишком много (несмотря на потери). Их численность достигла 30 подводных лодок.

А, потому, летом 1941 году было решено вернуть часть лодок в Средиземное море. Обратный переход через Гибралтар сделали "Перла", "Гульельмотти", "Брин", "Арго", "Велелла", "Дандоло", "Эмо", "Отария", "Мочениго" и "Веньеро". "Глауко" также совершил обратный рейс, но был потоплен британским Королевским военно-морским флотом у мыса Спартел.

Немцы оставили только более или менее боеспособные лодки. В этот же день, 14-го июля 1941 года было принято решение о строительстве укрытий для итальянцев. Я достаточно скептично отозвался об этой базе. На то есть причины . Нет, на традиционных фото все солидно и красиво. И в литературе написано все прекрасно.

-12

Дёниц принял решение о строительстве защитного бункера для подводных лодок в бассейне порта № 2, вход в который осуществлялся через шлюз из реки Жиронды - сначала в бассейн № 1, а затем, через соединительный шлюз, в бассейн № 2.

Итальянцы получили в своё распоряжение доки и огромный бассейн в виде буквы «Т», соединённый с рекой Гаронна двумя шлюзовыми воротами. Бассейн мог вместить до 30 подводных лодок. Каждая из стоянок была оснащена необходимой инфраструктурой для снабжения субмарин пресной водой, сжатым воздухом и электричеством.
Справа от шлюзов располагались кафетерий и казармы батальона охраны базы. Ещё правее - два сухих дока, а за ними - ремонтные мастерские и склады.

-13

Весь район базы был огорожен и патрулировался морскими пехотинцами итальянского батальона «Сан-Марко» (после капитуляции Италии в сентябре 1943 года часть морпехов продолжила службу на немцев). Внешнюю охрану базы, устья Жиронды и Бискайского залива несли немецкие войска. Они же создали систему ПВО базы в составе шести 88-мм и сорока пяти 20-мм зенитных орудий.

Строящийся ангар для подводных лодок состоял из 11 доков. Доки № 1-4 - "мокрые", длиной 105 м и шириной 20 м, рассчитанные на две лодки. Доки № 5-8 также имели длину 105 м, но ширину всего 14 м и были рассчитаны только на одну лодку. Доки № 9-11 при необходимости можно было осушить, они имели длину 95 м и ширину 11 м.

Общие размеры комплекса были следующими: длина - 245 м, ширина - 162 м, высота - 19 м, толщина крыши - чуть менее 6 м. В северо-восточном углу комплекса находился бетонный блокгауз охраны, в котором располагались котельная и электрооборудование.

Все это прекрасно, но... (а, теперь смотрим на карту, а лучше на аэрофото).

Ковш для лодок мало того, что расположен на реке, так он еще и в центре города, и вход в него... (один, причем очень узкий). Более того к нему "паровозиком" достроен второй ковш.

-14
-15
-16

Совершенно неудивительно, что подводную лодку Capitano Tarantini, выходящую в свой первый рейс 15 декабря 1940 года, англичане утопили прямо в устье Жиронды. (Подводная лодка HMS Thunderbolt под командованием лейтенанта Сесила Крауча)

Удивляет только одно: почему союзники лишь дважды воспользовались... (не очень умным) расположением базы.

Проблемой база стала и после войны. Массивная "заброшка" в центре города, которую ни снести, ни перестроить.

-17
-18

С 2020 года бывшая база подводных лодок в Бордо была преобразована в гигантский центр цифрового искусства под названием Les Bassins de Lumières. В нем будут проходить различные выставки и другие мероприятия.