178,3K подписчиков

«Чуть-чуть взбудоражить»: Владимир Машков о татарском в «Ревизоре», эффекте бабочки и ценах на билеты

Знаменитый артист и глава СТД РФ о будущем «Золотой маски» и настоящем театральной Казани

«Я понимаю, что это серьезная работа», — говорит народный артист РФ Владимир Машков о постановке театра им. Камала «Муть. Мухаджиры», признанной лучшим драматическим спектаклем страны на национальной премии «Золотая маска» этого года. Сегодня Машков, возглавляя союз театральных деятелей России, автоматически является президентом «Золотой маски», а еще руководит в качестве худрука Московским театром Олега Табакова и «Современником». В интервью «БИЗНЕС Online» один из самых известных отечественных артистов театра и кино рассказал, чего ждет от региональных СТД, почему называет актерское ремесло профессией с «нулевой гарантией» и как преклоняется перед многонациональным психологическим театром.

Для чего «Ревизор» приехал в Казань?

В Казань приехал «Ревизор». Но ждать проверки, как у русского классика, не пришлось — Московский театр Олега Табакова (ТОТ) во главе с художественным руководителем, народным артистом России Владимиром Машковым, по приглашению мэра города Ильсура Метшина привез в июле в столицу Татарстана свою легендарную постановку бессмертной пьесы Николая Гоголя, собирающую в столице неизменные аншлаги.

Показ спектакля состоялся в рамках совместного с АО «ОХК Уралхим» просветительского проекта «Театр Олега Табакова — регионам». Под слоганом «Растим таланты на родной земле» прошли не только гастроли, также были организованы мастер-классы для детей, встречи с творческой интеллигенцией и потенциальными абитуриентами театральной школы Табакова. Как отмечает советник генерального директора компании Александра Глазкова, в социальной политике компании всегда был заложен вклад в развитие культуры, но определенные вещи нужно делать в тандеме с профессионалами в этой области.

«Мы нашли, на наш взгляд, самых сильных партнеров в этой области — Московский театр Олега Табакова, с которым ценности нашей компании во многом совпали. И мы поняли, что не хотим приходить в театр просто в качестве зрителя, а хотим быть сопричастны распространению культуры, в том числе в регионах присутствия компании. Прежде всего, конечно, это Пермский край и Кировская область. А Татарстан для нас всегда был местом силы химии в стране, и мы не могли не приехать в Казань, — отмечает представитель предприятия. — Наш проект — это вклад в образование, наше будущее поколение и профессиональное сообщество. В планах еще более фундаментальные и системные проекты, нежели разовое присутствие в регионе. Мы привыкли копать глубоко — шахты у нас глубокие, поэтому и проект, надеемся, пустит корни».

   Владимир Машков: «Очень важно раскрывать секреты и мастерства, и существования многонационального русского театра, и такого понятия, как «артистический склад характера».   
Фото: Артем Дергунов
Владимир Машков: «Очень важно раскрывать секреты и мастерства, и существования многонационального русского театра, и такого понятия, как «артистический склад характера». Фото: Артем Дергунов

«Чувство прекрасного в нас не заложено с рождения»

Сам же худрук театра Табакова поделился, почему театрально-просветительский проект важен всем людям, независимо от профессии, а также рассказал о переформатировании союза театральных деятелей РФ и будущем «Золотой маски».

— Владимир Львович, как проект «ТОТ — регионам» может помочь и профессиональному сообществу, и молодым людям, планирующим связать свою жизнь с актерством, режиссерством?

— Очень важно раскрывать секреты и мастерства, и существования многонационального русского театра, и такого понятия, как «артистический склад характера». Это необходимо всем, какой бы деятельностью ни занимался человек. Я всегда вспоминаю фразу литератора Дениса Фонвизина, который дал определение отличию актера от артиста: «Актер — это талантливый исполнитель, а артист — создатель, художник, творец». Так как мы существа социальные, для нас очень важно, что и кто нас окружает. К тому же чувство прекрасного в нас не заложено с рождения, оно появляется в течение жизни — при общении с людьми и знакомстве с произведениями искусства человек для себя определяет пространство прекрасного.

А центром нашего театра является уникальная театральная школа Олега Табакова. Единственное в своем роде учебное заведение интегрированного образования, где соединено среднее общее и высшее образования. Это бесплатная школа, ее поддерживает правительство Москвы. Конечно, было бы хорошо, чтобы образованием артиста занимались на бюджетной основе профильные вузы. Потому что, с одной стороны, потребность в этой деятельности есть, но эта деятельность с нулевой гарантией. Тем более если вы не очень разбираетесь в природе артиста. Очень важно, чтобы и в педагогическом составе были люди, действующие здесь и сейчас. А молодому человеку прежде всего нужны навыки и понимание, как их использовать и как пользоваться артистическим складом характера. Поэтому мы последовательно этим занимается.

И я очень рад, что у нас такие замечательные партнеры, как «Уралхим», которые заботятся о развитии культурного фона. Один умный человек (святой католической церкви Франциск Ассизский — прим. ред.) сказал: «Тот, кто работает руками, — рабочий. Кто работает руками и головой — мастер. А кто работает руками, головой и сердцем — художник». Вот это, наверное, очень важно, и в этом смысле театр может позволить человеку увидеть себя. Есть такое понятие, как «зеркало сцены» — оно отражает зрителя, поэтому мы своими задачами пытаемся отразить зрителя, воодушевить его, уравновесить, дать цели и мотивацию для жизни.

— А зритель и его запросы к театру меняются, как вам кажется?

— Театр — абсолютно живой организм. Знаете, Константин Станиславский, когда вокруг часто начали говорить о театральных традициях, как человек парадоксальный, ищущий, как мне кажется, очень точно сказал: «В театре не может быть традиций. Потому что театр — это живое». Вы не можете сказать, что яблоня традиционно приносит 20 яблок. Она может принести 20, 100 или ни одного плода. Это будет зависеть от природных условий, культивации почвы, ее вида. Театр живой, но все время находится в поиске души человека, в поиске соединения зрителя с артистом, точной секунды, которая позволит ему взлететь над пространством.

Есть такое понятие, как эффект бабочки. Один человек, который занимался долгосрочным предсказанием погоды, положил два листа бумаги и записывал ежедневное изменение погоды, а на другом листе дублировал это. Через какое-то время видит, что графики стали расходиться, причем кардинально. Он стал проверять и обнаружил, что допустил на одном из листов маленькую ошибку и графики категорически разошлись. Вот так и появился эффект бабочки. Все взаимосвязано в природе, если бабочка махнет крыльями в Бразилии, то через два года может начаться извержение вулкана на Камчатке. А эффект бабочки в театре может произойти здесь и сейчас — что-то может произойти со зрителем, и это будет вулкан чувств, страстей, понимания.

— А театры готовы реагировать на это?

— Мне трудно сказать за весь театр, но в любом случае в театрах трудятся люди, которые работают для зрителя. Конечно, театр без зрителя, мне кажется, невозможен. Хотя есть лаборатории, которым, наверное, это не очень интересно, они сами с собой занимаются. А любой репертуарный театр ждет зрителя, его ответа на то, правильно ли существует труппа, она желанна, любима или нет.

Почему не закрылась «Золотая маска» и что будет с СТД?

— У вас и новый просветительский проект, и школа, вы руководите театром Табакова, «Современником», союзом театральных деятелей России (СТД РФ), являетесь президентом премии «Золотая маска» и вполне закономерно возникает вопрос — как вы успеваете следить за всеми процессами? И насколько это оправданно — сосредотачивать такое большое количество организационных задач в одних руках?

— То, чем я занимаюсь, — это деятельность коллективная. Во всяком случае я так себе представляю. Поэтому мы работаем совместно и наша задача — все-таки найти для каждой организации цель. Цель появляется в тот момент, когда появляется замысел, который нужно разделить, быть в нем органичными и способными к импровизационному поиску. Поэтому, возвращаясь к живому театру, все эти деятельности живые, они требуют непосредственного участия всех. Если в театре будет 10 прекрасных артистов и один плохой — последний утопит весь коллектив прямо на сцене. Потому, конечно, очень важен момент общего движения и мы стараемся найти эти смыслы.

— Региональные отделения СТД как-то вам помогают или, скажем, местным коллективам? Хотелось бы прощупать их роль.

— И мне бы очень хотелось прощупать роль каждого регионального отделения. Мне бы хотелось, чтобы они ответственно относились к своей деятельности. Почему было предложено, чтобы эти союзы прежде всего собирали информацию обо всех своих местных театрах? Вот у вас [в Татарстане] очень театральное пространство. Я понимаю, что не всегда театры сотрудничают друг с другом, они достаточно закрыты. Но союзы театральных деятелей должны взлететь над схваткой театров и объяснить им, что их задача не биться и забирать зрителя друг у друга (это невозможно). Есть такое выражение: зритель приходит в театр один раз — либо раз и навсегда, либо раз и никогда больше. Поэтому очень важно, чтобы театры представляли лучшее, общались друг с другом и обогащали друг друга. Радоваться чужому таланту полезно.

В СТД РФ почти 30 тысяч человек. Это большая общественная организация, в которой будут и образовательные программы, и программы общения профессионалов, и программы общения театров. И мне бы очень хотелось, чтобы активность их была не формальной. Мы буквально несколько месяцев назад провели первую конференцию-форум председателей региональных союзов — поставили задачи, услышали их цели, попросили подготовиться и прислать нам предложения. Не все активно участвуют в этом. Тут, конечно, на помощь должны прийти сами театры, заинтересованные люди и молодежь, которая должна требовать знания, реальной работы.

Это те направления, которые должны идти вместе с отделениями СТД РФ и министерством культуры РФ. Мы, так или иначе, говорим о государственных театрах, которые субсидируются из бюджета. Поэтому и государство должно быть заинтересовано. Наш театр покорил мир идеями, которые привели к потрясающему воплощению во всем мире. Вот это наследие предшественников, мне кажется, мы должны усвоить и идти дальше.

— Что будет с национальной «Золотой маской», которая, по вашим словам, за прошлые годы утратила доверие?

Смысл премии «Профессионалы профессионалам». «Золотая маска» действительно потеряла доверие государства (государство перестало финансировать), спонсоры отказались от нее. Так как не было финансирования, у нас не имелось возможности привезти театры в Москву. На следующий год у нас есть подвижки в этом направлении — мы сделаем все возможное, чтобы лучшие театры, которые будут претендовать на «Золотую маску», приезжали в столицу. Мы оказались в достаточно непростой ситуации, потому что предыдущий экспертный совет выбирал спектакли. Я не совсем согласен. У меня была возможность либо «отключить воду» и прекратить эту премию хотя бы на год, чего часть публики просила…

   «На мой взгляд, основа любого нашего театра, будь это музыкальный или кукольный, открыта еще Константином Сергеевичем Станиславским — это психологический театр».   
Фото: Артем Дергунов
«На мой взгляд, основа любого нашего театра, будь это музыкальный или кукольный, открыта еще Константином Сергеевичем Станиславским — это психологический театр». Фото: Артем Дергунов

— Почему не сделали этого?

— Я с большим уважением отношусь к артистам и зрителям, и если есть что-то, что привлекает зрителя, позволяет театру развиваться… Как ни странно, «Золотая маска» очень важна для театров, особенно для региональных — дает возможность еще раз обратить на себя внимание. И лишить такой возможности, отрубить эту часть, мне кажется, это неправильно. Мы должны пробираться через смыслы, задачи, которые мы ставим, и тем не менее премия должна существовать. Как она будет существовать в дальнейшем — это уже следующий вопрос.

Мне хотелось бы в этом вопросе активизировать региональные отделения СТД РФ, потому то зачастую это просто формальные объединения. Вообще, организация задумывалась как союз вспоможения начинающим артистам и артистам, которые закончили свой творческий путь, тем не менее продолжают пытаться передать знания. Конечно, очень важно, чтобы молодежь входила в союз. Такими общими усилиями последовательно будем идти к тому, чтобы театр действительно радовал, возвышал зрителя, уравновешивал его с миром в самые критические минуты жизни и показывал лучшее.

На мой взгляд, основа любого нашего театра, будь это музыкальный или кукольный, открыта еще Константином Сергеевичем Станиславским — это психологический театр. Психология — наука о душе. Во всяком случае, мы, в частности с МГУ имени Ломоносова, двигаемся в направлении — чтобы артисты были образованы в психологической науке, науке очень загадочной. Очень важно знать: кто ты, что ты можешь, что происходит вокруг, в человеческой душе. Это придумано не мной и не нами.

Психология театрального искусства, психология артиста и воздействия на зрителя начала изучаться еще в прошлом веке, и были сделаны невероятные открытия. Потом интерес этот утих, и особенно в последнее время я читаю и слышу много нелепого в отношении начала этого пути открытия человеческой души и в целом существования в профессии. Поэтому будем последовательно с доказательной базой двигаться и к артистам, и к зрителям.

— Вы озвучивали идею создания своей площадки СТД с малым и большим залами, где будут проходить смотры номинированных на премию спектаклей. Как в этом направлении ведется работа?

— У меня есть предложения, которые я направил, о которых разговариваю. Насколько это будет реализуемо, надеюсь, это еще мы обсудим. Почему я призываю к тому, чтобы региональные театры были заинтересованы в представлении лучших спектаклей в центре нашего театрального пространства в Москве? Увидев это лучшее, которое может быть представлено в течение всего года в столице, я надеюсь, к нам пойдут навстречу, и тогда такая площадка появится, на которой региональные театры могли бы показывать спектакли, проводить мастер-классы, знакомиться с лучшими материалами, проводить научные и образовательные встречи.

Я просто предлагаю чуть-чуть взбудоражить. Это не с точки зрения обсуждения — почему этого нет, что нам дадут, дайте денег, отойдите. Поучаствуйте в создании российского театрального общества — вот мое предложение.

Психологический театр не имеет национальности

— А вы смотрели «Муть. Мухаджиры» театра имени Камала, который стал лучшим спектаклем большой формы на нынешней «Золотой маске»?

— У меня не было возможности приехать сюда, но смотрел бо́льшую часть на видео. Я понимаю, что это серьезная работа. И прежде всего, вы знаете, как президент «Золотой маски», я не влияю на решение жюри. Более того, не знал, что именно жюри определит лучшим спектаклем. Я абсолютно доверяю профессионалам. Насколько я понимаю, премия была заслуженной, и этот спектакль привлек внимание.

— Рассуждая на тему отличия русского психологического театра от любого другого, вы говорили, что это заключает в себя понятие национального духа, психологию, постоянное открытие… Это относится ко всем российским театрам или, скажем, национальные театры в регионах отличаются в этих аспектах?

— Психологический театр не имеет национальности. Я говорил о многонациональном психологическом театре. Россия вмещает большое количество разных культур, они переплетены, воздействуют друг на друга, и в этом наше огромное преимущество. В спектакле «Ревизор», который мы сыграли на сцене театра имени Камала, есть татарский эпизод. Мы же сделали его не специально для приезда сюда — это есть у Николая Васильевича Гоголя. Мы понимали, что артисты не владеют татарским языком, но мы подготовились, сделали это аккуратно, бережно, в направлении психологии. И тогда это как зеркало дает отклик. Вот это идет разговор о психологии нашего многонационального театра России. Это была какая-то сцена всеобщего ликования вместе со зрительным залом, когда публика начала вместе с артистами петь и долго не могла успокоиться, поверьте, вот это и есть тот момент соединения в радости, понимании.

— А вам не кажется, что сейчас появился серьезный барьер на пути классического искусства к зрителю — цена на билеты в столичных театрах? На вашей родной сцене билеты на «Ревизора» начинаются от 5 тысяч рублей…

— Говоря о доступности искусств: на спектакль в Казани были бесплатные билеты. Зал у нас (театра Табакова — прим. ред.) небольшой, к сожалению. Все равно пытаемся сделать программу лояльности, но у театра ведь огромный коллектив, больше 400 человек. И мы же выживаем за счет постановок. Весь этот доход идет на следующий спектакль. Театры, по большому счету, для государства убыточны. И дотаций не хватает на то, чтобы создавать произведения искусства. Поэтому, к сожалению, цены на билеты очень высокие. Более того, артисты существуют здесь и сейчас — вытаскивают свою душу здесь и сейчас. Была бы возможность получать от государства большую дотацию, мы бы сократили цены. Посмотрите на все пространство, из чего оно складывается, и тогда вы поймете, что это большая структура, которая требует таких вложений. Здесь вы должны не на театр наезжать, а активизировать бизнес. Нам нужно, помогите театрам, дайте им возможность.

— Чтобы человек жил в гармонии, нужны три составляющие — «хочу», «могу» и «должен», говорили вы. Что вы хотите, что можете и что должны?

— Прежде всего хочу, чтобы развивались коллективы, за которые отвечаю, а я развивался вместе с ними. Могу я заниматься этим? Могу. Просто это? Нет, но я буду продолжать, потому что могу и мне интересно. А должен идти дальше по своему пути, который очень непростой. Я уже говорил, что наша профессия с нулевой гарантией. Делай что должно, и будь что будет. В этом смысле нужно постоянно двигаться к постоянно достигаемой, но никогда недостижимой цели. А цель — познание. Познание себя в мире и мира в себе.

Нурия Фатхуллина