421,9K подписчиков

ПВО И ВКС России ждут "Боевой сокол" на линии фронта. Чем опасны для России истребители F-16

2K прочитали
   © РИА Новости . Валерий Мельников
© РИА Новости . Валерий Мельников

Украина испытывает большую потребность в боевой авиации. За последние месяцы потери ВВС ВСУ достигли катастрофических размеров. Особенно отражается это на штурмовиках Су-25, осуществляющих непосредственную поддержку наземных сил на поле боя

Эти машины, доставшиеся Украине от Советской армии, все еще надежны и могут приносить пользу, но их осталось очень мало, поставки аналогичных самолетов из стран Восточной Европы положение не спасут.

В случае если НАТО все же поделится своими истребителями, российская армия способна отразить угрозу. Наши летчики используют на Украине Су-35С. Это многоцелевой сверхманевренный истребитель нового поколения. Именно он обеспечил России господство в воздухе в ходе СВО. А взять, к примеру, Су-57. Превосходная маневренность, а скорость достигает 2600 км в час. При этом он малозаметен — все благодаря стелс-технологиям и современным средствам РЭБ. Похожие характеристики только у американских самолетов пятого поколения F-22 и F-35. Других конкурентов у Су-57 пока нет.

Многое будет зависеть и от вооружения, которое будет на F-16. Мало кто сомневается в надежности и эффективности ВКС России. Несмотря на наше преимущество в количестве самолётов, легко не будет точно. Несмотря на периодически появляющиеся шапкозакидательские разговоры о том, что украинские истребители F-16 никак не повлияют на ход конфликта, и что все они будут быстро сбиты российскими истребителями Су-35 и ЗРК С-400, при грамотном использовании самолёты противника могут нанести нам значительный ущерб.

В первую очередь речь идёт о применении крылатых ракет Storm Shadow/SCALP-EG. В некоторых источниках говорится о несовместимости этих ракет с истребителями F-16, но это явно решаемо, а возможно, что уже решено — советские Су-24 и МиГ-29 тоже не были приспособлены для работы с Storm Shadow/SCALP-EG. Каждый истребитель F-16 потенциально может нести по две ракеты, то есть даже 5 машин — десять ракет в залпе, не считая возможных остатков украинских самолётов советского производства, в том числе поставленных из третьих стран уже после начала СВО.

В этом случае можно ожидать новых ударов по кораблям Черноморского флота ВМФ РФ, Крымскому мосту и аэродромам, расположенным в зоне досягаемости ракет подобного типа при их запуске с территории Украины, пока ещё контролируемой ВСУ. В худшем случае США могут передать вместе с истребителями F-16 крылатые ракеты AGM-158B JASSM-ER, тогда противник, скорее всего, постарается нанести мощный удар вглубь территории нашей страны. Здесь можно выделить два наиболее возможных сценария: первый — когда удар будет нанесён по преимущественно военным объектам, то есть по авиабазам, крупным топливохранилищам и складам вооружений, второй — когда противник постарается нанести максимально сильный "имиджевый" удар по Москве.

Истребители F-16, даже несмотря на то, что они будут поставлены на Украину не в последней модификации, оснащены достаточно продвинутым бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО). Кроме того, нельзя исключать применения на них различных подвесных контейнеров, например, радиотехнической разведки (РТР) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ) — в конце концов, страны Запада тоже заинтересованы в испытании своей техники в реальных условиях, а работа над своей территорией делает попадание критических технологий к противнику маловероятным.

Используя преимущества БРЭО, истребители F-16 могут начать охоту на российские ЗРК с помощью противорадиолокационных ракет (ПРР) типа AGM-88 HARM. Потенциально это может снизить эффективность российских систем противовоздушной обороны (ПВО), в первую очередь вблизи линии боевого соприкосновения (ЛБС).

Украинский истребитель МиГ-29 запускает ПРР AGM-88 HARM. Можно предположить, что F-16 будут справляться с этой задачей ещё лучше. Ну и, наконец, используя ракеты В-В AIM-120, истребители F-16 могут попытаться атаковать российские самолёты и вертолёты. Наибольшим рискам подвержены самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), которых у нашей страны крайне мало, транспортные самолёты и дальние бомбардировщики Ту-22М3, в том случае, если они приблизятся к контролируемой противником территории, например, для запуска ракет Х-22 по целям, расположенным в глубине Украины.

Нельзя исключать и того, что ВВС ВСУ попытаются атаковать и самолёты тактической авиации — для США сбитый ракетой AIM-120 с истребителя F-16 российский истребитель Су-35 – это отличная реклама, способная принести в дальнейшем миллиарды долларов прибыли.

Дальность полёта наиболее современной модификации ракеты В-В AIM-120D достигает 180 километров. Возможен и весьма вероятен сценарий, когда целеуказание украинским истребителям F-16 будет напрямую выдаваться самолётами ДРЛОиУ и разведывательными беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) стран Запада.

Истребители F-16 в теории могут добить ракетами до Сочи или Москвы, однако им негде базироваться на Украине, и подобные попытки будут сразу пресечены, заявил, например, генерал-майор авиации, герой России Сергей Липовой. Ранее сообщалось, что всего Украина должна получить более 60 истребителей от Бельгии, Дании, Нидерландов и Норвегии. При этом передача Киеву голландских F-16 может начаться в августе-сентябре.

Да, истребители F-16 не смогут переломить ход СВО в пользу Украины, но нанести ВС РФ очень неприятные потери с их помощью можно — к этой угрозе нельзя относиться с привычным значительной части нашего общества "шапкозакидательством".

Тем не менее в случае дислокации самолетов на аэродромах восточноевропейских государств возможна следующая схема их боевого применения. Украинские F-16 взлетают с аэродромов Румынии и Польши (без вооружения), осуществляют посадку на украинских авиабазах (таких как Староконстантинов, Мукачево, Стрый, Озерное), в течение короткого времени осуществляют дозаправку топливом и подвеску авиационных средств поражения. Затем — взлет и следование на выполнение боевой задачи.

Вряд ли беспосадочные боевые вылеты будут осуществляться непосредственно с авиабаз Польши и Румынии. Подобное решение вопроса сразу переводит Варшаву и Бухарест в непосредственных участников вооруженного конфликта со всеми вытекающими для этих стран последствиями.

Тем не менее в обоих случаях истребители и аэродромы базирования будут законной целью для ВС России, и об этом не раз говорило политическое руководство страны. Кроме того, даже при кратковременном нахождении F-16 на аэродромах на территории Украины, по всей видимости, предполагается постоянное перебазирование истребителей с одного аэродрома на другой с целью вывода боевых машин из-под возможного удара.

Начальник авиации командования Воздушных сил ВСУ Сергей Голубцов обратил особое внимание на усиление зенитного ракетного прикрытия аэродромов, на которых предполагается базирование украинских многофункциональных истребителей F-16.По его мнению, это будет непростой задачей. Голубцов уточнил, что для прикрытия авиабаз потребуется как минимум две зенитные ракетные батареи Patriot, два ЗРК типа NASAMS и несколько зенитных самоходных установок Gepard.

Украинский генерал также отметил, что "больше всего мы опасаемся, что россияне не будут считать количество "Кинжалов" и "Искандеров" для того, чтобы поразить F-16 на аэродромах". С этим его утверждением можно безусловно согласиться. Вот уж действительно — экономии в этом случае не предполагается. Правда, при этом не планируется и перерасхода. Наряд сил и средств будет точно соответствовать поставленной боевой задаче.

Кроме того, командованием Вооруженных сил России наверняка будут предприняты все возможные меры по выводу из строя (причем на длительное время) всех взлетно-посадочных полос, магистральных рулежных дорожек и стоянок самолетов на территории Украины.

В реальных воздушных боях соперники встречались в небе Югославии и Ирака. Общий счёт по наиболее достоверным данным 9:0 в пользу F-16, но есть нюансы. В обеих войнах у американцев и их союзников было подавляющее превосходство в воздухе. Кроме большого числа F-16, в небе были самолёты других типов, в том числе ДРЛО. В воздушном бою имеет огромное значение качество пилотов, а у Ирака оно явно было не на высшем уровне. Да и модификация МиГ-29 была старая.

Не случайно Египет приобрёл 43 МиГ-29М после учебных боёв между конкурентами, в которых F-16 не одержал ни одной победы. Отмечено, что у F-16 лучше обзор, а в скорости и маневренности впереди МиГи.

Увидим ли мы продолжение дуэли уже в украинском небе? Вряд ли, по крайней мере, в массовом количестве. Скорее всего, работу по приземлению "соколов" поручат ПВО, да и против Су-30/35/57 и МиГ-31/35 у американского истребителя шансов мало.

Зачем F-16 Украине? Картинки, которые рисуют в своём воображении свидомые ветераны диванных войск, действительности не соответствуют. Не переломят поставки из Дании и Нидерландов истребителей соотношение сил в небе однозначно, даже если они будут осуществлены сейчас и одномоментно. Ну было у Украины 44 МиГ-29 на начало 2023 года, сделали они погоду? Вот и несколько десятков "Соколов" ничего по сути в небе не изменят.

Что можно противопоставить? Некоторые военные эксперты предлагают наносить удары по аэродромам в Польше и Румынии, на которых, скорее всего, будут базироваться F-16. Надеемся, что до такого сценария дело не дойдёт. Достаточно повредить все аэродромы подскока, ведь от Жешува до Донецка 1147 км. Чтобы вернуться на базу надо истребитель где-то заправить. Аэродромов у Украины ещё много, откуда-то же взлетают Су-27 со Storm Shadow. Сгодятся для посадки и гражданские аэропорты, так что целей у "Кинжалов", "Калибров" и "Искандеров" явно прибавилось.

Кто выиграет? Выиграет Америка. Не в бою, а от поставок F-16 Украине. Свои F16A/B они давно превратили в мишени, а у других стран НАТО их сотни полторы. Не считая тех, что хранятся на складах Норвегии и Италии, то есть ещё чуть меньше сотни. Произведены они были 30-40 лет назад и свой ресурс уже почти выработали. Наведение на цель по дисплею на шлеме пилота отсутствует, радар слабоват, бортовая электроника тоже не последних моделей.

"Боевой сокол", как называют F-16, вызывает все больше интереса у СМИ из-за ажиотажа вокруг поставок США на Украину. Но есть нюанс: внимание этим истребителям уделяется колоссальное, а толку от них на поле боя не очень много. Главная же проблема — отсутствие у F-16 средств маскировки.

F-16 может принести пользу на современном поле боя, но область его применения ограничена. Вызвано это главным образом тем, что данный истребитель не обладает характеристиками малозаметности. Техника ПВО и технологии обнаружения целей продолжают совершенствоваться, и малозаметность приобретает все более существенное, даже жизненно важное значение. Сегодня, когда аппаратура обнаружения становится все более эффективной, а средства борьбы с воздушными целями все более смертоносными, самолет без характеристик малозаметности просто не выживет в контролируемом противником воздушном пространстве.

Безусловно, установить собственный контроль над воздушным пространством противника, без вторжения в него, чрезвычайно трудно. Поэтому возможности применения в современном бою самолета без характеристик малозаметности весьма ограничены. Примером тому может служить российско-украинский вооруженный конфликт.

Но F-16 пока еще не совсем устарел и может принести пользу при наступлении. Он известен своими возможностями по подавлению противовоздушной обороны противника и будет востребован, когда понадобится уничтожать вражеские зенитно-ракетные комплексы или нарушать их работу. А когда будет обеспечено (как предполагают в Пентагоне) превосходство в воздухе, F-16 снова пригодится для ведения воздушного патрулирования и нанесения бомбовых ударов.

На Украине F-16 должен быть оснащен такими средствами, которые помогут ей сделать необходимое — ослабить преимущество российской армии, затруднить их наступательные действия и продержаться немного дольше. F-16 не станет волшебной палочкой для Зеленского, но этот американский самолет даст ему лишь небольшой запас времени.

О том, как Россия уже готовится к появлению в небе Украины истребителей F-16, в статье "Готовимся к приему F-16: эксперт раскрыл, как ВКС молотят по аэродромам под Миргородом и Хмельницким"