Найти тему
Сретенский монастырь

ИЗ МУЖСКОГО - В ЖЕНСКИЙ. КОСМО-ДАМИАНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Паломники заняли свои места, и начался рассказ о Космо-Дамиановском монастыре. Слушала и любовалась на красоты, за окном пролетающие. Кипарисы, выстроившиеся струнными рядами вдоль дороги, а за ними то близко, то где-то вдали, в просветах темной зелени, виднелись белые сельские домики.

Космо-Дамиановский монастырь. monastyr-kid.ru
Космо-Дамиановский монастырь. monastyr-kid.ru

Но скоро автобус въехал в тенистый лес. А за моим окном, глубоко внизу, в зеленой долине, извивалась в неровных краях берега необычная светло-бирюзовая река. Подумалось, что такого в природе не бывает. Действительно, оказалось, это было Алуштинское водохранилище, собирающее в себя дождевые воды, стекающие с гор, и те, что бьют из множества горных ручьев.

Знаменательно, что начало Космо-Дамиановскому монастырю тоже положил святой источник чудотворцев Космы и Дамиана. Находится он между темно-зелеными, поросшими, рвущимися к солнечному свету деревьями, склонами Бабуган, хребтом Конек и горой Черной. А выходит из двух отдельных ключей, которые, соединившись, стекают по каменному руслу в реку Альму. Вода в источнике, можно сказать, хрустальная, а самое главное – святая, исцеляющая.

О происхождении источника повествует сохранившееся предание. Святые бессребреники, врачи и чудотворцы Косма и Дамиан, жившие в Риме в III веке, были сосланы императором в Крым на заточение. Здесь они, как и раньше, безвозмездно врачевали больных, здесь они и испросили у Бога целебной воды. Долго молились братья, и Господь услышал их молитвы, и потекла из-под горы в двух ключах эта чудодейственная вода. Позже братья вернулись назад в Рим и там приняли мученическую смерть за веру. А испрошенный ими у Бога источник несет в себе и по сей день благодатную целебную силу.

Многие века этот святой источник пользовался почитанием не только среди христианского населения, но и у многих других народностей, проживавших в Крыму.

Время оставило нам много преданий и свидетельств, расскажем некоторые из них. Однажды к святому источнику пришел пастух, измученный злой болезнью – проказой. Прилег и заснул. Во сне явились ему два человека с ореолами над головами, назвались Космой и Дамианом. И сказали они пастуху, что нужно искупаться в водах источника. Проснувшись, пастух немедленно исполнил это приказание, а когда вышел из воды, почувствовал облегчение и опять заснул. Чудотворцы снова явились ему: «Будешь теперь совершенно здоров, но помни, что ежегодно 1 июля ты должен являться к нашему источнику для омовения тела. Советуем делать то же и страждущим братьям твоим, которые поверят в нашу помощь».

Есть и другое, более позднее свидетельство. Протоиерей Георгий, сын священника Константина Спиранди, прибывшего в Крым из Анатолии в конце XVIII века, вспоминал, что еще до присоединения Крыма к России бахчисарайские и мангушские греки каждый год приходили к источнику и погружались в него.

Святой источник чудотворцев Космы и Дамиана
Святой источник чудотворцев Космы и Дамиана

Отец Константин в июне 1781 года очистил место при источнике и нашел в земле мраморную доску с высеченными на ней ликами святых Космы и Дамиана и с греческой надписью. Эта икона тут же, при источнике, была им оставлена. Последнее упоминание о ней относится к 1795 году, и с тех пор о ней ничего не известно.

Татары тоже почитали эту святыню, называя источник Савлух-Су («здоровая вода»). Есть предание о том, как местный татарин, ненавидящий свою жену, выколол ей глаза, увел ее в горы и оставил одну, вдали от жилья. К женщине, умиравшей от голода, явились два незнакомых человека, сказав, что они братья-врачи Косма и Дамиан, подвели ее к источнику и велели умыться в нем. После этого к несчастной вернулось зрение, и она, придя в свою деревню, рассказала о случившемся.

Крымский краевед и писатель В. Кондараки в «Универсальном описании Крыма» рассказывал, что во время преследования христиан в этом ущелье был храм в честь святых Космы и Дамиана. Это предположение подтверждается тем, что в средневековье христиане Крыма часто возводили церкви в укромных местах вблизи источников. До сих пор большинство источников горного Крыма носит название в честь того или иного святого. Когда в 1778 году христиан во избежание полного истребления переселили из Крыма в Приазовье, многие селения опустели, а храмы были брошены и постепенно разрушались. Возможно, такая же участь постигла и храм у святого источника. Есть сведения, что в мариупольской церкви Рождества Богородицы находилась особо чтимая икона святых Космы и Дамиана, написанная на доске. В Крыму она находилась там, где в середине XIX века была открыта Космодамиановская киновия[1].

С незапамятных времен каждый год к 1 июля (по старому стилю), ко дню памяти святых бессребреников и чудотворцев, для исцеления сюда стекалось множество людей разного звания, возраста, национальности со всех концов Таврического полуострова.

Во втором десятилетии XIX века на средства графини Софии Потоцкой у источника было построено временное пристанище для паломников. А с 40-х годов ко дню памяти Космы и Дамиана сюда стали приезжать священники из Симферополя, Бахчисарая и других мест, чтобы совершать чин освящения воды и молебны святым бессребреникам.

Возведение монастыря, как и всех главных крымских святынь, связано с именем святителя Иннокентия Херсонского (Борисова). Объехав епархию в 1848 году, он побывал и у источника святых Космы и Дамиана. Посещая города и селения Таврического полуострова, святитель Иннокентий призывал православное население к восстановлению древних христианских святынь, возрождению и созданию обителей, в которых бы всегда шла молитва, всегда славилось имя Божие.

Святитель Иннокентий Херсонский (Борисов)
Святитель Иннокентий Херсонский (Борисов)

Указом Святейшего Синода от 4 мая 1850 года архиепископу Иннокентию было сообщено, что последовало высочайшее соизволение на открытие Бахчисарайского скита с киновиями, в том числе и киновии у источника святых Космы и Дамиана.

Несмотря на полученное разрешение, она открылась нескоро: началась Русско-турецкая война (1853–1856), а затем нужно было изыскивать средства на устройство обители, ибо в консисторском деле оговаривалось, что «киновия на содержание казны не получает, а содержится от доброхотных даяний богомольцев».

Основу строительства обители положил симферопольский купец I гильдии, староста кафедрального Александро-Невского собора в Симферополе Иван Потапович Санютин. Он долгое время страдал от лихорадки, нервного расстройства и слабости всего организма. После купания в источнике Санютин исцелился. В благодарность святым угодникам этот достойнейший человек дал обет выстроить малую церковь над источником с двумя купальнями, а поблизости – несколько келий как для монахов, так и для богомольцев.

А в июле 1856 года из Бахчисарайского Успенского скита сюда был командирован первый строитель киновии иеромонах Макарий[2]. По прибытии к источнику он сразу же взялся за устройство небольшой деревянной церкви святых Космы и Дамиана по рисунку, переданному владыкой Иннокентием. Она была построена уже через год. А в 1870 году на ее месте возвели новый большой храм с колокольней, который вмещал всех иноков монастыря и богомольцев. Однако зимой он не отапливался, поэтому в 1874 году начали строительство нового зимнего храма во имя Преображения Господня. Но его освящение состоялось только в 1878 году, после смерти игумена Макария.

Надо сказать, что труд первых насельников обители был поистине подвижнический. Не было ни удобной дороги в обитель, ни келий для братии, ни провизии, ни денежных средств, ни необходимых стройматериалов, ни лошадей для перевозки грузов, поэтому часто приходилось переносить их на себе. Скудость ощущалась во всем, но братия и не стремилась к телесному покою и отдохновению. Они знали, что творят дело Божие, трудятся ради спасения души, создавая монашескую обитель на святом источнике. Примером во всем им служил сам настоятель монастыря игумен Макарий, который, заботясь о благоустройстве вверенной ему обители, часто совершенно забывал о себе.

Как писал в «Очерках Крыма» известный духовный писатель Евгений Марков, «в этом возвышенном горном поясе невозможно возделывать даже огородные овощи, а зимой снега до такой степени заносят монастырек и подступы к нему, что иногда по нескольку недель он остается погребенный под сугробами. Когда жители соседних долин заметят, что уже давно не приезжает из скита верховой монах за покупками в город, поднимается тревога, и идут с лопатами откапывать монастырь, осведомиться, цел ли он».

Космо-Дамиановский монастырь
Космо-Дамиановский монастырь

Несмотря на различные лишения и трудности, иноки обители были очень преданы ей, любили они и своего настоятеля отца Макария.

Игумен Макарий долгое время был единственным в киновии иеромонахом, и, несмотря на это, Божественная литургия совершалась ежедневно, если батюшка находился в обители и был здоров. У него был приятный голос, чтение внятное, толковое и проникнутое глубоким чувством благоговения, даже равнодушные рядом с ним молились усердно.

Число братии увеличивалось, необходимо было строить новые келии. Приходилось рубить лес, доставлять кирпич для печей, стекла для окон и прочее. Настоятель сам работал киркой и топором, пешком ходил за покупками в Симферополь. Жители окрестных селений хорошо знали игумена Макария, часто встречаясь с ним в лесу и на дорогах. Он общался с татарами и греками, свободно владея их родными языками.

Тяжелый двадцатилетний труд и травма, полученная еще в Успенском скиту, истощили здоровье игумена Макария. 18 сентября 1878 года он скончался в больнице при странноприимном доме Таранова-Белозерова в Симферополе. Игумена Макария похоронили в притворе у западных дверей церкви Преображения Господня. Могилу окружили чугунной решеткой, а в 1880 году установили мраморную плиту.

В 1898 году на Таврическую и Симферопольскую кафедру заступил епископ Николай (Зоиров), бывший епископ Алеутский. С его приходом в жизни Космо-Дамиановский обители наступили существенные перемены. Объехав епархию, владыка Николай высказал предположение, что здесь более уместно будет расположить женскую обитель, которых в Крыму значительно меньше мужских.

Указом Синода было постановлено: «Космо-Дамиановскиую киновию обратить в общежительный того же наименования женский монастырь и назначить настоятельницей сего монастыря монахиню Топловской Троице-Параскевской общежительной обители м. Варсонофию с возведением ее в сан игуменьи». Топловский женский монастырь к тому времени был сильно перенаселен. И, видимо, это было одной из причин для такого преобразования. Так закончилась дореволюционная 43-летняя история мужского монастыря у святого источника.

Как и зачинатель монастыря игумен Макарий, первая настоятельница, матушка Варсонофия, непрестанно заботилась о порученной ей обители и сестрах. Под руководством игумении Варсонофии были капитально отремонтированы Космодамиановская церковь и другие постройки. Для укрепления террасы, на которой стояла большая церковь, возвели каменную подпорную стену. Было выстроено много хозяйственных зданий.

Матушка Варсонофия
Матушка Варсонофия

Увеличилось число монашествующих сестер. Всюду соблюдалась безукоризненная чистота, бедным богомольцам пища отпускалась бесплатно. Все свое время монахини посвящали молитве и работе, отдыхая только несколько часов в сутки, да и то с перерывами для молитвы. За общей для всех трапезой для сестер читались жития святых. Хозяйственных работ было великое множество.

Надо сказать, что российские императоры, Александр Николаевич, Александр Александрович, Николай Александрович, посещали обитель неоднократно. В 1870-х годах по указу Александра III неподалеку от Космо-Дамиановского монастыря выстроили царский охотничий домик. С 1910 года к царскому домику, а, следовательно, и к монастырю стали прокладывать улучшенные грунтовые дороги от Ялты, Алушты и важнейших охотничьих мест. Дорогу эту со временем назвали «Романовской», говорят, что так ее называют и сейчас. По примеру деда и отца сюда неоднократно приезжал Николай II. Он посещал как охотничьи угодья, так и Космо-Дамиановский монастырь.

Государь император Николай Александрович в 1911 году, в преддверии празднования 300-летия царствования династии Романовых, вместе с семьей побывал в монастыре. В ознаменование торжественного юбилея Дома Романовых решено было поставить каменную часовню над источником. В 1913 году новая часовня была возведена.

Почти четверть века матушка Варсонофия управляла Космо-Дамиановским монастырем. Вместе с сестрами ей довелось испытать всю тяжесть гонений и разрухи, наступивших с приходом большевиков. Каковы были последние дни достопочтенной матушки игумении, никто не знает. Известно лишь, что она погребена на монастырском кладбище. Место точного нахождения могилы неизвестно, поскольку кладбище было кощунственно уничтожено.

Самые трудные времена в жизни Космо-Дамиановского монастыря наступили после октябрьского переворота 1917 года. Хотя советская власть в Крыму окончательно утвердилась лишь в конце 1920 года, пользуясь отсутствием всякой власти, обитель не раз грабили бандиты. В 1922 году в монастырь прибыла комиссия по изъятию церковных ценностей, была составлена опись всего имущества. Стало ясно, что одной описью дело не закончится, и матушки создали на территории монастыря трудовую общину. Но в 1923 году на землях бывшей царской охоты был утвержден Крымский природный заповедник. В 1924 году трудовая монашеская артель перестала существовать, а оставшиеся монахини были выселены с территории заповедника.

Во время Великой Отечественной войны монастырь сильно пострадал. Все постройки, включая царский домик, были разрушены, осталась только часовня над святым источником. После окончания войны монастырь был закрыт и передан в пользование управлением заповедника.

Крымский государственный заповедник. pastvu.com
Крымский государственный заповедник. pastvu.com

Прошли долгие годы забвения, только в начале 90-х наступило время возрождения православных святынь. В 1991 году при храме Всех Святых, в земле Крымской просиявших, города Алушты была создана община Космо-Дамиановского монастыря, трудами которой и началось воссоздание святой обители. А в сентябре 1994 года появились первые насельники монастыря. Вновь в эту святую землю пришли люди, желающие посвятить свою жизнь Богу. Поселиться пришлось в заброшенном и нежилом здании, построенном после войны на месте сгоревшего монастырского корпуса. Позже в другом пустующем здании удалось организовать временный храм, в котором, милостью Божией, уже много лет братия монастыря молится и совершаются церковные таинства.

С каждым годом приток туристов и паломников увеличивается. Вот и мы «вторглись» в эти молитвенные заповедные дебри...

Автобус встал перед железными воротами с двумя светло-каменными башенками и уходившим от них в обе стороны каменным забором. Тут начинался заповедник.

Меня сразу впечатлили высившиеся справа, совсем даже немалые черные камни подпорной стены. Они, возможно, меньше тех валунов, что положены в ограду Соловецкого монастыря, но если вспомнить, что клали их хрупкие женщины, то это титаническая работа. Можно предположить, что строили стену не сами монахини, а наемные рабочие, но обитель-то была очень бедной, поэтому вопрос, как матушки такое смогли сделать, если там даже дороги не было, для меня остался открытым.

Чуть впереди, слева от дорожки, появился выложенный таким же темным или «диким», как раньше говорили, камнем святой источник. Вода была в нем необыкновенной. После выпитой студеной благодатной водицы сил сразу прибавилось. Слава Богу, мы уже стоим у святой часовни целителей Космы и Дамиана. Сколько же раз за ХХ век ее пытались разрушить?

В августе 1928 года Ялтинский райисполком принял решение о ее разборке на строительные материалы. Это решение вызвало массу протестов со стороны руководства заповедника. Его директор Троицкий направил ряд телеграмм в Крым ЦИК, ЦАУ Крыма и Главнауку Наркомпроса РСФСР с просьбой срочно приостановить разборку часовни. Телеграмма из Москвы наркома Луначарского остановила вандалов. В годы Великой Отечественной войны немецко-румынские войска, чтобы лишить партизан пристанища, уничтожили все здания, имевшиеся на территории заповедника. Все сгорело дотла, кроме каменных стен часовни, в которой разместились первые, вернувшиеся после ухода нацистов лесники с семьями.

Как и в минувший век, она стоит передо мной: невысокое здание из золотистого камня с точеными колоннами у входа, арочными окнами, карнизами с незатейливым орнаментом. В престольные праздники обители часовня становится алтарем, здесь размещаются престол и жертвенник, и совершается проскомидия и таинство Евхаристии. Паломники молятся во дворе монастыря, иногда их собирается более трех тысяч, и разместить всех у обители нет возможности.

Фото: monastyr-kid.ru
Фото: monastyr-kid.ru

В часовне на аналое мы поклонились иконе святых Космы и Дамиана. Не могу сказать, чудотворная ли это была икона или только список, читала, что первообраз находится в братском храме монастыря. Знаю только, что обитель всегда особо почитала эту святыню. В икону были вставлены частицы мощей святых Космы и Дамиана.

Как известно, сами мощи хранятся в Риме, а в Россию они попадали по крупицам самым необыкновенным образом. Так случилось и в этот раз. Сын известного арабского священника-миссионера Спиридона Саруфа, Георгий, поступил в Meдико-хирургическую академию. Императрица Мария Александровна выделила ему средства на дорогу из Дамаска в Санкт-Петербург. Спиридон Саруф хранил у себя частицы мощей святых Космы и Дамиана, а перед отъездом сына благословил его и вручил драгоценную святыню. В России Георгий Саруф познакомился с семьей президента Академии, доктора П. А. Дубовицкого, которая стала о нем заботиться. Его жена, узнав об имеющейся у Саруфа святыне, просила уделить ей частицу. Через несколько лет она передала святые мощи настоятелю Инкерманского монастыря отцу Ефрему, а тот доставил их епископу Таврическому Алексию. 1 июля 1862 года епископ Алексий торжественно утвердил святые мощи в храмовую икону святых Космы и Дамиана. Эту икону святых бессребреников Космы и Дамиана в 1966 году старосте кафедрального Свято-Троицкого собора отцу Алексию Сахненко принесла неизвестная женщина, возможно, одна из бывших монахинь, и попросила вернуть святыню в монастырь через тридцать лет. Перед ней некогда горела неугасимая лампада. Горит она и сейчас.

Мы приложились к иконе и от всего сердца помолились святым покровителям этих славных мест – святым Косме и Дамиану.

Как уже говорилось, исцеления у святого источника происходили постоянно, с самого основания монастыря, поэтому в 1899 году об этом стали вести записи в специальной монастырской книге. Она была утеряна, но некоторые случаи сохранились[3].

Чудесные исцеления у святого источника не перестают совершаться и до сего времени, они, несомненно, будут происходить и впредь, но, разумеется, лишь над теми больными, которые с искренней верой и горячей молитвой прибегают к благодатному пред Богом ходатайству святых братьев, бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.

После молитвы в часовне мы пошли по светлой дорожке монастыря к лестнице, ведущей на верхний двор. Пока идем, хочу сказать следующее: если кто-то мечтает увидеть настоящую подвижническую жизнь, то пусть приезжает пожить в эту обитель.

Фото: monastyr-kid.ru
Фото: monastyr-kid.ru

Одной из характерных особенностей котловины, где расположен монастырь, является более поздний, чем в других местах Крыма, восход солнца и более ранний его заход. Летом солнце видно только с вершин гор, поэтому и утром, и вечером там довольно свежо. И уже в августе в горах начинаются частые дожди и холодные ночи. А зимой, говорят, солнце вообще очень редко бывает в монастырском ущелье.

Мы уже поднимаемся по каменной лестнице. Для паломников на верхнем монастырском дворе был открыт храм. Как уже говорилось, он был устроен в пустом здании. Он очень мал и освящен в честь святых Космы и Дамиана. Умилила звонница, стоящая рядом с входом в него, с подбором небольших колоколов: интересно было бы услышать, как они звонят. Над дверью – икона Богородицы Иерусалимская. Этот образ – еще одна знаменитая святыня Космо-Дамиановской обители. Она вернулась в свой дом в 1996 году. Передал ее в монастырь отец Иаков Жила – протоиерей собора Петра и Павла города Симферополя. А ему эта икона досталась после смерти зятя, тоже священнослужителя.

Теперь уже не узнать последовательную историю этой святыни после революционного переворота. Известно только, что в свое время она специально писалась на Афоне для этого монастыря. С первым настоятелем монастыря игуменом Макарием сюда пришел монах Игнатий, подвизавшийся до этого на Горе Афон. Так установилась связь Космо-Дамиановской обители с Афоном, она всегда поддерживалась и продолжается уже в наше время. Надпись, сделанная в 1907 году на обороте иконы, свидетельствует об этом: «Сия святая икона Пресвятыя Богородицы – со многой благодатной в ней святыней – подобие видом и размером благодати причастной Афонской именуемыя "IЕРУСАЛИМСКIЯ" писана и освящена на Афоне и посылается в безмездный дар…».

Жаль только, что не удалось увидеть чтимую икону, хотя очень на это надеялась, но мне сказали, что она находится в братском храме. Монахи имеют право на свою сокровенную жизнь, не везде же нам, мирским, свой нос совать.

Зато вокруг меня красота была неописуемая: бледно-голубое небо, ставшее намного ближе, горы с вьющимися зелеными гривами – по-другому не скажешь! А кристально-чистый воздух с примесью ароматов трав хотелось пить, словно воду. И я, сидя на поляне, никак не могла наглядеться на эту благодать.

Фото: monastyr-kid.ru
Фото: monastyr-kid.ru

Однако пора было спускаться с небес и продолжать путь как раз к источнику святой живительной влаги. За воротами обители нас ожидали его изумрудные струи. Дух мой захватило от погружения в ледяную глубь. Чтобы туда войти, надо силу воли иметь! Но зато после выхода из купели появилась в сердце такая радость и легкость во всем теле, что казалось, еще чуть-чуть – и улетишь! Жалко людей, которые проходят мимо святых источников и не догадываются, какое облегчение душе и телу приносят эти студеные благодатные воды.

Как потом узнала, Космодамиановский источник получил признание даже наукой. Исследования, проведенные Одесским НИИ курортологии, показали, что его вода содержит высокий процент серебра, поэтому признана целебной. Олег Валерьевич же нам сказал, что в Крыму серебро нигде не было обнаружено, лишь только в воде цельбоносного источника святых бессребреников Космы и Дамина. При жизни они бесплатно, «за ради любви Христовой», лечили страждущих, и за это в воде их живительного источника обрелось серебро. Но исцеляет, конечно, не оно, а благодать Божия по искренней и сердечной вере просящих.

___________________________________________

[1] Общежительный монастырь

[2] Игумен Макарий (в миру Михаил Пруцкий) – первый настоятель Космо-Дамиановской обители, управляющий ее 20 лет. (сконч. 18 сентября 1878 г.).

[3] У одного крымского татарина-извозчика заболел младший сын. Мальчик стал заикаться и с трудом выговаривал слова. Отец обратился к своему мулле, и тот посоветовал ему съездить в Космо-Дамиановский монастырь, взять оттуда хлеба и им покормить мальчика. «Ведь хлеб, – добавил мулла, – печется в обители с благоговением и на воде, которая берется из святого источника». Отец так и сделал – попросил в монастыре хлеба и давал его больному. Ребенок вскоре поправился. 1 июля 1908 года прибыл в обитель грек Кирилл из деревни Гурзуф Ялтинского уезда и рассказал следующее. Он болел год, не вставал с постели, и доктора нашли его безнадежным. В конце июня, перед престольным праздником святой обители, явились ему во сне четыре мужа дивной красоты и сказали: «Мы – Косма и Дамиан и апостолы Петр и Павел. Сходи в Космо-Дамиановский монастырь, и будешь здоров». 1 июля, по прибытии в обитель, он сразу же заказал молебен святым чудотворцам, искупался в источнике и выздоровел. Одна женщина, имеющая троих малолетних детей, сильно болела и три месяца не вставала с постели. Страдалицу ужасала мысль, что в случае ее смерти дети останутся сиротами. Тогда она стала молитвенно просить чудотворцев Косму и Дамиана об исцелении от болезни. Женщина вскоре поправилась и приехала благодарить Господа Бога и Его святых угодников в Космо-Дамиановский монастырь.

Светлана Рыбакова

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм