Чуть не повторил историю Летучего Голландца, разговаривал с птицами и едва не погиб в шторме. В Марокко завершена кругосветная одиссея капитана из Геленджика

   Виталий Елагин. Фото: t.me/Oceanschoolru
Виталий Елагин. Фото: t.me/Oceanschoolru

Мореплаватель из Краснодарского края Виталий Елагин завершил свое кругосветное одиночное путешествие на одноместной яхте «Дочь ветра». Одиссея длилась девять с лишним месяцев. Она стартовала осенью 2023 года и финишировала летом 2024 в Марокко.

«Ну все, всех рыбаков и рыбов победили. Официально кругосветка закончилась! Капитан на берегу, завершает все формальности», - сообщила новости супруга яхтсмена Юлия.

Обогнуть земной шар на яхте Виталий Елагин мечтал с 14 лет после прочтения книги «В одиночку через океан». Да и перед глазами стоял пример отца, который основал первый в Геленджике яхт-клуб. Долгое время Елагин-младший работал в детском центре «Орленок», где обучал школьников правильно ходить под парусом, а еще преподавал парусную практику в России и за рубежом.

В поисках сердца мира

В ноябре 2023 Елагин вывел яхту «Дочь ветра» из города Танжера в Марокко и направился навстречу к мечте. Свое путешествие он назвал «В поисках сердца мира». Маршрут капитана лежал через Атлантику, Канарские острова, острова Зеленого мыса, мыс Доброй Надежды, затем Тихий океан и пролив Дрейка. Обратный путь -снова пересечь Атлантический океан и возвращение в Танжер.

«Это какой-то эгоцентризм – отправиться в океан, но есть что-то очень тонкое и единое на этой малой планете, обнять которую важно и для личной эволюции, и для эволюции всего человечества. Особенно во времена кризиса, из которого хорошо бы выйти всем нам с минимальными потерями», – так сам Виталий Елагин писал о своей авантюре.

   Подготовка к кругосветке заняла год. Фото: t.me/Oceanschoolru
Подготовка к кругосветке заняла год. Фото: t.me/Oceanschoolru

Подготовка к кругосветке заняла год. Пересекать несколько океанов Елагин решил на лодке своего наставника и идейного вдохновителя Виктора Языкова из Сочи. «Дочь ветра» - собственная разработка Языкова. Для яхты это был уже третий кругосветный вояж.

Главная особенность данного судна – это неповторимая конструкция такелажа и парусного вооружения, дающая способность идти без авторулевого механического или ветрового типов. Капитану пришлось обходиться не только без мотора. На «Дочери ветра» не было и других привычных предметов комфорта: микроволновки, санузла, холодильника.

Впрочем, хотя физически в путешествие он отправился один, на берегу Елагину помогала команда: два его ученика отслеживали погоду и предлагали оптимальные маршруты передвижения. Кроме того, дома его ждали, помимо Юлии, сын и мама.

Первые месяцы у спортсмена все складывалось хорошо. Он рассказывал в основном о мелких неприятностях. Например, Виталий признался, что спустя месяц одиночество стало давить на него и какое-то время слушателями капитанских монологов были птицы. Затем в его провианте завелись насекомые, от которых пришлось избавляться с помощью советов команды.

«Жучков из овсянки победили. Книга рецептов вегетарианской кухни пополняется, потихоньку приближаемся к экватору», — писал Елагин 27 октября.

   Береговая команда яхты. Фото: t.me/Oceanschoolru.
Береговая команда яхты. Фото: t.me/Oceanschoolru.

При благоприятных обстоятельствах кругосветка должна была занять от шести до семи месяцев. Однако она продлилась девять месяцев с хвостиком.

Шторм у мыса Горн

В конце марта связь Виталия с его береговой группой поддержки пропала. К поискам яхтсмена из Геленджика присоединились соратники, Роскосмос и даже гадалки. Дело в том, что след бравого капитана обрывался у мыса Горн. Климат здесь называют худшим на земле. Погода там почти всегда ветреная и пасмурная. Дожди льют весь год. Жертвой непогоды у Огненной Земли стал не один корабль.

Самая известная легенда этих мест связана с мистическим «Летучим Голландцем». Ее главный герой - шкипер торгового голландского корабля-парусника Ван дер Декен. Он долгое время не мог обогнуть мыс из-за ужасной погоды. Обозленный мореплаватель заявил, что обогнет мыс, даже если ему придется плыть до второго пришествия. С неба раздался голос: «Да будет так — плыви». Легенда гласит, что шкипер до сих пор пытается обогнуть мыс Горн. Иногда капитаны кораблей встречали его. Ужасный Голландец даже поднимается на палубу встречных судов для передачи писем домой. Все это добавляло нервозности поискам Елагина.

«Капитан до 19 марта был на связи, а потом исчез. Искали капитана и с океана, и с суши, и с космоса. Не нашли. Он нашелся сам, на восьмой день пропажи дал о себе знать через проходящее судно», - рассказали родственники Елагина о его поисках.

Оказалось, что яхтсмену удалось обогнуть мыс Горн. А вот в районе слияния Тихого и Атлантического океанов во время шторма порвало два паруса и отказало электрооборудование. К яхте направились спасательные суда.

   Одиссея заняла больше времени. Фото: t.me/Oceanschoolru
Одиссея заняла больше времени. Фото: t.me/Oceanschoolru

Ремонт затянулся до 21 мая, когда капитан смог отправиться в путь вдоль берегов Южной Америки, чтобы вновь пересечь экватор и Атлантику. По пути были шторм, штиль и попадание яхты в рыбацкие сети, но теперь кругосветка официально завершена.

Автор: Евгения ХАЛИКОВА