154,9K подписчиков

Рецензия на сериал «Франклин» / Franklin

 Исторический сериал может быть визуально прекрасным, иметь достойный бюджет и продвинутую производственную базу, а также великолепную труппу, но по-настоящему хорошим он может быть лишь в том случае,

Исторический сериал может быть визуально прекрасным, иметь достойный бюджет и продвинутую производственную базу, а также великолепную труппу, но по-настоящему хорошим он может быть лишь в том случае, если во главу угла поставлена достоверность. Причём речь идёт не столько о правильном числе рядов в македонской фаланге или точном оттенке масти Инцитата, а об аутентичном отражении взаимодействия исторических личностей. Сторонники коллективистского взгляда на историю зачастую принижают или вовсе отвергают значение личности в историческом процессе, и я рад, что авторы «Франклина» придерживаются противоположного мнения и населяют своё творение яркими, выпуклыми и по-настоящему уникальными индивидами.

 Исторический сериал может быть визуально прекрасным, иметь достойный бюджет и продвинутую производственную базу, а также великолепную труппу, но по-настоящему хорошим он может быть лишь в том случае,-2

год: 2024
автор сериала: Тим ван Паттен
в ролях: Майкл Дуглас, Ноа Джуп, Оливье Клавери, Эдди Марсан, Марк Дюре, Ксавье Броссар, Ассан Буаб, Теодор Пеллери, Людивин Санье, Тибо де Монталембер, Жанна Балибар

Привет зрителям!

Сериал рассказывает нам о дипломатическом аспекте американской революции и образования Соединённых Штатов. Как известно, в историческом плане становление новой североамериканской нации представляло собой теоретически маловероятный союз крайне суровых поселенцев-кальвинистов и отлично образованных либертенов-масонов. Наследники Тамплиеров в течение многих веков мечтали попробовать свои силы в построении принципиально нового типа общества, но как назло, народ в Европе предпочитал прозябать во тьме, невежестве и тирании, топя своё горе в вине, и в принципе не был способен понять идеи свободы и выгоды классической республики. Но в какой-то момент Англия допустила огромную ошибку, выслав все политически ненадёжные элементы и религиозные меньшинства в свои американские колонии, в результате чего меньше чем за сто лет в одном месте сконцентрировались хорошо образованные, политически активные, самодостаточные и свободолюбивые индивиды, явно не питающие любви к британскому престолу.

Это в наше время люди, всерьёз считающие себя настоящими мужчинами, безропотно отдают государству 40+% своего дохода, и едва не теряют сознание от радости, когда удаётся списать пару процентов в декларации в качестве обоснованных расходов. А в 1775 году американские колонисты были настолько суровыми, что после введения королём 3% налога на чай и гербового сбора на канцелярскую бумагу, без лишних разговоров сожгли британский корабль береговой охраны, утопили чай в бостонской гавани, что вошло в историю как «Бостонское чаепитие», а затем и вовсе подняли восстание и осадили Бостон. Последователи Великого Архитектора увидели в этом одновременно перст Провидения и свой шанс стать у руля новой нации, пробормотали «annuit coeptis», созвали Континентальный Конгресс и провозгласили независимость. Однако поначалу силы были явно неравны и в течение первого года революции образовалась патовая ситуация — имеющие подавляющее численное превосходство англичане неизменно били колонистов в сражениях, но при этом несли большие потери от вездесущих партизан. Американцам нужна была международная поддержка и признание, и именно с этой целью они направили в Париж полномочного представителя — всемирно известного учёного, публициста, политического философа, масона 33 градуса и просто хорошего человека Бенджамина Франклина.

 Исторический сериал может быть визуально прекрасным, иметь достойный бюджет и продвинутую производственную базу, а также великолепную труппу, но по-настоящему хорошим он может быть лишь в том случае,-3

Франклин прибыл в Париж вместе со своим племянником Уильямом Темплом, исполняющим обязанности секретаря, и его слава обеспечила американцам тёплый приём в лучших аристократических салонах Парижа, хозяйки которых превозносили вестников свободы, а роль их светского патрона взял на себя сам Пьер-Огюстен Карон де Бомарше. Но если юный Темпл, ошеломлённый количеством балов, красавиц, лакеев и юнкеров, изо всех сил вцепился в французскую булку и немедленно забыл о дипломатической миссии, то умудрённый опытом Франклин понимал, что пышность церемоний и любезные улыбки отнюдь не гарантируют результата.

Проблема усугублялась ещё и тем, что французское правительство, несколько лет назад проигравшее войну и вынужденное уступить Канаду британской короне, вроде бы и очень хотело насолить англичанам, но пустая казна и желание избежать новых территориальных потерь заставляло галлов умерить полёт фантазии. Франклину приказали переехать в пригород Парижа в фактическую ссылку, сидеть тихо и никак не рекламировать своё присутствие в стране. Против Бенджамина выступила также наиболее консервативная часть королевских министров, а юный максималист маркиз де Лафайет, одержимый желанием отомстить англичанам и восстановить честь Франции, постоянно путался под ногами и привлекал ненужное внимание короля. Тем временем наивный Конгресс США, рассчитывавший, что Франклин за пару месяцев сумеет заручиться поддержкой французов, отправил ему на помощь ещё двух парламентёров, ни черта не смыслящих в дипломатии, а англичане регулярно подсылали к нему наёмных убийц.

Но тем не менее, несмотря на все препятствия, посланнику Конгресса удалось сплести сложнейшую сеть крайне рискованных и хитрейших интриг, дёрнуть за все нужные ниточки и в итоге выпросить у Людовика XVI почти миллиард золотых, а также втянуть Францию в абсолютно ненужную ей войну, успев одновременно соблазнить кучу дам высшего света. Секрет успеха оказался прост — в числе талантов Франклина крупнейшими были доскональное знание практической психологии и нечеловеческое упорство.

 Исторический сериал может быть визуально прекрасным, иметь достойный бюджет и продвинутую производственную базу, а также великолепную труппу, но по-настоящему хорошим он может быть лишь в том случае,-4

Одним из важнейших качеств любого фильма или сериала является правильно подобранный темп повествования. Безбожно затянутые эпизоды некогда были простительны разве что Кубрику, но в наше время отсутствие действия на экране является смертным грехом. К примеру, замечательный во всех отношениях телепроект «Лучше звоните Солу» был похоронен именно своим заунывным черепашьим темпом. Соответственно, посмотрев первые серии «Франклина», я был готов отнести неспешность повествования к очевидным минусам сериала, но затем осознал, что между подробным документированием абсолютно никому не интересных душевных страданий выдуманного адвоката из Нью-Мексико и весьма реалистичным отражением борьбы исторической личности с инерцией гигантской бюрократической машины и алчностью олигархии, разница всё же есть, а значит марафонский характер сериала весьма уместен.

В отличие от современных революций, для которых требуется всего лишь пара недель и несколько постов в твиттере, борьба американцев за независимость длилась семь лет, и всё это время Франклин находился во Франции и прилагал невообразимые усилия, чтобы не дать делу свободы умереть от финансовой анемии. Ритм общественной жизни XVIII века был совершенно другим, и чтобы перекинуться парой слов с нужными людьми с целью обеспечить отправку за океан очередной партии мушкетов, практичному политическому деятелю приходилось, скрепя сердце, посещать десятки балов и оперных постановок, и даже восхищаться навыками карточной игры Марии-Антуанетты.

Ещё одним несомненным достоинством сериала является отличный экскурс в область практической психологии, качеством достигающий уровня лучших работ Дэвида Мамета. Блестящая мишура светской жизни и исторический антураж, способные отвлечь невнимательного наблюдателя, скрывают мастерски проведённое препарирование человеческих страстей и бесчисленных способов манипуляции. Сюжет наглядно демонстрирует как применение очевидных рычагов воздействия вроде подлога, шантажа, обмана и лести, так и длительный поиск мельчайших трещин в броне оппонента и процесс подбора ключа к любому человеку. Постоянно меняющиеся альянсы, многоуровневое предательство, многочисленные группировки внутри каждого правительства, ненавидящие друг друга и не моргнув глазом саботирующие общий прогресс ради собственных интересов, замечательно оттеняют вышеупомянутые базовые принципы.

 Исторический сериал может быть визуально прекрасным, иметь достойный бюджет и продвинутую производственную базу, а также великолепную труппу, но по-настоящему хорошим он может быть лишь в том случае,-5

Населяющие сериал исторические персонажи не только интересны и объёмны, но и на редкость реалистичны и полны жизни. Великолепен непреклонный либертарианец, житейский мудрец и тонкий психолог Франклин, в нужный момент способный достоверно сыграть деревенского дурачка из далёкой колонии, при этом с достойной паука терпеливостью способный месяцами ждать ошибки оппонентов, а затем идти к своей цели по трупам, не забывая также широко тратить средства родного американского бюджета. Отлично показаны его знаменитые соратники — Джон Адамс и Джон Джей, чей статус Отцов-Основателей не мешал им устраивать мелочную грызню и в критические моменты тянуть одеяло на себя. Очень характерен образ Уильяма Темпла, променявшего блестящие перспективы в политике на скоротечные удовольствия бонвивана, а также диаметрально противоположная эволюция маркиза де Лафайета. Французские министры граф де Вержен и Жак Неккер весьма реалистичны в качестве политических пауков в версальской банке. Толпа парижских аристократок, готовая ради престижа разорвать знаменитость на части, заставляет ухмыльнуться. Но интереснее всего у авторов получился комический элемент сериала, представленный персонажем Бомарше — с таким отношением к жизни и постоянными прожектами это просто вылитый Хлестаков. Не менее интересен комментарий авторов насчёт роли личности в истории. Подобно Спилбергу, показавшему героев «Линкольна» простыми людьми со своими многочисленными слабостями, Тим ван Паттен демонстрирует простую истину — человек, которому повезло угодить в узловую точку истории, становится великим благодаря своим принципам, последовательно делая осознанный выбор, а безликих статистов непременно уносят стремительные воды Леты.

К тому же нельзя не отметить удивительную в наше время историческую аутентичность — мало того, что костюмы и декорации прекрасны, так ещё и в сериале нет ни одного негра, кроме исторически вполне уместной креолки на роли второго плана. После инклюзивной «Анны Болейн» и «Наполеона» Ридли Скотта, классический подход авторов к трактовке истории подобен глотку свежего воздуха. В целом, также нельзя не похвалить гармоничное сочетание всех элементов сериала, делающее его просмотр настоящим удовольствием.

 Исторический сериал может быть визуально прекрасным, иметь достойный бюджет и продвинутую производственную базу, а также великолепную труппу, но по-настоящему хорошим он может быть лишь в том случае,-6

«Франклин» относится к категории проектов, которым крайне повезло с кастинг-директором, поскольку актёры подобраны и сыграли просто шикарно. Майкл Дуглас умеет играть сильных личностей, а его перформанс в роли Франклина — это 150% попадание в образ, и речь идёт не только о чисто визуальном аспекте. Вердикт истории однозначен — именно таким был человек, с минимальными ресурсами достигший триумфа лишь благодаря упорству и железной воле. Ноа Джуп в роли Уильяма Темпла прекрасно изображает полную противоположность своему великому дяде. Эдди Марсан, играющий роль Джона Адамса, отлично подчёркивает чуждую сибаритской Франции природу кальвинизма. Французская часть труппы великолепна вся без исключения — что Тибо де Монталембер в роли министра иностранных дел, что Теодор Пеллери в роли Лафайета, что Ассан Буаб в роли Бомарше, что Людивин Санье и Жанна Балибар в роли любовниц протагониста отрабатывают идеально.

Итог: крайне редкое явление в наши дни — отлично снятый сериал. Великолепное сочетание исторического бэкграунда, глубоких идей, аутентичности, драматургии и актёрской игры. Рекомедую.

Александр Костин для сайта Alterlit.ru

Мы в Телеграм