Найти тему

То, что в нас живет издревле, или начало tragic indie rock группы "20?? (Двадцать два вопроса)"

Алексей Ратников - первое документальное подтверждение игры на гитаре; на фото видно, как уверенно зажат аккорд после месяца самообучения; конец зимы 2001 г., Минск, Беларусь
Алексей Ратников - первое документальное подтверждение игры на гитаре; на фото видно, как уверенно зажат аккорд после месяца самообучения; конец зимы 2001 г., Минск, Беларусь
Алексей Ратников и одногруппники на фоне здания учебного корпуса, в котором стартовал творческий путь "20?? (Двадцать два вопроса)"; начало весны 2001 г., БНТУ, Минск, Беларусь;
Алексей Ратников и одногруппники на фоне здания учебного корпуса, в котором стартовал творческий путь "20?? (Двадцать два вопроса)"; начало весны 2001 г., БНТУ, Минск, Беларусь;

1. А я и не подозревал, что во мне это есть. 🎸

На гитаре играли или пробовали играть все мои дворовые друзья, с которыми я «тусовался», но о себе подобного сказать не могу — не было у меня внутреннего рвения к игре, но песни за компанию подпевал. Всякий раз после школы, института, практики или работы мы проводили время вместе, а под рукой очень часто оказывалась гитара. Мы были частью тех учеников/студентов 90-х, которых объединяла любовь к русскому року («Кино», «ДДТ», «Сектор Газа», «Наутилус Помпилиус», «Чайф»). Мы научились его исполнять без изысков — «по-дворовому», что не мешало некоторым уже в 15-17 лет иметь свои хорошие песни.

Я не помню, о чем были мои первые строки стихов, но помню точно, что написал их на лекции в аудитории института, где учился на четвертом курсе. Внутри меня протекал важный процесс, который был интереснее информации, которую хотел вложить мне в голову лектор. И вот в конце декабря 2000 года появился первый стих, а первые аккорды я уже зажимал через месяц — за несколько недель до своего дня рождения. 📝

2. С чего же начать? 🎼

Гитару я купил у своего друга — он продал ее за ненадобностью. У него же узнал, как зажимать на грифе самые простые, так называемые «блатные» аккорды — Am, Em, Dm, C, G, F — больше ничего и не нужно начинающему гитаристу в первые месяцы знакомства с музыкальным инструментом. Потом начались долгие месяцы изучения песен любимых рок-групп. Ну а после того, как появился необходимый багаж знаний, я всерьёз занялся сочинением собственных песен.

Конечно же, сначала играл плохо — путался в аккордах и их аппликатурах, играл неровно — то замедлялся, то ускорялся; фальшивил и не мог «дотянуться» до нужной ноты. Я решал эту проблему следующим образом: выходил на лестничную площадку и «от души» играл среди холодных бетонных стен, где меня никто из родных и соседей внимательно не слушал. Это поспособствовало избавлению от ряда страхов и зажимов в голосе. 🎤

Первоначально в моей игре присутствовало много шума и агрессии: часто рвал струны — причем не те, которые вы могли бы подумать: рвались 3-я, 4-я и 5-я струны, а не 1-я и 2-я. Позже появилась легкость и мягкость в игре, и струны уже не приходилось менять по одной — менял целым комплектом после износа. 🎶

3. Музыка как терапия и источник вдохновения. 🎧

Как и в любом деле, в творчестве не бывает ровных и гладких дорог — случаются неудачи: идея хорошая, а реализация, как говорится, подкачала. Особенно запомнился момент, когда я исполнял песню для незнакомой компании. Её я не вытягивал по вокалу, но очень хотел включить в свой репертуар. Незнакомец раскритиковал исполнение, что было мной очень болезненно воспринято, но решение, неизвестное мне на тот момент, которое могло избавить от переживаний, лежало на поверхности — не все песни подходят для исполнения и не все тональности удобны для вокалиста; не говоря уже об тексте и смысле песни, на что перво-наперво обращаю внимание.

В такие моменты разочарованию нет предела — кажется, что ничего не получается, — и руки вот-вот опустятся; но если знать и помнить, что каждый раз при обращении к гитаре приходят новые силы и идеи, то плохие эмоции развеиваются без следа. Музыка стала для меня не столько способом самовыражения, сколько терапией, помогающей преодолевать жизненные трудности и находить резервы внутри себя, а ежедневная творческая работа — движение маленькими шагами навстречу заветной цели — приведет к созданию шедевров, которые с лихвой окупят когда-то произошедшие провалы. 🌟


4. А что было до того, как? 🤔

В истории почти не сохранилось сведений о моих первых песнях — я их сам предал забвению, забрав только отдельные строки и мысли, которые потом легли в новый материал и на данный момент приобрели форму студийных демо-записей.

Часть песен, сочиненных мной 12-15 лет назад и вошедших в демо-альбом 2020 года «Двое» группы «20?? (Двадцать два вопроса)», можно послушать в интернете:

Яндекс Музыка — https://music.yandex.by/artist/21722913

Spotify — https://open.spotify.com/artist/1WrvkOjCU92kHtWQWe3cF0

5. И не могло быть иначе. 💭

Смотря сегодня назад и размышляя с позиции пройденного пути, я понимаю, что мое знакомство с гитарой было вопросом времени — все уже предрешено. Я люблю создавать что-то новое — то, что не существовало до момента моего «вмешательства». Чуть хуже обстоят дела с изучением материала других исполнителей — всегда приходится преодолевать некоторое внутреннее сопротивление, но как только открылись мысли автора, то процесс погружения в произведение становится необычайно увлекательным.

Где-то я услышал и запомнил одно суждение о делении людей на следующие категории:

ценители
прекрасного — искусства, поэзии, музыки — смотрят, читают, слушают;
виртуозные исполнители — артисты, ораторы — великолепно передают глубину смыслов, заложенных в
прекрасное;
авторы (или авторы-исполнители) — нащупывают в воздухе идеи и воспроизводят в нужной форме
прекрасное.


Любой человек является ценителем, исполнителем и автором чего-то в своей жизни. Мне нравится быть автором новых песен и мелодий — это самый ценный опыт для меня. Через такие акты творения я быстрее расту как личность и как музыкант, пополняя мировую копилку культурного наследия — этот бесконечный источник вдохновения и радости — своими песнями. 🌍

P. S. За окном шел 2001г., а до создания "20?? (Двадцать два вопроса)" оставались дни, месяцы и годы.