Найти тему
История без мифологии

База в Лорьяне, что скрывает бетон...

В нашем рассказе о подводных лодках "замаячила" база подводных лодок в Лорьяне. Весьма любопытный объект, ныне имеющий статус музея, но...

Это не один объект.

Начнем с того, что в Лрьяне был штаб подводных сил Кригсмарине, но располагался он в замке (а, ныне это частная собственность, и попасть туда... не вышло). Портовый Лорьян сдался Вермахту 21 июня 1940 года и вскоре превратился в важнейшую базу подводных лодок Кригсмарине.

Первым районом, введенным в эксплуатацию в качестве причала для подводных лодок, была рыбацкая пристань Керомана на реке Ле Блаве, между районами Кероман и Ла Перьер. Немцы использовали французскую "наработку" для траулеров пелагического лова (длиной до 65 метров), которая представляла собой подъемник, поворотный стол и 12 сухих "боксов", расположенных по кругу, которые немцы приспособили для подводных лодок серии VII (боксы удлинили на 2 метра и усилили подъемник до 700 тонн). (Планировка четко читается, но поворотный стол не сохранился ). Первая лодка U-30 (серии VIIА, под командованием капитан-лейтенанта Фрица-Юлиуса Лемпа) прибыла в Лорьян уже 7 июля 1940 года. Проблема была в том, что Британия была близко, а док был открытым. Потому боксы стали срочно перекрывать бетонными колпаками, но, получилось построить только два "колпака"- ангара для лодок. Их в шутку назвали "соборами". Ангары, которые строила фирма Karl Brand из Дюрена, имели длину 81 м, ширину 16 м и высоту 25 м. Они использовались для обслуживания и ремонта малых подводных лодок.

Нормального снимка сделать не вышло, но...

-2

Так на базу "зашла" 2-я флотилия подводных лодок кригсмарине «Зальцведель» (которая была оснащена в основном лодками серии VIIА - 10шт. и 2 шт. - VIIС ). Но были в составе этой флотилии две больших лодки серии I, которые никуда не "влезали", а, потому, в апреле 1941 года на восточном берегу напротив существующих сухих доков был построен бункер традиционного типа "Скорф". Это сооружение располагало двумя доками длиной чуть более 100 м с мастерской и ремонтным цехом в тыльной части конструкции. Общая длина бункера составляла 128 м.

Затем, организацией Тодта начались работы по созданию бункера «Кероман I», а, затем и «Кероман II» с крытыми ангарами для больших лодок.

Первая установка, получившая обозначение K1, включала канал для захода лодки, осушаемый док, наклонный пандус и рельсовые пути для постановки подводных лодок в один из 5 закрытых ангаров. Принцип был прост.

-3

Лодка по каналу заводилась во входной док, который закрывался батопортом. Вода откачивалась, и лодка садилась на тележки, стоящие на рельсовых путях. По наклонному пандусу длиной 160 м лодка (на тележках) вытягивалась лебедками на стапель где лодка "пересаживалась" поперечные рельсовые пути. Вторая "пересадка" была необходима для закатки лодки в тот или иной бокс (всего их было пять). На весь процесс перемещения подводной лодки обычно требовалось примерно два часа. Лодочные ангары "Кероман I" имели длину 120 м, ширину 85 м, высоту 18,5 м и толщину крыши более 3 м. Каждый ангар был оснащен мостовым краном.

Первая очередь была сдана с сентябре 1941 года. "Вторая очередь" построенная к декабрю 1941 года использовала подъемник первой, только лодки выкатывались в другую сторону в другой блок ангаров . Ангаров во второй очереди было семь. В каждом ангаре "Кероман II" было по два мостовых крана. Помимо семи, построили еще и восьмой док, но его отвели под оборудование лодочных тележек. Выглядело это примерно так.

-5

Потому, на скалистом мысу началось строительство "третьей очереди". Летом 1943 года начались работы по четвертому этапу строительства, но... Залить смогли только фундаменты.

Третья очередь. Длина доков составляла 170 м, ширина 135 м, глубина 20 м; каждый док был оснащен мостовым краном. Толщина бетонной крыши была более 7 м.
Третья очередь. Длина доков составляла 170 м, ширина 135 м, глубина 20 м; каждый док был оснащен мостовым краном. Толщина бетонной крыши была более 7 м.

Но нас интересует не 2-я флотилия подводных лодок Кригсмарине, а 10-я (ибо все "японцы" были из ее состава).

-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15

Десятая флотилия подводных лодок кригсмарине была сформирована в январе 1942 года в Лорьяне. Её бессменным командиром стал корветтен-капитан Гюнтер Кунке. Флотилия изначально была создана из лодок дальнего действия и дополняла в своих действиях вторую флотилию. Создание флотилии было вызвано увеличившейся потребностью в субмаринах дальнего действия в связи со вступлением Японии в войну. Ее основу составили океанские лодки IX серии, и, кроме того, к 10-й флотилии кроме лодок типа IX были приписаны 6 «Дойных коров» — подводных танкеров типа XIV. Но они обслуживались не в Лорьяне, а в Бордо, об этой базе сказ особый...

PS После капитуляции Германии сооружения были переданы ВМС Франции для использования в качестве базы подводных лодок. База использовалась до 1997 года, потом базу передали гражданским.