Право на забвение. Как Испания уничтожила свою историческую память

Беларусь, как известно, историческую память ставит во главу угла. Это уже наш культурный код, наша идентичность и обязанность.

Беларусь, как известно, историческую память ставит во главу угла. Это уже наш культурный код, наша идентичность и обязанность. Казалось бы, по-другому и быть не может, ведь мир был завоеван кровью нашего народа. А теперь представьте себе страну, у которой исторической памяти попросту нет.  Представьте, что места, где разворачивались жаркие баталии, поросли мхом. Где кости солдат более 80 лет лежат в лесах, и нередко прямо на них строится новая инфраструктура. Никаких чествований ветеранов, напротив — их гонения, репрессии, а впоследствии — беспамятство со стороны властей. Подобное для Беларуси — страшный сон. Речь идет об Испании, а еще точнее, о Гражданской войне 1936-1939 годов, унесшей жизни 500 тысяч республиканцев, боровшихся с коричневой франкистской чумой. Которая, как известно, победила. К чему приводит забвение? Как не допустить катастрофы, к которой нас с таким усердием толкают западные «коллеги»? Разобрали на примере Испании.

На братских могилах не ставят крестов

Испания является одним из мировых лидеров в области ветроэнергетики.  Развивать эту отрасль страна начала еще в 1980-х годах. В регионе Терра Альта в Каталонии просто бесчисленное количество ветрогенераторов. Все бы ничего, если не знать, что в годы Гражданской войны (в 1938 году) в Терра Альте шли ожесточенные бои, в которых погибло около 100 тысяч испанцев! И не только испанцев, там полегли  наши советские добровольцы и стратеги, которые помогали республиканской армии Испании в борьбе с франкистами. О тех событиях в начале 2000-х напоминали заброшенные землянки и бункеры. Археологи находили там множество гранат и патронов.

UNA MUJER COMISARIA POLÍTICA DE LAS FUERZAS DE LÍSTER, DESFILANDO CON LAS TROPAS ANTE EL GENERAL MIAJA.
UNA MUJER COMISARIA POLÍTICA DE LAS FUERZAS DE LÍSTER, DESFILANDO CON LAS TROPAS ANTE EL GENERAL MIAJA.

Однако около 20 лет назад испанские власти  решили, что там установят ветрогенераторы. Местность подходящая — открытая, обдуваемая сильным ветром, рядом расположены горы и река. Доверили дело частной компании. Та принялась за дело — стала прокладывать новую трассу. Строители постоянно натыкались на человеческие черепа, кости солдат, бомбы. Поначалу частники вызывали полицию, когда их обнаруживали. Но находки всплывали настолько часто, что строители просто плюнули на это дело. Работу решили не прерывать, а кости швыряли куда подальше. Очевидцам сего ужаса приплачивали за молчание. Это лишь один из примеров. Ветроэнергетические фирмы (Iberdrola, Acciona Energía, Enel Green Power (Endesa)  творят подобное по всей территории Испании. Земли они покупают почти за бесценок, а свою инфраструктуру строят фактически на костях. Естественно, с одобрения государства. Захоронить неизвестных солдат с почестями? Нет, не слышали. Многие предприятия также стоят на костях.

Беларусь, как известно, историческую память ставит во главу угла. Это уже наш культурный код, наша идентичность и обязанность.-3

Память для бизнесменов — это пыль. Главное — прибыль! Семьи не могут по-человечески похоронить своих фронтовиков, государство этого сделать не разрешает. Чтобы похоронить на кладбище останки, найденные на поле, нужно пройти через тяжелый судебный процесс, дабы этого добиться. В 2008 году в испанской прессе промелькнула громкая новость: в лесу нашли около сотни черепов республиканских солдат. Они пролежали там более 70 лет. Таких мест по всей Испании множество. Власть показывает с высоты своего трона, что ей глубоко плевать на каких-то погибших солдат. Для них — это обычный плебс. Но ведь так быть не должно, и это очень печально. А вот простой испанский народ сам не замечает, как умирает его история. Вернее, ярчайшая из ее страниц.

Ветеранам ни капли благодарности от властей

Власть никогда не извинялась перед своим народом за многотысячные жертвы в Гражданской войне, не выплачивала никаких компенсаций ветеранам-инвалидам и их семьям. Никто в Испании никогда не называл улицы в честь героев войны, командиров, рядовых солдат республиканской армии. В расцвет франкистской диктатуры улицы крупных городов носили звание фашистских генералов. Фактически отсутствуют памятники, куда можно возложить цветы. Сейчас республиканских ветеранов той войны — единицы. Младшим из них сейчас должно быть около 104 лет. За все годы жизни власть клеймила их, не говоря уже о каких-либо награждениях и прочих заслуженных регалиях. Таких званий, как «Герой Испании» или «Герой Каталонии» в стране просто не существует.

Беларусь, как известно, историческую память ставит во главу угла. Это уже наш культурный код, наша идентичность и обязанность.-4

С властью все понятно, но что же Компартия? Ведь в 1980-е годы в стране она была достаточно сильна и влиятельна. Но нет, ни одна левая партия никогда не чествовала ветеранов. У испанцев просто нет такой культуры, нет понимания, что героизм во имя освобождения народа от фашизма — это священно. Поэтому европейцы, приезжая в Беларусь, с таким удивлением наблюдают за всенародным уважением к нашим ветеранам и вниманием к ним. Даже если в современное время испанец совершит какой-то значимый подвиг, максимум, на что он может рассчитывать от власти — это «Орден мужества». Во время войны республиканцы своих солдат награждали, но редко. Такая обстановка была, что особо не до награждений — на фронте шли ожесточенные бои. Если сейчас посмотреть на кители ветеранов — они фактически «чисты». Зато фашисты не пренебрегали всевозможными наградами для «своих».

Гражданской войне в учебниках истории посвящено пару строчек

Гражданская война в Испании — самая значимая в современной истории страны, поскольку в Первой мировой и Второй мировой войне официально испанцы не участвовали, только лишь добровольческими отрядами. О Гражданской войне (унесшей более 1 миллиона жизней) в испанских учебниках истории упоминается очень сжато, с сухим перечислением дат. Огромное внимание учеников концентрируется на Франсиско Франко, как «спасителе испанской нации», который на деле был последним извергом, жестоким и расчетливым диктатором. По его приказам испанцы гибли тысячами, в том числе и в застенках концлагерей.

Беларусь, как известно, историческую память ставит во главу угла. Это уже наш культурный код, наша идентичность и обязанность.-5

К слову, тема Второй мировой войны в учебниках также представлена скудно. В основном, несвязный бред и сравнения Гитлера со Сталиным. Естественно, что еще можно ожидать?  Франко водил дружбу с Гитлером и занял позицию нацистской Германии в этой войне. Напомню, что Франко отправил в СССР «Голубую дивизию», которая сражалась на стороне нацистов. Численность ее составляла около 46 тысяч человек! Солдаты этой дивизии носили форму, идентичную форме немецких карателей, их единственным отличительным знаком была нашивка флага Испании (флаг такой же, как и сейчас!).

Беларусь, как известно, историческую память ставит во главу угла. Это уже наш культурный код, наша идентичность и обязанность.-6

Документальные программы о Гражданской войне — табу на испанском телевидении. Это прошлое неудобно для «демократической» власти.  Да и современная молодежь Испании не особо интересуется историей. Некоторые даже не имеют четкого представления, кто такой Франко, и считают историю скучной наукой, ведь нужно заучивать много дат. Государство не заинтересовано в том, чтобы молодое поколение вникало и запоминало важные исторические события. И, прежде всего, по причине идеологической. Слепой к собственному прошлому народ легче оболванивать и подвергать нужной пропаганде.

Борьба за сохранение исторической памяти

Моему мужу были известны ближайшие места расположения заброшенных землянок времен Гражданской войны в одном из регионов Каталонии. В одной из землянок даже были найдены останки погибших солдат. То есть это место — своеобразная коллективная могила.

Конечно, осведомлены об этом были и местный мэр, и чиновники. Компартия Комитетов Каталонии, которую возглавляет муж, всеми силами старалась привлечь внимание к проблеме с выступлениями на испанском телевидении с призывом: «мы не должны потерять нашу историческую память!» Речь шла об установлении хоть какой-то мемориальной таблички на месте землянки. Но тщетно — власти этим заниматься не хотели. Тогда коммунисты своими силами смастерили табличку и установили ее на этом знаковом месте.

Беларусь, как известно, историческую память ставит во главу угла. Это уже наш культурный код, наша идентичность и обязанность.-7

Летом 2020 года в каталонских горах под названием «Cotа 705» проходило мероприятие для ветеранов-республиканцев.  Оно было приурочено к важной для них дате — Дню битвы при реке Эбро, в которой погибли солдаты 11 и 35 дивизий, в целом это около 100 тысяч человек. Бои были у подножия этих гор. Республиканцы ежегодно выбирали именно это место для проведения своих памятных мероприятий, установили там мемориальный знак, который периодически ломают фашисты. Тогда организации ветеранов спешно устанавливали новый.

Беларусь, как известно, историческую память ставит во главу угла. Это уже наш культурный код, наша идентичность и обязанность.-8

Мой муж-политик был одним из организаторов таких мероприятий. Даже пандемия коронавируса не стала этому помехой. Увы, тогда в 2020-м, как и в предыдущие года, событие организовала не власть, не местная мэрия или кто-то из чиновников, а каталонские коммунисты. Они успели собрать ветеранов, пока они еще были живы. По собственной инициативе наградили их медалями.

Беларусь, как известно, историческую память ставит во главу угла. Это уже наш культурный код, наша идентичность и обязанность.-9

ЦК Компартии Каталонии утвердил первую в истории Испании награду — «Герой Каталонии». В тот день съехались ветераны со всей области. Прошла торжественная церемония награждения героев рядом с памятником, символизирующим «голубя мира» (который установила ассоциация ветеранов). Первое и единственное награждение в их жизни. Некоторых стариков происходящее тронуло настолько, что они всплакнули.

Беларусь, как известно, историческую память ставит во главу угла. Это уже наш культурный код, наша идентичность и обязанность.-10

Один из фронтовиков, присутствующих на мероприятии, — Андреу Канет — дожил до 101 года. Он успел поделиться воспоминаниями о военном лихолетье. После войны фашисты бросили его в тюрьму, где он сильно подорвал здоровье — этому способствовали ужасающие условия содержания заключенных. Тюрьмы тогда в каком-то смысле выполняли функции концлагерей — в них было холодно, мокро, и отсутствовало адекватное питание. Андреу Канету чудом удалось выжить, но удача улыбнулась далеко не всем.

Беларусь, как известно, историческую память ставит во главу угла. Это уже наш культурный код, наша идентичность и обязанность.-11

Мероприятия чествования республиканцев всегда проводились на общественных началах. Еще в 2020 году в Каталонии оставшихся в живых ветеранов насчитывалось около 100, а активных из них лишь 10. Сейчас, наверное, не осталось почти никого. Ветераны уходят один за другим, так и не дождавшись признания от государства.

Фашисты расстреливали за любую мелочь

В 1940-е года диктатура Франко была настолько жесткой, что при обыске домов фашисты рассматривали каждую книгу в шкафу. И если в доме находили хоть один томик Карла Маркса или денежную купюру времен республики — хозяев вели на расстрел. Имущество республиканцев изымали и отдавали фашистам. Одних репрессировали, другие были вынуждены бежать из страны в соседнюю Францию. Власть затыкала рты фронтовикам, ограничивала их свободу слова, помещала в застенки концлагерей и тюрем только за то, что они были коммунистами. Так что им приходилось несладко. Испанская молодежь в большинстве своем об этом не имеет ни малейшего представления, потому что не проявляет интерес к истории. А у людей политически неграмотных наблюдается даже определенная доля ностальгии по Франко.

Как хоронят ветеранов войны

Хоронят героев войны, как простых испанцев — со своими семьями в стенках-нишах на обычных кладбищах.  На надгробных плитах даже не принято ставить пометку «ветеран Гражданской войны». Таким образом захоронено немало ярких личностей, талантливых полководцев, генералов, самоотверженных патриотов.

Известно лишь то, что на одном из кладбищ Мадрида стоит памятник, посвященный всем советским солдатам, участвующим в Гражданской войне в Испании. Мемориал поставили не без помощи российского посольства и неравнодушных людей. Эти люди зачастую являются родственниками ушедших солдат. Простой народ устанавливает памятные таблички на местах сражений и памятники, организовывает мероприятия и реконструкции.

Беларусь, как известно, историческую память ставит во главу угла. Это уже наш культурный код, наша идентичность и обязанность.-12

Пенсии у республиканских ветеранов самые обычные, в зависимости от их трудового стажа и вида деятельности. Зато фашистские офицеры всегда жили на широкую ногу  —– государство щедро одаривало их приличной надбавкой к пенсии.

Как арабы стали орудием в руках фашистов

В настоящее время в Испании мы наблюдаем реванш правых партий. Их реклама на каждом шагу, к словам правых прислушиваются. Особенно на севере и в  центральной части Испании, которые по своему менталитету являются очень консервативными.

Беларусь, как известно, историческую память ставит во главу угла. Это уже наш культурный код, наша идентичность и обязанность.-13

Вот вам еще один «штрих к их портрету». Коалиция правых партий Испании — радикалы-франкисты, сейчас активно выступают против арабов, называя их мигрантским мусором, засорившим страну.

Беларусь, как известно, историческую память ставит во главу угла. Это уже наш культурный код, наша идентичность и обязанность.-14

Однако во время войны Франко собрал многотысячные дивизии арабов и марокканцев против армии республиканцев. Каудильо поставил наемников в выгодное положение: если им удастся оккупировать любой испанский город, в течение первых 48 часов после его захвата, арабы могут делать в нем все, что пожелают.  Насиловать женщин, обворовывать дома, издеваться и убивать мирное население. И они действительно творили страшные вещи: обрезали половые органы женщин на глазах у детей, вырывали золотые зубы у трупов и выдергивали серьги. При очередном нашествии арабских убийц, местные женщины в страхе собирали все свои вещи в платок, закидывали его на плечи и убегали в сторону Барселоны. Арабов знали по именам, и местные жители их боялись больше, чем фашистских дивизий — даже они не были способны на такие хладнокровные жестокости. Кстати, после войны у Франко охранниками долгое время служили именно арабы: он боялся кому-либо доверять из собственного круга. Вот ведь ирония: фашисты так активно убивали испанский народ, используя арабов, а сейчас именно они громче всех выступают против арабского нашествия в Испании.

Историческая память — наше главное оружие

Вместе со смертью Франко в 1975 году,  пришел конец его диктатуре, однако в стране так и не случилось демократических перемен. Как показало время, в этом виновата власть — преемница франкистских традиций. И простой народ, который мало того, что является заложником этой монархической постфранкистской  системы, еще и не проявляет должного интереса к собственному прошлому и позволяет себя обманывать. В силу политической безграмотности и беспомощности.

Беларусь, как известно, историческую память ставит во главу угла. Это уже наш культурный код, наша идентичность и обязанность.-15

А теперь вспомните, с каким трепетом и уважением относятся к прошлому у нас в Беларуси. На каком высоком уровне чтят ветеранов и героев, тружеников тыла, узников концлагерей, детей войны. Александр Лукашенко не раз повторял: «Нет благороднее миссии, чем сохранение исторической памяти во имя светлого будущего». И это действительно так. Важно не допустить раскола нации, не дать застать нас врасплох возрождающейся фашистской чуме. Мы должны подпитывать у молодого поколения интерес к истории своей страны. Оглядываясь на плачевный пример западных стран, мы должны стать сплоченнее, не утерять связь времен и поколений — связь независимой Беларуси с героическими страницами истории белорусского народа. Не терять сострадания, доброты, патриотизма, своей идентичности. Это ведь так важно в опасных геополитических условиях, где однополярный мир мечтает вернуть свое господство и подчинить население всего земного шара.

Беларусь, как известно, историческую память ставит во главу угла. Это уже наш культурный код, наша идентичность и обязанность.-16

Если не учиться на ошибках прошлого, история обречена на повторение, как в Испании. Сейчас снова, как и много лет назад, на улицах испанских городов «зигуют», поют фашистские гимны, а правые партии крепко заняли лидирующие позиции в Парламенте.

Историческая память — наше главное оружие против недругов всего мира.

Анастасия Кубарева