Римская красота и удобство дорог

Виа Аппиа (лат. Via Appia)
Виа Аппиа (лат. Via Appia)

Культура, это не только прекрасное пение или сочинение великих поэм, но и хорошие дороги с инфраструктурой, создающей комфорт передвижения.

Не в Древнем Риме это поняли первыми, но именно римляне подошли к этому основательно и с душой.

Одной из старейших дорог, сохранившихся до наших дней, является Виа Аппиа (лат. Via Appia), идущая в юго-восточном направлении от столицы в Капую. Направление это было выбрано не случайно. Оно связывало Рим с Грецией, Египтом и Малой Азией. Строительством, которое было начато в 312 г. до н. э. руководил государственный деятель, цензор Аппий Клавдий Цек, создатель первого римского водопровода, а заодно и римской юриспруденции. Возможно, имя его сохранилось в истории именно благодаря построенной им дороги.

А́ппий Кла́вдий Цек ( лат. Appius Claudius Caecus;  (350 или 343 —  после 280 гг. до н. э.)
А́ппий Кла́вдий Цек ( лат. Appius Claudius Caecus; (350 или 343 — после 280 гг. до н. э.)

Как пишут на эту тему специалисты, отличие римских дорог в том, что это были всегда просчитанные инженерные решения и исполнение стандартов. Так ширина трассы на прямом участке была 2,45 м, а на поворотах - 4,9 м. Интересно, что в ходе строительства обязательным условием было формирование «подушки» из четырех слоев. Нижний слой состоял из крупных блоков булыжника, потом закладывалась опалубка из щебня и бутового камня, после чего укладывали слой гравия или кирпичной крошки, а в завершении подгоняли друг к другу плоские плиты. Верхний слой имел специально выгнутую поверхность для того, чтобы с дороги стекали дождевые воды, которые далее уходили в боковые водосточные канавы.

По обочинам обязательно ставились мильные камни, на которых каменщиками выбивалось имя императора и расстояние до ближайшего города.

Строительство дороги
Строительство дороги

Биограф другого государственного деятеля Гая Гракха, известный историк Плутарх заметил следующее: «Больше всего заботы вкладывал он в строительство дорог, имея в виду не только пользу, но и удобства и красоту. Дороги проводились совершенно прямые. Их мостили тесаным камнем либо покрывали слоем утрамбованного песка. Там, где путь пересекали ручьи или овраги, перебрасывались мосты и выводились насыпи, а потом уровни по обеим сторонам в точности сравнивались, так что вся работа в целом была радостью для глаз. Кроме того, Гай размерил каждую дорогу от начала до конца по милям и отметил расстояния каменными столбами».

Изначальное высокое качество строительства дорог позволяли в дальнейшем итальянцам обходится лишь незначительным текущим ремонтом, при этом европейцы и в XIX веке все еще пользовалась старинными римскими дорогами.

 Культура, это не только прекрасное пение или сочинение великих поэм, но и хорошие дороги с инфраструктурой, создающей комфорт передвижения.-4

Узнавайте Италию вместе с Державинским институтом!