Вот и наступил праздник самого грозного из славянских богов Перуна и защитников земли Русской, которым он покровительствует. Если в этот день идёт дождь, он непременно смоет сглаз, колдовство, порчу, болезни.
Перун-Громовержец стоит первым в дошедших до нас списках верховных божеств восточных славян, он считался покровителем военной княжеской дружины, которая клялась его именем и именем самого князя. Образ Перуна-Громовержца - общий для всех славян и близок балтийскому культу Перкунаса (по сути, того же Перуна).
Оружие Перуна - "громовая стрела", стрела-молния, топорики-секиры, палицы. Когда Перун мечет камни и стрелы на землю, начинается гроза. В левой руке он носит колчан стрел, а в правой - лук; пущенная им стрела поражает противника и порождает пожары. Его палица (молот) - знак карающего божественного орудия, стала символом власти. Её функции перенесли на царский скипетр, жреческий и судейский жезлы.
Согласно летописи, князь Владимир "постави кумиры на холму вне двора теремного: Перуна деревяна, а главу его серебряну, а ус злат..." В Киеве и Новгороде идолы Перуна стояли именно на холмах, поскольку были связаны с его именем.
2 августа (20 июля по старому стиля) - Перунов день, он же Ильин день, поскольку после распространения христианства на Руси многие черты Перуна перенесли на образ Ильи Пророка (Ильи Громовника). В этот день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел Перуна, превращается в различных зверей.
Если верить белорусскому фольклору, Перун - зрелый муж с черными волосами и золотой бородой, с луком и колчаном. Он передвигается по небу на огненной колеснице (иногда на жернове), побивая прячущихся от него под камнями, дубами, скотом злых духов (чертей, змей).
Перуна сопровождает дружина грозовых духов в виде всадников или хищных птиц, вызывая ветер и бурю.
Идол Перуна стоял на холме в Киеве еще во времена князя Игоря. "На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун, положил оружие свое и щиты, золото..." (летопись за 945 год). В Новгороде идол Перуна установил дядя Владимира Добрыня - причем, не просто над рекой, а в специальном святилище, названным Перынь, - круглой площадке, в центре которой возвышался идол, а по краям горели восемь костров.
Немецкий путешественник, географ, ориенталист, историк, математик и физик Адам Олеарий, побывавший в 1654 году в Новгороде, написал: "Новгородцы всегда были еще язычниками, имели идола, называющегося Перуном, то есть богом огня, ибо русские огонь называют "перун". И на том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перунским монастырем. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В Знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огонь потухнуть, то наказывался смертью".
Связанные с Перуном ритуалы соотносились с дубами, дубовыми рощами и возвышенностями, где в древности ставили статуи Перуна и его святилища, повторяющие цветок с восемью лепестками, квадрат на повернутом квадрате. После принятия Христианства культ верховного языческого божества Перуна подвергся наиболее яростному и сокрушительному искоренению. Согласно летописи, в 988 году принявший крещение князь Владимир повелел привязать Перуна к конским хвостам и скинуть с горы по Боричевскому спуску "на Ручаи". Новгородцы приняли крещение, под руководством епископа Иоакима разорили капище Перынь, а идол божества разрубили на части, протащили по грязи и скинули Волхов. Это они зря, конечно! От того, что разрушают памятники, историю не изменить. Хотя забыть - можно, как в нашем случае...
По преданию, низвергнутый при крещении Новгорода идол Перуна бросил свою палицу на мост со словами: "Тешься, люд новгородский, а меня поминай!". С тех пор в определенные дни горожане устраивали здесь ритуальные побоища, используя палицы с оловянными наконечниками, хранившиеся в церквях.
Ведических кумиров вытеснили кресты, которые в христианстве воспринимаются как защита от сил зла. Их ставили не только в храмах, крест сопровождал христианина повсюду и всю его жизнь - от рождения до кончины. Россияне носят нательные крестики, как символ чужой веры, потому что уже многие поколения не знают веры иной - ведической. А знаете ли вы, что на Руси традиция ставить кресты возникла еще до её крещения, то есть до 988 года. В древних летописях описано, как княгиня Ольга, став христианкой, "... нача требища бесовские и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила". Традицию своей святой бабушки продолжил князь Владимир.
С распространением христианства образ Перуна приобретал демонические черты, что вполне логично: надо было как можно быстрее и сильнее очернить ведичество, распустить гнусные выдумки про древних богов и богинь, стирая их из памяти русичей. Вот один из примеров: согласно преданию, после низвержения киевского Перуна идол, брошенный в Днепр, очутился в Запорожье, где, оборотившись семиглавым змеем, поселился в пещере, на скалистом острове, похищал девушек, жил с ними, а потом съедал. Некий витязь убил его и освободил похищенную княжну.
В поздней новгородской летописи XVII в. сохранилось предание, отождествляющее Перуна с князем-колдуном Волхвом, создавшим в Перыни "волховной городок", а сам он плавал в Волхове в облике "крокодила" и топил всех непокорных. В конце концов бесы удавили его в воде. Когда люди стали хоронить "мерзкое тело крокодилово", оно провалилось в преисподнюю. Что может быть унизительнее для родовой памяти, которая бережно хранит наше подлинное прошлое?
Но вернёмся к славянской Перунице. Приготовления к празднованию длились восемь дней, пекли большой пирог и варили пиво. Мужчины на праздновании брали оружие: мечи, булавы, ножи, секиры и т.п., которое потом раскладывали перед капищем и освящалось волхвами. Жрецы производили обряды, связанные не только с военным делом, но и с земледелием, а воины славили великого Перуна и вступали в символические поединки друг с другом.
И все-таки Перун жив - в мифах и преданиях наших предков-славян. С ним связывают дух воинской доблести, мужество и силу народа. Его праздник отмечают до сих пор в российских областях.
Источник: В.Артемов «Мифы и предания славян».
Понравилась публикация? Поставьте лайк и подпишитесь на мой канал. Не забудьте оставить комментарий.