Найти тему
Телеканал "78"

Ловись уже хоть какая-нибудь: как проблемы с рыбой в Ленобласти повлияют на цены

Чиновники Ленобласти рапортуют о высоких темпах воспроизводства рыбы в водоёмах региона. Между тем, в 2024-м в отрасли оголились проблемы прошлых лет: это необходимость перехода на отечественные корма и продолжающая сохраняться зависимость от поставок импортной икры для воспроизводства мальков форели. Участники рынка пугают тем, что с каждым годом в продажу поступает всё меньше судака.

Коллаж 78.ru: freepik.com, Klaus-Dietmar Gabbert; Elena Mayorova/globallookpress.com, flaticon.com/Freepik
Коллаж 78.ru: freepik.com, Klaus-Dietmar Gabbert; Elena Mayorova/globallookpress.com, flaticon.com/Freepik

Во второе воскресенье июля в России традиционно отмечается День рыбака. В Ленобласти рыбу не только вылавливают, но и занимаются её воспроизводством, заверяют региональные чиновники.

Фермы для искусственного выращивания той же форели теперь начали появляться не только на севере Ленинградской области, но и в южных районах. Всего в регионе насчитывается около полусотни рыбных хозяйств.

Между тем, в конце зимы в одном таком крупном хозяйстве на Ладоге порвались садки, и «сбежали» 300 тыс. тонн форели. Её ловили даже в Петербурге у дамбы и в Свири ещё в начале лета.

При этом 90% икры для производства форели является импортной. Разбираемся, что происходит с отраслью и кого будем есть.

Миллионы и тонны

Как рассказал заместитель руководителя Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Семён Русанов, в прошлом году по СЗФО в целом улов оценивался в 40 тыс. тонн. Из них 23 тыс. приходится на Ленобласть.

При этом в водоёмы 47 региона и Северной столицы в 2023-м было почти 5 млн рыбин, в том числе 17 тыс. штук атлантического лосося, 3,4 млн миноги, 68 тыс. штук форели, 528 тыс. судака.

Фото: Ronny Hartmann/globallookpress.com
Фото: Ronny Hartmann/globallookpress.com

По словам заместителя председателя Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу 47 региона Александра Варенова, в 2024-м этот показатель по вылову для Ленобласти в 23 тыс. тонн будем примерно таким же. Однако в регионе планируется увеличить производство аквакультуры с 13,5 до 15 тонн, хотя и сейчас много рыбы выращивают именно в хозяйствах.

Так, отметил Александр Варенов, на начало 2024 года в регионе работают около 50 рыбных хозяйств. Рыба разводится на 93 участках. В основном её выращивают в Приозерском и Выборгском районах. Но в последнее время товарное рыбоводство развивается и на востоке: Подпорожском и Лодейнопольском районах.

— По рыбоводству в 2023 году произведено 13,8 тыс. тонн. В этом году, надеюсь, что произведём большее количество рыбы, — поделился чиновник.

Кто на новенького?

По словам Александра Варенова, в Ленобласти реализуются крупные инвестиционные проекты. Так, частности, ООО «ТД "Балтийский берег"» возводит оптово-распределительный центр в Ломоносовском районе. Объект компания намерена запустить до конца 2024-го. Мощность предприятия составит 8500 тонн единовременного хранения рыбной продукции. Инвестиции в проект оцениваются в 330 млн рублей.

ООО «Органический рост» Юрия Грудина находится в процессе строительства крупного комплекса по выращиванию радужной форели в акватории Ладожского озера. Там мощностью будет до 7500 тонн в год. Сдача комплекса в эксплуатацию также состоится в этом году. Объем инвестиций в проект составит 1,7 млрд рублей.

Фото: Victor Klyushkin/globallookpress.com
Фото: Victor Klyushkin/globallookpress.com

ООО «Рост Аквакультура» в акватории Финского залива создаёт рыбное хозяйство мощностью до 5000 тонн выращенной форели в год. Но такие показатели будут достигнуты лишь к 2028 году. Как подчеркнул Александр Варенов, на первом этапе запуска в 2024 году хозяйство уже будет производить до 800 тонн рыбы в год.

При этом Ленобласть готова выделить на развитие отрасли в этом году до 140 млн рублей.

Мальки — скорее, да, икра — нет?

Впрочем, чиновники видят и объективные проблемы, которые пока есть в отрасли. Это ситуации с поставками кормов и мальков из европейских стран. Раньше всё это было импортное.

— Сегодня все хозяйства прекрасно понимают, что это эта проблема остаётся для нашего государства, и нашего региона, в том числе. Поэтому многие сейчас образуют свои мощности по выращиванию малька. Стали испытывать и те корма, которые производятся в России.
Думаю, мы преодолеем те временные трудности, которые у нас возникли из-за зарубежных поставок.
Кормов необходимо порядка 15 тыс. тонн. Раньше обеспеченность была обусловлена тем, что многие покупали корма впрок. И обеспечили себя практически на 2023 год вперёд. Сейчас этот запас израсходован, и мы переходим на отечественную продукцию, — поделился Александр Варенов.

Впрочем, чиновник тут же добавил, что крупные хозяйства уже приступили к производству малька. Один такой проект, например, был в этом году открыт в Приозерском районе.

Фото: Klaus-Dietmar Gabbert/globallookpress.com
Фото: Klaus-Dietmar Gabbert/globallookpress.com

Как согласился заместитель начальника ФСГЦР филиала ФГБУ «Главрыбвод» по науке Виктор Голод, так называемого посадочного материала произведено достаточное количество. Но дело в том, что он выращен из импортной икры.

— В 2023 в РФ было ввезено 130 млн икринок форели. В РФ производством такой икры занимается лишь одно предприятие. Оно реализовало 20 млн штук. То есть, 90% посадочного материала выращено из импортной икры. Это влечёт большие проблемы, как с качеством рыбы, так и её болезнями, — констатировал эксперт.

Посетовали чиновники и на то, что жаркая погода, по сути, губительна для форели, северной рыбы. Её нельзя кормить при высокой температуре. В итоге рыбины не растут и останавливаются в развитии. Дальше повисла неловкая пауза, теоретически намекающая, что ждать снижения цен на такую продукции не стоит.

Жара — это не форс-мажор?

О том, как и почему дорожает красная рыба, 78.ru неоднократно рассказывал.

Независимый консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети Михаил Лачугин готов разъяснить: для тех же торговых сетей жара не относится к форс-мажорным обстоятельствам. Ретейлеры в любом случае будут требовать от поставщиков выполнять договора.

— В конце концов, у нас же не плюс 45 или 50 градусов. Остаётся задать вопрос бизнесу, почему предприниматели решились выращивать эту северную рыбу в Ленобласти, а не Карелии? Если договорённости будут в итоге сорваны, то поставщики попадут в чёрный список у ретейлеров, которые, как банки, обмениваются между собой информацией по неблагонадёжным клиентам. Дальше с такими поставщиками никто работать не станет, — поясняет эксперт.
Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com
Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com

Генеральный директор ООО «Проф Фудс» Антон Вересов напоминает, что цены на красную рыбу остаются стабильно высокими везде. Между тем, с каждым годом в продажу в российских сетях поступает всё меньше любимых многими судака и миног. Последние, что примечательно, Семён Русанов называет таким же брендом Ленобласти, как и «корюшка».