Погружение в Систему работы Рассказчика в театре Сторителлинга. Об игре...

“Музыкант играл на скрипке.

Я в глаза ему глядел.

Я не то чтоб любопытствовал,

я по Небу летел… “

Булат Окуджава.

Как ни крути, а любое театральное действо, это Игра… В русском же языке это слово означает совершенно разные процессы.

Например “настольная игра”. Как правило, подразумевает поле с клетками для перехода и достижения финиша. Фишки - игровые аватары участников. Кубик, указывающий количество проходимых фишкой клеток. Наконец, правила, по которым игра проходит. Выигрывает тот, кто первый из игроков доходит до финиша.

“Азартная игра”. Игра “на интерес”. Контекст такой игры может быть любой: карты, бильярд, рулетка, другие варианты. Важно, что в процессе игры игроки рискуют своими деньгами (или другими материальными ценностями), чтобы выиграть их в большем количестве, чем было затрачено на игру.

“Спортивная игра”. Игра двух соперников (двух команд) по правилам того или иного вида спорта. Здесь преследуется опять же выигрыш в рамках соответствующих правил. Не исключает и приз, в том числе и материальный.

“Театральная игра”. Игра актера перед зрителем. Актер или группа актеров представляют перед заинтересованным зрителем текст того или иного произведения. Текст в данном случае толкуется в самом широком смысле. Это может быть танцевальный текст, музыкальный текст, визуальный текст, литературный текст, текст пантомимы, др. Задача актёра - завоевать доверие зрителя. Вовлечь его в предлагаемый текст, как в часть собственной жизни зрителя. Призом обычно выступает восторженная доверчивость зрителя, выражаемая аплодисментами.

Наконец, есть “игра музыканта”. Когда музыкант (или группа музыкантов) на глазах у зрителя создаёт некоторую музыку. Задача музыканта не просто представить текст партитуры. И не просто вовлечь зрителя. Но сделать его частью этой музыки. То есть для зрителя эта музыка должна стать “больше, чем… “ его сегодняшняя жизнь.

Рассказчик (кем бы он ни был: политиком, управленцем, общественным деятелем, предпринимателем, коммерсантом, финансистом, учителем, спортсменом, актёром, врачом, военачальником, родителем) также обязан уметь Играть. Его Игра должна включать в себя элементы всех перечисленных выше игр (в меньшей степени первой, в большей степени последней).

Прежде всего, он вынужден представлять свою Историю по правилам предоставляемого ему игрального поля. На котором вместе с ним играют и другие игроки, стремясь прийти к финишу (определённому или промежуточному результату) первым. Однако, этого, как раз и не может позволить Рассказчик другим игрокам. Потому что он Проводник. Он - пастух. И все собравшиеся должны приходить к “финишу” только “за” ним.

В самой сути представляемой истории заложен азарт. Экзистенциального выигрыша. Миф, ритуал и жертвоприношение Истории подразумевают жертву (ставку) во имя достижения “больше, чем…” Рассказчик не вышедший со своей аудиторией на этот уровень “больше, чем… “, считается проигравшим.

Есть в Игре Рассказчика и от спортивного соревнования. Он каждый раз соревнуется и вступает в единоборство со своим зрителем, слушателем. Вот только лучший результат для Рассказчика - ничья. Единая История созданная совместно с аудиторией и есть Победа Рассказчика.

В самом определении Сторителлинга (“переживание представления события”) одно из толкований слова “представление” уже есть “спектакль”, “шоу”. Почему Игра Рассказчика очень многое содержит в себе от игры актёра. Моя “Диалектика Сторителлинга” появилась после и благодаря очередному перечитыванию “Работы актёра над собой в творческом процессе переживания и воплощения” Станиславского.

Однако, ближе всех Игра Рассказчика находится к Игре Музыканта. Рассказчик очень близок к играющему на скрипке Паганини. Его История должна не просто завоевать доверие и стать частью жизни его зрителя и слушателя. Но, управлять ими, вдохновляя собственной жертвой и преодолением, которые ведут зрителя и слушателя к преодолению себя. От Героя (др.греч. “полубог”) к Богу. От человека к “ больше, чем… “ человек. К “над человеку” (“сверхчеловеку” Ницше: не человеку со сверхспособностями, но преодолевшему в себе природу сиюминутно человеческого).

Рассказчик - проводник, пастух. Рассказчик - жертва и жрец. Рассказчик единоборец, стремящийся победить вместе с “соперником”. Рассказчик - актёр или актор, представляющий свою Историю переживаемого со-бытия. Рассказчик - создатель божественной мелодии, в которой есть настоящее, прошлое и будущее его аудитории.

Один Рассказчик знает Путь к “больше, чем… “

“Музыкант играл на скрипке. Я в глаза ему глядел. Я не то чтоб любопытствовал, я по Небу летел… “ Булат Окуджава.

.................................................

Мой канал ВК... https://vk.com/gopius

……………………………………………………..

Сказки и былины о войне и героях. Для детей и взрослых…

https://dzen.ru/a/Y45TOB1a-A_5nlzw

Трагедия и героизм буквы “Z”.

https://dzen.ru/a/YuX0ZmE41EdN8WTN

Полное собрание сочинений…

https://dzen.ru/a/Y6vU1z58TWxEtmqr