24,9K подписчиков

Созидатели или потребители? Сколько ни называй «принципы Сталина», а без идеологии - тупик капитализма

403 прочитали

Когда дорога на Запад привела в тупик капитализма и стало понятно, что нас там не только не ждут, но еще и ненавидят, да так сильно, что стремятся разорвать, светлые российские умы начали искать опору для самостоятельного развития России. Неожиданно выяснилось, за последние почти сто лет не было придумано ничего лучше, чем придумал и воплотил в 1930х Сталин. История не лишена иронии. После десятилетий отрицания советского опыта и очернения имени Сталина, власть и общество, наконец, начинают просыпаться от липкого морока антисоветизма, в который страну погрузили еще в 1980х, когда стояла задача разрушения СССР, и в котором мы пребывали вплоть до 24 февраля 2022 года.

Конечно, речь не идет о бездумном копировании – сейчас другое время и другие обстоятельства, но то, что доказало свою эффективность на протяжении десятилетий советской власти и, если это можно применить сейчас – однозначно использовать стоит.

Говорю осторожно, потому что заявления наших правителей не всегда совпадают с делами, но что-то в интервью Министра просвещения РФ Кравцова изданию «Ведомости» от 08.07.2024г. меня зацепило. Повторю еще раз: воспринимаю без иллюзий, и, быть может, в сказанном я услышала то, что так давно мечтала услышать.

Тем не менее, даже при моей лояльности, не все так однозначно: форма не заменит содержание. Если внутри нет стержня, то в какую обертку это не заворачивай – внутри все равно пусто. Это как фант, свернутый обратно в форме конфеты, в котором конфеты все равно нет и вкусно не будет.

«Движение первых» на принципах, заложенных Сталиным?

В интервью газете «Ведомости» Министр просвещения РФ Кравцов, рассказывая о планах формирования нового поколения россиян, сказал, что сегодня «Движение первых» построено на тех принципах, которые реализовывались в 1930-е годы.

«Я был пионером и был в комсомоле – помню, как эта работа выстроена. Если изучить построение пионерской организации в 1930-е гг., она была основана на идее собрать и объединить ребят. Представьте себе: беспризорность, страна после революции, сложный период, много различных правонарушений, санкции, которые вводили в отношении СССР. Сначала собирали самых лучших и активных детей, чтобы сделать их проводниками. Далее с ними работали взрослые, и уже эти лидеры объединяли вокруг себя детей. Не всех тогда в пионеры сразу брали. Ребята выражали свои идеи, им это было интересно. Неформальное общение было очень важно, особенно на первом этапе развития пионерской организации.

Сегодня «Движение первых», которое мы создали, построено на тех принципах, которые реализовывались в 1930-е гг. Дети могут предлагать свои проекты, и «Движение» позволяет их реализовывать. Вот у нас есть единая программа воспитания, надо сделать так, чтобы при ее реализации она была детям интересна. Это большой вызов сейчас для нас. Первый вызов был – построение системы воспитательной работы, которая включает в себя и поднятие флага в школах в понедельник, и исполнение гимна, и проведение «Разговоров о важном», и возвращение профориентационной работы, занятий «Россия – мои горизонты», создание школьных музеев, театров, спортивных секций» - сказал в интервью Кравцов.

Все так, но не совсем. Перейду сразу к смыслу. Говоря о цели «собрать и объединить ребят» и задаче «сделать их проводниками» упущено главное: цель. Собрать и объединить ребят ради чего? Сделать их проводниками каких идей, какой идеологии?

В 1930-х ответ был четкий и понятный – они являлись проводниками советской идеологии, причем, на всех уровнях: октябрята (школьники 7-9 лет), пионеры (школьники 9-14 лет), комсомольцы (молодежь 14-28 лет) и коммунисты (с 18 лет). Работал не столько сам факт объединения, сколько факт объединения вокруг общей идеологии во имя страны и собственного будущего. Самое важное, что на эту цель работали и дети, и взрослые, т.е. дети брали пример со взрослых, была преемственность.

Сталин и пионеры. Фото из открытых источников интернет
Сталин и пионеры. Фото из открытых источников интернет

Что такое «Движение первых?»

Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи (РДДМ) "Движение первых" было создано по указанию президента Путина в июле 2022 года. Его участники – обучающиеся от 6 до 18 лет.

Как говорится на сайте организации «Движение Первых»: «Это возможность стать лучшей версией себя, достойным наследником великих дел первооткрывателей, основателей и первопроходцев, которых отличает стремление к победе во всех начинаниях и нежелание останавливаться на достигнутом. Быть участником Движения – это выбор сильных и готовых вписать свое имя в историю России».

Какие есть направления работы "Движения первых"? На данный момент их 12: дипломатия и международные отношения, образование и знания, наука и технологии, труд профессия и свое дело, культура и искусство, волонтерство и добровольчество, патриотизм и историческая память, спорт, здоровый образ жизни, медиа, экология и туризм. "Первые" восстанавливают юннатское движение, играют в "Зарницу", создают собственные газеты и журналы, проводят товарищеские спортивные соревнования, сохраняют историческую память о героях прошлого и настоящего, становятся участниками волонтерских акций и марафонов.

Опасения из прошлого

Министр просвещения Кравцов: «Я помню, как в 1990-е гг. все стали радостно отказываться от партийных билетов, снимать пионерские галстуки, комсомольские значки. Эйфория быстро прошла, в течение 5–8 лет, и мы фактически в начале 2000-х гг. стояли на краю пропасти. Я все это помню – распад нашей страны, остановки многих предприятий, безработица, низкие зарплаты учителей. Причина, на мой взгляд, во многом в определенном формализме, который в 1980-х гг. существовал в воспитательной работе. В воспитательной работе в пионерских организациях было много хороших практик, но этот формализм чужд растущему организму, подростку. Это его во многом угнетает, не дает самовыражаться, проявляться, особенно в период взросления. И когда такой формализм превалирует, идет определенное отторжение».

Не знаю, о каком формализме в воспитательной работе в 1980-х говорит министр. Были правила, по которым работала советская система, в том числе и воспитательная, и если мы в пионерском лагере не хотели идти на зарядку или маршировать на утреннем построении отрядов, то это вовсе не значит, что зарядка и построение – это плохо. Был обычный подростковый протест и проявление своего «Я». Мы много чего в том возрасте не хотели: ложиться спать по звуку горна отбоя, ходить по часам на речку, убирать территорию, дежурить в столовой и пр. Но это не значит, что все это плохо или что это формализм. Это не формализм, это правила по которым живет конкретная организация. Свои правила есть везде: в детском саду, в школе, в армии, правила дорожного движения и пр.

Допускаю, что были перекосы на местах и человеческий фактор никто не отменял, но это не значит, что советская идеология и пионерия выродились в формализм. Это не так.

В СССР работала серьезная воспитательная система, благодаря которой формировался человек с правильной системой ценностей. Единая идеология проходила через всю жизнь человека. И когда на торжественной линейке в пионерском лагере тебе предоставляли право поднять знамя на флагштоке или провести политинформацию для малышей или подарить цветы ветерану на 9 мая – это была честь и каждый мечтал быть ее удостоен. В те годы мы искренне гордились тем, что являлись пионерами и комсомольцами, и понимали, что, когда вырастем – должны быть достойны стать коммунистом. Мы были уверены в своем будущем и в завтрашнем дне.

О становлении/гранении советского человека я как раз и рассказала в книге «Огранка». Отрывок:

«С первого класса красная пятиконечная звезда с портретом маленького курчавого мальчика Володи на моей груди сообщала всем о том, что я уже не просто ребенок, а октябренок — член группы при пионерской дружине, нахожусь на первой ступени общественной жизни страны и готовлюсь стать пионером.

В девять лет в торжественной обстановке по случаю дня рождения вождя я произнесла заветные слова клятвы пионера: «Я, Жанна Пономаренко, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза». Старшие товарищи повязали мне на шею алый галстук, а на грудь прицепили пятиконечную звезду с языками пламени и уже лысым товарищем Лениным в обрамлении солнечных лучей. Завязывать пионерский галстук на специальный узел я училась целых три дня: один конец на груди непременно должен был быть длиннее другого, широкий — располагаться ровно по центру спины, и каждый из нас знал, что концы галстука символизируют пионерию, комсомол и партию. Несколько раз в месяц галстук приходилось стирать, оттирая засохшие следы шариковой ручки и расплывшиеся пятна супа из школьной столовой. Под раскаленным утюгом мокрая ткань из ацетатного шелка издавала злобное шипение, шел пар, и все заломы разглаживались, но стоило хотя бы немного передержать — и вместо галстука получался гофрированный оплавленный лоскуток. Приходилось срочно бежать в магазин канцелярских товаров за новой святыней стоимостью пятьдесят пять копеек, хотя, конечно, каждый из нас знал, что она бесценна.

Для меня, как и для тысяч других школьников Советского Союза, быть пионером значило очень много — я действительно этим гордилась. С замирающим сердцем я читала книги о подвигах пионеров-героев в годы становления Советской власти и во время Великой Отечественной войны, наизусть знала их имена и часто спрашивала себя, как бы я поступила на месте Лени Голикова, Вали Котика, Володи Дубинина, Марата Казея и других героев-ровесников. <>

Самым страшным наказанием для нас было исключение из рядов пионеров, а факт лишения пионерского галстука считался невыносимо позорным. Учителя нередко использовали это с целью воспитания, повторяя: «Ты не можешь так поступать, ты ведь пионер» или укорительно осуждая: «А еще пионер!». Для нас это становилось самым весомым аргументом и действовало безотказно. Как настоящие пионеры, мы сажали деревья, делали скворечники, собирали металлолом и макулатуру, помогали ветеранам Великой Отечественной войны, а в старших классах ездили на уборку картофеля, моркови и сахарной свеклы. В то время это не было чем-то постыдным, нас никто к этому не принуждал, никакие материальные выгоды не обещал и «пятерки» не ставил. Мы добровольно включались в соревнования между классами, объединяя силы для победы. Я оббегала все окрестные магазины в поисках картонных коробок, ходила в библиотеку, выпрашивая ненужные книги, связывала стопками старые газеты и журналы, которых в нашей семье выписывалось порядка десяти наименований и которые мама специально для этих целей весь год собирала в шкафу. За две-три ходки мне удавалось перенести свою добычу в школу и, взвесив на больших напольных весах, приплюсовать свои килограммы к достижениям одноклассников. Тот факт, что я внесла вклад в победу класса и школы, принесла пользу своей стране, а главное — природе, был для меня чрезвычайно важен, но не менее важной являлась внутренняя потребность во что бы то ни стало выйти в лидеры соревнования. На школьной линейке, когда оглашали победителей, я каждый раз мечтала услышать свое имя, чтобы потом на виду всей школы выйти и получить грамоту. И хотя этих самых грамот и похвальных листов за разные достижения у меня уже накопилось столько, что хватило бы на поклейку стен вместо обоев в моей комнате, осознание того, что я снова в числе передовиков, невероятно окрыляло. Признание моих заслуг окружающими и стремление быть лучше других — эти два колеса тщеславия, соединенные между собой силой воли и смазанные глубокими личностными комплексами, упорно подталкивали меня на достижение новых высот в течение всех школьных лет, сформировав на всю жизнь привычку быть успешной. Через успехи и достижения я становилась личностью, насыщая базовую человеческую потребность «я есть». <>

С невероятной чистотой и искренностью верили мы в светлое будущее коммунизма и гордились тем, что живем в самой прекрасной и миролюбивой стране — Советском Союзе».

Жанна Швыдкая (Пономаренко). 1981 г. На груди значок советского октябренка. СССР
Жанна Швыдкая (Пономаренко). 1981 г. На груди значок советского октябренка. СССР

Как не выродиться в формализм сегодня?

9 ноября 2022 года президент Путин подписал указ «О сохранении и укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей», в котором перечислены эти самые ценности: жизнь; достоинство; права и свободы человека; патриотизм; гражданственность; служение Отечеству и ответственность за его судьбу; высокие нравственные идеалы; крепкая семья; созидательный труд; приоритет духовного над материальным; гуманизм; милосердие; справедливость; коллективизм; взаимопомощь и взаимоуважение; историческая память и преемственность поколений; единство народов России.

«Движение первых» – идея правильная. Организация досуга, создание возможностей для всестороннего развития и самореализации, профориентация – все это лучше и полезнее, чем если бы предоставленные сами себе дети проводили время в смартфоне, за компьютером или бесцельно слонялись по торговым центрам и злачным местам. Государство, наконец-то, занялось воспитанием молодежи.

И флаг надо поднимать, и под гимн вставать, и о патриотизме и других важных основах важно детям говорить, но сперва надо сказать ради чего все это, в противном случае все это выродится в набор ритуальных приседаний и тогда уже точно появится формализм.

При помощи государства можно сформировать разветвленную сеть ячеек любой организации по всей стране – и таких попыток в современной России уже было предостаточно, но они так и остались на уровне кружков по интересам, не превратившись в монолитную объединяющую молодежь всей страны силу. Где нет идеологии, там нет стержня.

По лекалам капитализма создаются только потребители

Предпринимаемые инициативы направлены на то, чтобы готовить детей к жизни в существующем обществе, но не на то, чтобы готовить созидателей и творцов этого общества.

По лекалам капиталистического общества потребления можно взрастить только потребителей. Улавливаете разницу: жить в готовом, созданном кем-то обществе или самому создавать это общество? В первом случае – это готовить потребителей, во втором – готовить созидателей, активных граждан своей страны.

Советская система формировала созидателей. Капиталистическая система взращивает потребителей.

Не встраивать молодежь в общество, не пытаться развлекать ее, не растить из него потребителя и эгоиста, которому все вокруг должны, а сделать каждого гражданина, каждого молодого человека творцом и созидателем своей страны – вот задача, которую предстоит решить.

Будущее, ради которого пылают сердца

Сколько ни называй «принципы Сталина», а без идеологии получим то, во что уперлись - тупик капитализма.

Должна быть цель, которая будет светить – будущее, ради которого пылают сердца. А для этого молодой человек должен понимать, какаю страну он создает, какую Россию он строит. Но самое главное, он должен знать, что страна эта принадлежит ему, что он в ней равноправный хозяин.

Еще раз повторю: человек долен знать, что Россия – это его страна, а не только «товарищей» из Forbes.

Задача сложная, но вполне решаемая. Для это необходимо:

1. Чтобы государство заставило «товарищей» из Forbes работать в интересах общества и страны. Прецендент в истории был: в 1930-х президент США Рузвельт подчинил буржуазные кланы интересам народа (ссылка на мою статью об этом ниже).

2. Необходима государственная идеология, отличная от идеологии капиталистического потребительства. Опыт успешного решения подобной задачи в истории нашей страны был у Сталина в 1930х.

Захочет ли государство проявить управленческую волю, чтобы решить задачу – вопрос открытый. На негативном отношении к собственной истории здоровое общество не сформировать – Украина тому пример. Первым признаком оздоровления станет уход власти от антисоветской риторики последних тридцати лет, принятие советской истории и признание достижений СССР. Только после этого появится твердая почва для воспитания преданного стране гражданина и строительства России будущего.

Дорогие друзья! Мой канал просветительский. Он существует только благодаря вашей поддержке вопреки всем изменениям на Дзен. Если вам понравилась эта статья или другие мои статьи - отправьте любую сумму через банковский платежный сервис по этой ссылке. Это придаст сил и оптимизма автору: https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c
С благодарностью, Жанна Швыдкая

Жанна Швыдкая (Пономаренко),1989 год, 10 класс. На груди значок ВЛКСМ СССР
Жанна Швыдкая (Пономаренко),1989 год, 10 класс. На груди значок ВЛКСМ СССР

Дорогие читатели! Для вашего удобства я сгруппировала статьи по темам и разместила в подборках в самом начале главной страницы моего канала.

Вот некоторые из статей ранее:

1. Рузвельт-социалист? Как заставить олигархический капитал народу служить? Часть 2

2. Ильин нужен чтобы Ильича бить

3. Как в СССР были созданы сильнейшая в мире научная и инженерная школы? Как работал социальный лифт и целевое распределение?

4. Десоветизация как инструмент монархизации. Россия против Китая - следующая партия на мировой шахматной доске?

5. «Я не верю в доброту буржуазии». Стенограмма беседы Сталина с английским писателем Г. Уэллсом. Полная версия

6. Зачем Хрущев бандеровцев амнистировал? Месть потомков недобитых…

7. Почему народ пошел за большевиками? Почему у Ленина получилось?

8. Как в СССР были созданы сильнейшая в мире научная и инженерная школы? Как работал социальный лифт и целевое распределение?

9. Биполярочка или странная реальность России? Внутри – либералы-капиталисты, а снаружи – социалистов подавай

10. Зачем из пыльного сундука достали анти-большевика Ильина? Почему власть современной России сторонится СССР?

11. «Либо социализм + монархия, то есть Сталин + Ильин, либо пеняйте на себя»? Что значат эти слова Дугина Зюганову?

Ссылки на мои книги

Книги "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни", автор Жанна Швыдкая
Книги "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни", автор Жанна Швыдкая

1. Печатный формат на Ozon

«Огранка» - первая книга декалогии «Гравитация жизни»

«Метаморфоза» - вторая книга декалогии «Гравитация жизни»

2. Ссылка на мои книги в электронном формате на Литрес

3. В Санкт-Петербурге книги «Огранка» и «Метаморфоза» представлены в центральном книжном магазине «Дом книги» на Невском пр.28 (знаменитый Дом Зингера напротив Казанского собора).

#история #ссср #советскаявласть #сталин #просвещение #социализм #война #власть #движениепервых #идеология #политология #капитализм #буржуазия #сми #ленин #писатели #жаннашвыдкая #образование #просвещение #влксм #рддм #пионерия #антисоветизм #комсомол