5K подписчиков

"Неудобные" покупки, конфликты и эффективность аналогов лекарств: будни фармацевта

Куда мы бежим, когда начинаем заболевать? Безусловно, сначала в аптеку.

Куда мы бежим, когда начинаем заболевать? Безусловно, сначала в аптеку. 
Фармацевт Любовь Додонова рассказала о том, насколько эффективны российские аналоги импортных лекарств и как справляется с трудными клиентами.

СПОКОЙНАЯ НОЧЬ

– Лекарства от каких болезней спрашивают у вас чаще всего?

– Чаще спрашивают противопростудные, препараты для снижения давления, против головной боли, вне зависимости от сезона – абсорбенты и антисептики. В последнее время замечаю такую тенденцию: с началом поры экзаменов встревоженные школьники и студенты приходят за безрецептурными успокоительными препаратами на травах, в том числе за валерьянкой. С помощью этих препаратов подростки могут легче пережить ночь, отведённую на подготовку, и при этом спокойно относиться к происходящему. Такие препараты несистемные, достаточно пятидневного курса, поэтому риска зависимости нет.

– Когда к вам приходят с просьбой посоветовать какое-либо лекарство, как принимаете решение, что предложить?

– Бывает, приходят и жалуются на боль в животе. Я уточняю, в какой именно области, прошу показать, ведь при такой неясной жалобе даже врач не сможет назначить лечение. Часто выясняется, что дело в сбоях в работе кишечника и желудка. Для всех этих случаев есть очень хорошие безрецептурные препараты, которые я имею право отпустить. Иногда, исходя из медицинского образования, замечаю, что из длинного перечня рецепта необходима лишь часть лекарств. Вместе с тем и денег у больного немного. Тогда я советую сначала купить самую важную группу препаратов, а остальные лекарства вроде бифидобактерий приобрести позже.

ПСИХОЛОГ В АПТЕКЕ

– Вспомните курьёзы из рабочих будней.

– Как-то к коллеге пришла бабушка старше 80 лет и говорит: «У меня совсем не осталось волос! Дайте хоть что-то, чтобы вернулись мои кудри. Но при этом недорогое!» Коллега предложила витамины группы B для кожи, волос и ногтей. На что клиентка уточнила: «Но вы гарантируете, что мои пышные кудри вернутся в прежней форме?»

– Часто сталкиваетесь с конфликтными клиентами или теми, кто приходит просто для того, чтобы выслушали, посочувствовали? Делите клиентов на типы?

– Пожилые клиенты довольно общительные и обидчивые. Они ведь в достаточно закрытом социуме живут: многих дети и внуки не навещают, соседок мало. А неблагополучные, которых видно с порога, нередко могут быть конфликтными. Для обоих случаев единственное моё оружие – предельная вежливость. Я напоминаю себе: «Делай, что можешь, иначе будет скандал и жалоба».

– Участвовали в тестировании или изготовлении препаратов?

– Да. Работая в большой аптеке, я готовила мази, микстуры и порошки. Сейчас фармацевтов обучают технологии приготовления лекарственных форм. Но из числа аптек, в которых изготавливают лекарства, осталась в Симферополе лишь одна. Это было актуально ещё в начале двухтысячных, а потом необходимость участия фармацевта в этом деле отпала. И надо отметить, что тогда некоторые формы и рецепты были гораздо эффективнее, чем сейчас. Помню, очень была любима «болтушка» от стоматита – она действительно работала, особенно для маленьких деток. Делали и качественные свечи. К сожалению, этим формам аналогов не придумали, они ушли в небытие.

– Поделитесь, как люди совершают «неудобные» покупки?

– Им свойственно смущаться, шептать заказы или делать вид, что заказывают для друзей. Я при этом придерживаюсь такой тактики: не улыбаться, не шутить, всё складывать в непрозрачный пакет. Но на самом деле в последнее время покупатели всё реже стали стесняться.

– Есть ли такая профдеформация: c порога распознаёте покупателей с возможными зависимостями?

– Да, конечно. Огромные зрачки, цвет кожи и другие признаки сразу выдают. Мы им препараты не отпускаем. Здесь опять же важно говорить вежливо, но твёрдо. Был случай у коллег, когда такие клиенты начали буянить и пришлось вызывать полицию.

ШИФРЫ ОТ ВРАЧА

– Стали ли чаще покупать российские аналоги? Как оцениваете эффективность таких препаратов? Уступают ли они импортным?

– Отношение клиентов к аналогам и импортным лекарствам делится 50 на 50. Но когда встаёт вопрос цены, люди и слышать ничего не хотят об импортных. Надо отметить, что аналоги – не пустышки. Приведу пример: в импортных препаратах рыбий жир из рыбы северных морей, а в наших – из хамсы. Разница лишь в этом.

– Что делаете, если совсем не можете прочесть почерк врача или клиент не знает названия, описывая только цвет упаковки или первую букву лекарства? У вас есть какой-то чат с коллегами, где можете попросить помощи?

– Во-первых, я всегда очень хорошо читаю чужие почерки! Читаю не текст, а слова по отдельности, прикрывая ладошкой. Во-вторых, смотрю на препараты, которые уже расшифровала – какая это группа, после чего возвращаюсь к дозировке непонятных и выхожу на название по буквам, которые мне удалось прочесть. Чаты у нас тоже есть как внутри коллектива, так и между аптеками. Там мы советуемся, делимся наблюдениями, проблемами. Кстати, в последнее время врачи стали писать разборчивее. Возможно, после жалоб пациентов…

– Какая ответственность на плечах фармацевта?

– Очень большая. Главное – не навредить, не отпустить неподходящий препарат. Был случай, когда коллега из другой аптеки отпустила препарат, который снижает частоту сердечного пульса. Он имеет накопительный эффект и очень непростой. Его назначают только врачи-кардиологи. А рядом с клиентом стояли люди, которые как раз при-шли проверять, как в их аптеке отпускают препараты. После этого её уволили.

ЕСТЬ ОДИН НЮАНС

– Приходилось оказывать первую помощь клиентам?

– Довольно-таки часто. Измеряем давление, помогаем при ранах (особенно когда это дети). По правилам фармацевту выходить из аптеки нельзя, но бывает, клиентам совсем плохо. Тогда выхожу, проверяю пульс, вызываю скорую. У нас и диванчик стоит, на котором можно полежать и дождаться медиков.
– Сами часто болеете? Идёте к врачу или лечитесь самостоятельно?

– Не люблю болеть. Поэтому при первых же признаках принимаю препараты или обращаюсь к врачу.

– Какие плюсы и минусы отмечаете в профессии?

– Плюс – это общение. А минус – общение с раздражёнными и конфликтными людьми, несущими негатив.

Диана МАСЛОВА