Найти тему
История без мифологии

"Муссонный" отряд или "курс на Пинанг".

Успешный переход подводной лодки U-511 на Дальний Восток (который иногда называют "операция Марко Поло"), показал принципиальную возможность подобного перехода. Вот только был ли в этом смысл? Принцип "Где родился, там и пригодился" относится и к военной технике (и не только военной). Разный подход, разные комплектующие, разный менталитет персонала. У японцев подводный флот был очень неплохо развит...

Скорее всего, появление немецко-итальянской группы подводных лодок на острове Пенанг -это изначально пропагадистский проект.

Прием по случаю прибытия U-511 в Японию.
Прием по случаю прибытия U-511 в Японию.

Про "итальянцев" мы уже рассказывали, но здесь задача была чуть другая: чисто транспортная. Итальянцы остались на Пенанге исключительно по воле случая (из-за того, что в сентябре 1943 года Италия "отвалилась" от Оси). С немцами ситуация была чуть-чуть другой.

Немецкие подводные лодки, выбирая районы для нанесения ударов, забирались все дальше. В 1943 году они уже действовали в Индийском океане. К июню 1943 года на патрулировании в Индийском океане было шесть немецких ПЛ. "Кормил" их водой и топливом танкер "Charlotte Schlieman" (бывший "норвежец", взявший топливо на Канарах)

Немецкий танкер "Шарлотта Шлиман" (MV Charlotte Schliemann, бывш. норв. KARL KNUDSEN, 1928 г.п., 7747 брт, 11.5уз, 91 чел, 1 - 75мм, 1 - 37мм, 4 - 20мм). Потоплен британцами 12 февраля 1944 года.
Немецкий танкер "Шарлотта Шлиман" (MV Charlotte Schliemann, бывш. норв. KARL KNUDSEN, 1928 г.п., 7747 брт, 11.5уз, 91 чел, 1 - 75мм, 1 - 37мм, 4 - 20мм). Потоплен британцами 12 февраля 1944 года.
-3

В августе 1943 года пять из шести немецких лодок, действовавших в Индийском океане, начали возвращаться во Францию, а шестая (U-178 типа IXD2), приняв топливо с "Шарлотты Шлиман" вместе с танкером направилась в Пенанг.

безмоторный автожир типа Focke-Achgelis Fa 330
безмоторный автожир типа Focke-Achgelis Fa 330

Немецкие "девятки" серии D2 отличались тем, что были чуть больше имели два дополнительных двигателя экономического хода, что позволило существенно увеличить радиус действия лодок, часть подлодок этого типа имели на борту безмоторный автожир типа Focke-Achgelis Fa 330, который буксировался при движении подлодки.

U-178 типа IXD2. Завод строитель DeSchiMAG AG Weser, Bremen. Водоизмещение 1610/2050 тонн. Два ходовых дизеля  MAN M 9 V 40/46, плюс дизель -генераторы четырехтактные "шестерки"  MWM RS34.5S, два электромотора  Siemens-Schuckert 2 GU 345/34. Скорость 20/7 узлов.
U-178 типа IXD2. Завод строитель DeSchiMAG AG Weser, Bremen. Водоизмещение 1610/2050 тонн. Два ходовых дизеля MAN M 9 V 40/46, плюс дизель -генераторы четырехтактные "шестерки" MWM RS34.5S, два электромотора Siemens-Schuckert 2 GU 345/34. Скорость 20/7 узлов.

Переход U-178 и танкера показал принципиальную возможность использования японской базы в Пинанге, после дозаправки, оба корабля вышли обратно в Индийский океан. Корветтен-капитан Доммес остался в Пинанге для организации базы для подводных лодок. U-178 вышла из Пенанга 25 ноября 1943 года под командованием капитан-лейтенанта Вильгельма Шпара. Возвращаться она уже должна была в Бордо (куда и прибыла в 1944 году).

На смену ей должны были прийти шесть лодок типа IXС, которые вышли из базы подводных лодок в районе Лорьяна. Одна из лодок вернулась по техническим причинам. Четкую дату назвать проблематично, т.к. лодки выходили в разное время, как минимум двумя "волнами". Идея была не в том, чтобы лодки стационарно базировались на Пенанг, а в том, чтобы они работали как "челноки", но судьба распорядилась иначе.

В ряде источников принято писать:

Девять субмарин типа IXC группы «Муссон» покинули свои базы в Европе в конце июня – начале июля 1943 года и направились в Индийский океан. Во время перехода еще в Атлантике три из них были потоплены авиацией противника, а четвертой из-за технических проблем пришлось вернуться в Бордо. Одной из потопленных лодок была U-200, на борту ее было несколько коммандос из дивизии «Бранденбург», которых надлежало высадить на берег в Южной Африке, где они были должны подстрекать буров к выступлению против англичан. Остальные пять лодок группы проследовали на юг, обогнули мыс Доброй Надежды и вошли в Индийский океан, где в районе южнее Маврикия произвели дозаправку от немецкого танкера, присланного из Пенанга, и разделились, убыв в назначенные районы.

Я как-то не очень уверен в этой информации. 200-я была потоплена 24 июня 1943 года к юго-западу от Исландии, в районе с координатами 58°15′ с. ш. 25°25′ з. д., так что к этому отряду она, скорее всего, отношения не имеет (равно, как и еще две лодки, приписываемые отряду). В "муссонный" отряд входили:

-U-168 (типа IXС) 18 мая 1943 года приыла в Лорьян (Франция), после чего, 3 июля лодка направилась в Индийский океан. "Дозаправка" ждала все лодки этого отряда в районе острова Маврикий. Рассчитывали на 6 лодок, дошло пять.

В ходе патрулирования лодка U-168 уничтожила артиллерийским огнем шесть парусных судов. 2 октября 1943 года в 80 морских милях к западу-юго-западу от Бомбея (ныне Мумбаи) потопила британское паровое торговое судно SS "Haiching". После чего ушла в Оманский залив, но успеха там не добилась и 11 ноября пришла в Пенанг.

-U-183 (типа IXС) вышла 30-го июня из Лорьяна, и работала примерно с тем же результатом. Она безрезультатно патрулировала район между Сейшельскими островами и побережьем Африки и пришла в Пенанг 28 октября.

-U-188 (типа IXС) 30 июня 1943 года вышла из Лорьяна в конце сентября действовала у Африканского Рога. 8 сентября встретила германский танкер "Brake" и 8 и 9 сентября принимала с него топливо и продовольствие. 21 сентября она потопила американский транспорт типа "Либерти" "Cornelia P. Spencer (примерно в 300 морских милях от побережья Сомали .Через несколько дней она сделала неудачную попытку атаковать конвой, выходивший из Оманского залива. Если верить журналу, электрические торпеды не сработали из-за влажности и жары. 5 октября 1943 года в Оманском заливе, она повредила торпедой танкер "Британия", но торпеды опять не сработали нормально. 30 октября лодка прибыла в Пенанг.

-U-532 (типа IXС) Выйдя из Лорьяна 3 июля 1943 года, она обогнула Африку к 27-му числу и вошла в Индийский океан. 9 сентября 1943 года из порта Аден на Аравийском полуострове в австралийский порт Фримантл с грузом фосфатов вышло британское судно «Форт Лонгёй» (Fort Longueuil). Однако ему не было суждено добраться до Австралии: 19 сентября пароход был торпедирован U 532 фрегаттен-капитана Оттогенриха Юнкера (Ottoheinrich Junker). Выжили только два индуса-кочегара. Такар Миа и Мохамед Афтаб (Mohamed Aftab) не знали, сколько они пробыли на плоту в океане. Спасательный плот прибило к острову, покрытому джунглями. На берегу индийцы увидели мальчика-малайца и попросили его о помощи. Он убежал и вернулся с людьми. Они отнесли моряков в деревню и накормили. В тот же день малайцы передали Такара Миа и Мохамеда Афтаба японцам. Когда индусы спросили у японцев, какой сегодня день, то получили ответ: 1 февраля 1944 года. 1 октября U-532 палубным орудием потопила пароход "Tashina", 20 октября повредила транспорт "British Purpose". Лодка ошвартовалась в Пинанге 30 октября 1943 года.

-U-533 (типа IXС) ничем отметиться на смогла, ибо была потоплена в Оманском заливе вскоре после дозаправки у острова Маврикий.

Проведя четыре месяца в море, в Пенанг пришли только четыре лодки, которые сообща потопили всего восемь судов и шесть небольших парусников. Результат... так себе. (Мягко говоря)