72,3K подписчиков

Чем на самом деле могут обернуться проблемы с «Falcon-9»

474 прочитали

Привет. Несколько коротких мыслей по поводу ситуации с самой надёжной ракетой SpaceX. И сначала немного освежим память.

12 июля 2024 года в 02:35 UTC миссия «Starlink Group 9.3» взлетела со стартового стола SLC-4E, расположенного на базе Ванденберг (Калифорния, США). На орбиту отправились двадцать спутников «Starlink v2 Mini». Обычный, ставший уже рутиной запуск. Это был 70-й старт ракеты «Falcon-9» в 2024 году и 354-й в целом. Впечатляющие цифры.

Взлёт прошёл штатно, первая ступень B1063 выполнила свою задачу и приземлилась на баржу OCISLY, выполнив свой 19-й полет (это была 329-я успешная посадка первой ступени).

Но во время работы второй ступени, после отделения обтекателя, обнаружилась утечка жидкости, которая, как позже было установлено, оказалось кислородом. В общем-то образование инея и льда из жидкого кислорода на второй ступени — обычное дело при запусках «Falcon-9», и это явление, кстати, привлекает большое внимание общественности.

Но в данном случае льда было намного больше.

Двигатель второй ступени Merlin 1DVac работает со льдом вокруг его основания (SpaceX).
Двигатель второй ступени Merlin 1DVac работает со льдом вокруг его основания (SpaceX).

Однако, несмотря на обнаруженную аномалию, первый запуск второй ступени был признан успешным. И груз из двадцати спутников вышел на начальную орбиту размером примерно 135 х 280 километров с наклонением 53,2 градуса.

При запусках спутников системы «Starlink» вторая ступень включается два раза: первый раз для того, чтобы доставить груз на орбиту с параметрами примерно 150 х 300 километров, а второй, очень короткой продолжительности, для поднятия перигея до тех пор, пока орбита не станет почти круговой. С высотой около 300 километров. После этого спутники, используя свои ионные двигатели на основе аргона, делают свою орбиту круговой, и «расползаются» по рабочим точкам.

Однако второго включения второй ступени не случилось. Позже выяснилось, что произошло разрушение двигателя. Однако ступень выжила, и смогла развернуть спутники.

В итоге изделия «Starlink» остались на орбите со слишком низким перигеем (большинство — 135, но некоторые — 115 километров, хотя, как сообщалось позже, одному из них удалось достичь 190 километров).

19-я посадка B1063 (SpaceX).
19-я посадка B1063 (SpaceX).

На этой высоте атмосферное трение очень сильное. И, хотя Маск заявил, что спутники активировали свои ионные двигатели на максимальной мощности, эти двигатели, на самом деле, создают очень небольшую тягу.

Потеря двадцати спутников «Starlink» не сильно скажется на работе системы, которая в настоящий момент насчитывает более 6250 единиц. Однако для тех, кто рассчитывал использовать «Falcon-9» в недалёком будущем, этот эпизод может создать серьёзные проблемы.

Как это обычно происходит после подобных инцидентов, Федеральное управление гражданской авиации США будет проводить расследование, и поэтому все пуски ракеты «Falcon-9» будут приостановлены до тех пор, пока не будет найдена и устранена причина аварии.

Никто не сомневается, что SpaceX постарается решить проблему в течение нескольких недель. Но кто знает, в чём причина этого печального случая? Может ли быть так, что вылезла банальная ошибка в проектировании? Маловероятно, конечно. Но не исключено. И это очень плохо.

Почему? Да потому что как оказалось, на детище SpaceX завязана чуть лине вся нынешняя западная космонавтика. Не стоит забывать, что «Falcon-9» — это ракета, сертифицированная для пилотируемых запусков с КК «Crew Dragon», поэтому остановка её полётов повлияет на будущие миссии «Polaris Dawn» (31 июля) и «Crew-9» (середина августа), а также другие беспилотные запуски, имеющие отношение к МКС. Например, грузового корабля «Cygnus» NG-21 (3 августа).

А если решение проблемы затянется, в теории могут быть затронуты другие «глобальные» экспедиции, такие как АМС «Europa Clipper», которая должна полететь ракетой «Falcon Neavy» в октябре (хотя в последние дни появилась информация о возможной задержке запуска из-за неготовности одного из приборов).

АМС «Европа Клипер» (НАСА).
АМС «Европа Клипер» (НАСА).

То, что сбой произошёл в «невзрачной» миссии «Starlink», а не при пилотируемом запуске или отправке в космос АМС стоимостью в миллиард долларов – чистое везение.

Дополняет удручающую картину тот факт, что авария «Falcon-9» произошла именно в тот момент, когда многострадальный космический корабль «Starliner» все ещё пристыкован к МКС, и два её незапланированных пассажира, настороженно озираясь по сторонам, доедают последний ящик говяжьей тушёнки из НЗ космонавтов Роскосмоса (шутка).

Теперь понятно, почему НАСА хочет иметь второй пилотируемый космический корабль, способный обеспечить доступ к МКС, несмотря на великолепные характеристики «Crew Dragon».

Пожелаем же Илону разобраться с ракетой, наказать невиновных и наградить непричастных.

Всем добра.

Сказать спасибо!👇

Хотите больше? Эксклюзивные материалы и никаких ограничений 👇

Вход на сайт Живой Космос одним кликом через Яндекс!👇

На пыльных тропинках далёких планет летает чудесный Старлинк. Живой Космос (с).
На пыльных тропинках далёких планет летает чудесный Старлинк. Живой Космос (с).