Катализаторы уже давно являются одной из главных тем для разговоров между автолюбителями. Одни выступают за то, чтобы избавляться от них сразу при покупке автомобиля. Я же не торопился с подобными модификациями, но был вынужден отказаться от их использования.
Удалив катализаторы, я имел возможность оценить влияние их отсутствия на работоспособность всей системы. Как обычно, появились не только положительные моменты, но и определённые недостатки. Я решил поделиться с вами своим опытом владения автомобилем без катализаторов.
Не торопитесь с выводами
Для начала я бы хотел поговорить о том, зачем вообще нужны в автомобиле катализаторы и почему многие водители пытаются избавиться от них практически с завода.
Основное их назначение – снижать объём и опасность выбросов из выхлопной системы в атмосферу. С помощью катализатора обеспечивается дожигание выхлопных газов, которые образуются в процессе работы двигателя.
Выходит, что катализаторы появились в двигателях автомобилей лишь для того, чтобы обеспечить большую степень экологичности. Возможно, именно по этой причине большинство автолюбителей даже не переживают, когда у них возникают мысли удалить катализаторы. Ведь мало кто сегодня думает об экологии, за исключением настоящих активистов.
Впрочем, у сторонников удаления катализаторов есть и ещё один аргумент. Они считают, что катализаторы могут быть опасные для двигателя. Каким образом? Всё просто – разрушением.
Несмотря на то, что катализаторы разрабатываются инженерами, их срок службы далеко не всегда соответствует тому времени, которое способен отработать мотор. Иногда происходят неприятности, связанные с их разрушением. Катализатор просто разваливается, а его составные элементы попадают в двигатель, вызывая серьёзные последствия.
Я долгое время не решался на удаление катализаторов на родительской «Калине», которую я иногда использовал для поездок за город. Но после 150 тысяч километров пробега мне пришлось это сделать.
В какой-то момент я заметил, что корпус коллектора прогорел, в нём образовались трещины. Стоимость ремонта грозила мне серьёзными денежными тратами. Хороший сварщик попросил бы не одну тысячу рублей.
Да и замена катализатора, который на «Калину» обошёлся бы на тот момент порядка 8-9 тысяч рублей, не вписывалась в мой бюджет. Пришлось остановиться на более доступном варианте – купить коллектор, где уже удалены катализаторы. За него я заплатил всего 1,8 тысячи рублей.
Первые ощущения были приятными
Замена коллектора не заняла много времени. С ней я легко справился самостоятельно. Довольный экономией, я продолжил активно пользоваться автомобилем, собирая новые впечатления.
В первую очередь я отметил возросшую динамику. Сложилось впечатление, будто бы мотор раньше не мог «вдохнуть полной грудью», а теперь у него такая возможность появилась. По ощущениям, мотор прибавил в мощности до 10 процентов. Конечно, это всё субъективно, и реального прибавления мощности могло и не быть, но впечатление от прибавки у меня остались исключительно положительные.
Не меньше меня порадовал и расход топлива без катализаторов. Безусловно, я не рассчитывал, что он сократиться в разы, но и не ожидал, что падение составит порядка 400 граммов с каждой сотни.
Особенно заметно падение «прожорливости» мотора на скорости в 90 километров в час, которая идеально подходит для движения по загородным трассам. Уверен, что пенсионеры, использующие «Калину» для поездок на дачу, будут в настоящем восторге от возможности сэкономить. В течение года экономия может оказаться весьма значительной.
Ещё одним приятным бонусом стала возможность продать катализатор. В сети полно желающих его приобрести. За отечественные образцы предлагают немного, но 1-1,5 тысячи рублей, лишними точно не будут.
Но вскоре добавились и проблемы
Как вы прекрасно понимаете, инженеры добавили в двигатель катализаторы вовсе не для того, чтобы его «задушить» и вынудить владельцев автомобилей тратить больше денег на бензин. Раз они включили этот узел в конструкцию автомобиля, то без него могут появиться проблемы. Они и проявились спустя время.
Сперва отреагировал мой нос. Во время прогрева автомобиля на стоянке, вокруг него распространяется облако выхлопных газов, которое жутко воняет. Создаётся впечатление, будто рядом с тобой проехал старый советский «ЗиЛ», заправленный 80-м бензином. Про экологический ущерб я вообще молчу.
Вскоре неприятности добрались и до салона. Владельцы «Калины» прекрасно знают, что с шумоизоляцией у неё и так есть определённые трудности, а без катализаторов выхлопная система стала звучать «по-новому», и звук этот оказался сугубо неприятным.
Я отметил изменение громкости уже в первые часы управления автомобилем. Правда, уже через несколько дней я практически перестал замечать этот недостаток. Возможно, я просто привык или мой слух потерял свою чувствительность.