Сиденья из пластиковых бутылок и деревянные бассейны: сможет ли Париж провести самые экономичные и экологичные Олимпийские игры?

Организаторы парижской Олимпиады поклялись строить как можно меньше, используя вместо этого достопримечательности города в качестве фона. Сработало ли это? Мы смотрим на смелые новые объекты, модернизированные старые — и на разноцветную деревню спортсменов.

Переработка и повторное использование… бассейн Georges Vallerey, который будет использоваться для обучения плаванию, был оборудован новой раздвижной деревянной крышей. Фотография: Hugo Hebrard/AIA Life Designers – architectes.
Переработка и повторное использование… бассейн Georges Vallerey, который будет использоваться для обучения плаванию, был оборудован новой раздвижной деревянной крышей. Фотография: Hugo Hebrard/AIA Life Designers – architectes.

Парижская площадь Согласия не чужда строительным лесам, ведь именно здесь во время Французской революции было обезглавлено более 1000 человек. Спустя два столетия эшафот вернулся. Горы металлических столбов теперь заполняют церемониальную площадь, образуя дюжину гигантских трибун - в ожидании, конечно, не казней, а феерии городского спорта. Там, где когда-то катились головы аристократов, скоро будут кружиться головы спортсменов, поскольку площадка готовится принять почти 40 000 зрителей на соревнованиях по брейк-дансу, BMX и скейтбордингу, которые пройдут в рамках Олимпийских игр этого года.

Это один из главных примеров того, как Париж надеется провести самые скромные Игры в истории, используя временные объекты, чтобы превратить знаменитые достопримечательности города в фотогеничные фоны для телевизионного зрелища - и оставить после себя как можно меньше новых постоянных сооружений.

Со следующей недели Эйфелева башня станет внушительным фоном для пляжного волейбола и футбола вслепую, а Версальский дворец обеспечит царственную обстановку для выездки и конкура. Церемония открытия пройдет на самой реке Сене, а флотилия проплывет по месту, внесенному в список ЮНЕСКО. Как никакие другие предыдущие Олимпийские игры, эти Игры будут целиком мобилизованы в качестве двухнедельной рекламы для принимающего города.

Ускоренная джентрификация... пастельные тона Олимпийской деревни. Фотография: Элиза Робалья.
Ускоренная джентрификация... пастельные тона Олимпийской деревни. Фотография: Элиза Робалья.

Но что останется после окончания состязаний? Какие подарки, помимо увеличения и без того раздутого числа туристов, Париж может извлечь из празднеств стоимостью 9 млрд евро? "Мы рассматривали Олимпиаду как отличную возможность ускорить "зеленую" трансформацию города, - говорит Эммануэль Грегуар, который с 2014 года до прошлой недели занимал пост заместителя мэра Парижа по городскому планированию. - Мы изменили общественные пространства, общественный транспорт, реку - без Игр это могло бы занять еще десяток-другой лет".

Париж очень серый. Мы хотели представить разные цвета.

Он перечисляет впечатляющий список статистических данных: 250 миль новых велосипедных дорожек; (продолжающееся) расширение сети метро; очистка Сены; посадка 300 000 новых деревьев. Для посетителя изменения ощутимы. Прибытие в Олимпийскую деревню на новую станцию Сен-Дени-Плейель, спроектированную японским архитектором Кенго Кума, и переход под решётчатым куполом огромного нового пешеходного моста - это захватывающее зрелище. Ранее отрезанные части окраин теперь чувствуют себя связанными с городом, а ездить по городу на велосипеде по только что появившимся велосипедным дорожкам - одно удовольствие. Критики говорят, что всё это произошло бы в любом случае, поскольку большинство планов было разработано ещё до Олимпиады. Но Грегуар настаивает, что спортивный пароход послужил катализатором. "Удивительно, насколько Игры позволили нам действовать, - говорит он, - и привнесли больше денег, чтобы сделать все это быстро". Как и пандемия ковида, они создали национальный стимул к действию - пусть иногда и слишком быстрому.

Параболическая бетонная оболочка Grande Nef Lucien-Belloni, построенная в 1970-х годах, была реконструирована под тренировочную площадку для гимнастики. Фотография: Antoine Mercusot pour Chatillon Architectes.
Параболическая бетонная оболочка Grande Nef Lucien-Belloni, построенная в 1970-х годах, была реконструирована под тренировочную площадку для гимнастики. Фотография: Antoine Mercusot pour Chatillon Architectes.

25 модернизированных бассейнов

Олимпийская заявка Парижа была горда тем, что строить придётся совсем немного. Дважды принимавший Игры в 1900 и 1924 годах, а также чемпионат мира по футболу в 1998 году, в результате которого был построен огромный стадион "Стад де Франс", город уже имел большую часть того, что ему было нужно. Вместо того чтобы вливать деньги в огромные новые объекты, которые зачастую с трудом заполняются зрителями и оплачивают счета за отопление в режиме "наследия", Париж потратит большую часть своего бюджета на модернизацию того, что у него уже есть. Соответственно, здесь не так много архитектурных зрелищ - нет ни стального стадиона "Птичье гнездо", ни излишней "Орбиты" ArcelorMittal, - и за это местные налогоплательщики должны быть благодарны. В соответствии с Парижским соглашением 2015 года по климату, это Олимпиада ремонта и повторного использования.

По всему городу стареющие реликвии Олимпиады 1924 года получили новую жизнь. На стадионе Ив-дю-Мануар в северо-западном пригороде Коломб по проекту Celnikier & Grabli Architectes построена новая трибуна на 1000 мест для проведения хоккейных состязаний. Кроме того, здесь появятся специальные поля для хоккея на траве, футбола и регби, а также новая легкоатлетическая дорожка. Плавательный бассейн Georges Vallerey в восточном районе Télégraphe, который будет использоваться для олимпийских тренировок, получил новую элегантную раздвижную крышу в виде изящного решетчатого деревянного свода от AIA Life Designers. Это один из 25 бассейнов по всему городу, которые были реконструированы к Играм. Параболическая бетонная оболочка Grande Nef Lucien-Belloni, построенная в 1970-х годах на острове Ванн рядом с Олимпийской деревней, была возвращена из запустения в качестве места для тренировок по гимнастике по проекту Chatillon Architectes с добавлением термоэффективных поликарбонатных стен. Те же дизайнеры отреставрировали Большой дворец 1900 года, чей закрученный чугунный каркас станет великолепным фоном для фехтования и тхэквондо в стиле модерн. Расходование олимпийских миллионов на деликатную модернизацию муниципальных объектов трудно осуждать - скорее им хочется восхищаться.

Центр водных видов спорта стоимостью 175 млн евро. Фотография: Simon Guesdon/Architectuur VenhoevenCS & Ateliers 234.
Центр водных видов спорта стоимостью 175 млн евро. Фотография: Simon Guesdon/Architectuur VenhoevenCS & Ateliers 234.

"Мы сказали нет асфальту"

Когда речь заходит о новых зданиях, результаты оказываются более неоднозначными. Арена Adidas стоимостью 138 млн евро стоит как сверкающий дата-центр на узловом пересечении кольцевой дороги Периферик и шоссе А1 в Порте-де-ла-Шапель, на северной окраине центра города. Спроектированный компаниями NP2F и SCAU, он представляет собой элегантное дополнение к району, некогда известному своими "холмами наркоторговцев", и приземляется как обтекаемый космический корабль городского обновления. Это интригующее сооружение, которое напоминает галерею 6a's MK Gallery в Милтон-Кейнсе. Внутренние объемы выступают из приподнятой палубы с растениями, соединенной деревянным навесом в форме буквы А, как скопление предметов на столешнице. Игривое полукруглое окно выглядывает с восточного фасада, украшая полированный фланг широкой улыбкой. Арена на 8 000 мест будет принимать олимпийские соревнования по бадминтону и художественной гимнастике, а затем станет концертной площадкой и базой для американского баскетбольного клуба Paris Basketball. Странно, но официальный сайт "Париж 2024" хвастается тем, что "большинство строительных материалов будут изготовлены на основе биологического сырья (в основном из дерева)", однако здание, похожее на бункер, почти полностью сделано из бетона и облицовано энергоёмким алюминием. Кто-то пролил ведро "зеленой воды"?

Дальше к северу экологические претензий меньше. Расположенный через ревущую трассу А1 от стадиона "Стад де Франс" и соединённый новым пешеходным мостом (к сожалению, закрытым на время Игр из-за опасений переполненности), центр водных видов спорта стоимостью 175 млн евро является маяком того, за что выступает эта Олимпиада: бережливый, зелёный и довольно сдержанный. Он станет благом для района с самым низким уровнем плавания в стране, где половина 11-летних детей не умеют плавать.

Стройная крыша здания, увенчанная крупнейшей во Франции городской солнечной электростанцией, поражает воображение. Внутри ряды огромных деревянных балок свисают над бассейном, как спагетти, вывешенные для просушки, поддерживаемые деревянными колоннами, которые наклоняются наружу, создавая ощущение упругости всей конструкции. Две короткие стены полностью застеклены, открывая вид на стадион в одном направлении и на то, что станет большим парком, в другом, а внешние стены обвиты горизонтальными деревянными ребрами, затеняющими интерьер. 6000 мест (как и на всех новых стадионах, сделанных из переработанных пластиковых бутылок) после Игр будут сокращены наполовину, а на их месте появятся стена для боулдеринга, площадки для падель-тенниса и поля для игры в формате "пять на пять", выходящие в новый парк.

Захватывающий пешеходный мост Плейель. Фотография: Оливер Уэйнрайт.
Захватывающий пешеходный мост Плейель. Фотография: Оливер Уэйнрайт.

"Речь идёт о том, чтобы сделать лучше, используя меньше, - говорит Лор Мериауд из Ateliers 2/3/4, архитектора проекта совместно с голландской фирмой VenhoevenCS. - Можно сделать что-то простое и эффективное, но при этом красивое и необычное".

Помня об углеродном следе от отопления и охлаждения, архитекторы максимально сократили объем здания, убрав крышу так низко, как только позволяли линии обзора. Поскольку на Играх будут проводиться только соревнования по водному поло, художественному плаванию и прыжкам в воду (основные соревнования по плаванию пройдут во временном бассейне на арене Ла Дефанс), архитекторы решили, что нет необходимости в двух отдельных бассейнах для прыжков в воду и плавания: один 50-метровый бассейн с подвижными стенками может выполнять обе задачи. Кроме того, они разумно поняли, что глубина, необходимая для прыжков с метрового трамплина, значительно меньше, чем для 10-метрового, поэтому дно бассейна для прыжков было соответствующим образом выровнено, что позволило сократить объём воды на 25 %.

Подобный прагматизм учитывался в каждой части проекта. Например, в техническом задании требовалась огромная парковка для тренеров и грузовиков. "Но соревнования по плаванию проводятся всего две недели в году, - говорит Сесилия Гросс из VenhoevenCS. - Поэтому мы сказали: "Нет, мы сделаем площадку для отдыха на траве, оборудованную всеми разъемами и сервисами для грузовиков, но без асфальта".

"Звучит просто, - добавляет Мериауд. - Но на каждом этапе проектирования это было похоже на революцию". Бросить вызов олимпийскому джаггернауту - процессу, возглавляемому подрядчиками и ориентированному на скорость и стоимость, - задача не из лёгких. Во время Игр, к сожалению, невозможно будет оценить, насколько здание прозрачно и залито светом: все окна были затемнены, в соответствии с драконовским олимпийским постановлением о запрете естественного освещения внутри объектов. Камеры прекрасно работают на открытых стадионах, так почему бы не впустить свет и сюда и не показать это чудо с низким уровнем выбросов углекислого газа?

Продолжающееся расширение сети метро. Внутри новой станции Сен-Дени-Плейель. Фотография: Emmanuel Dunand/AFP/Getty Images
Продолжающееся расширение сети метро. Внутри новой станции Сен-Дени-Плейель. Фотография: Emmanuel Dunand/AFP/Getty Images

Тротуары из ракушек

Самой спорной частью любой Олимпиады обычно является жильё спортсменов - и то, что происходит с ним после. Париж не стал исключением. Расположенная в Сене-Сен-Дени, беднейшем департаменте Франции, где также находятся стадион и центр водных видов спорта, Олимпийская деревня, похоже, станет еще одним агентом ускоренной джентрификации. Как и в Лондоне, бывшее промышленное место на берегу реки уже было предназначено для застройки, и значительная часть земли принадлежит компании Vinci Immobilier, специализирующейся на недвижимости. Но в отличие от Лондона, где группа архитекторов была нанята, чтобы нанести косметические украшения на стандартные бетонные "шасси" многоквартирных домов для одного застройщика, компании Lendlease, здесь, к счастью, больше разнообразия.

Линейные городские кварталы расположены перпендикулярно Сене, представляя собой ряды "пришвартованных лодок", от четырех до 15 этажей, с внутренними двориками и маленькими башенками, завернутыми в самые разнообразные костюмы. Около 40 различных архитекторов, работающих на четырех застройщиков, выбрали все: от кремовой отделки до керамической плитки в пастельных оттенках розового, голубого и фисташкового, а также множество различных типов балконов. Это немного похоже на доску Pinterest с актуальными тенденциями в облицовке, но это веселая перемена по сравнению с обычной скучной палитрой.

"Париж очень серый, - говорит Доминик Перро, архитектор, разработавший генеральный план. - Мы хотели привнести различные цвета и материалы, но не навязывать экстравагантное видение".

Ощущение характерности придаёт сохранение некоторых промышленных зданий, включая электростанцию 1930-х годов, которая в 2012 году была возрождена как киностудия Cité du Cinéma (впоследствии ставшая столовой для спортсменов), и еще одно длинное кирпичное здание, которое станет офисом. Здесь есть несколько причудливых деталей, таких как фонарные столбы, сделанные из переработанных строительных лесов, и скамейки, отлитые из отходов сноса, но все это страдает от обычных симптомов застройщика, планируемого на большой скорости. Новые улицы кажутся слишком широкими и торжественными, кварталы - чересчур упорядоченными, перепады уровня - неуклюжими пандусами. Были сделаны большие заявления о том, что квартиры не нуждаются в кондиционировании воздуха; однако выяснилось, что вестибюли завалены переносными кондиционерами - всего 2 500 штук.

Давно планировалось. Отреставрированный Гран-Пале будет использоваться для фехтования и тхэквондо. Фотография: Лоран Кроненталь для Chatillon Architectes.
Давно планировалось. Отреставрированный Гран-Пале будет использоваться для фехтования и тхэквондо. Фотография: Лоран Кроненталь для Chatillon Architectes.

"Нам приходится удовлетворять запросы делегаций, которые просят установить кондиционер, - говорит Джорджина Гренон, руководитель отдела устойчивого развития Парижских игр. - Но квартиры охлаждаются с помощью геотермальной системы [вода закачивается из-под земли], а улицы спроектированы таким образом, чтобы отводить воздушные потоки от Сены, поэтому мы уверены, что в будущем кондиционеры не понадобятся". По ее словам, гибридная конструкция зданий, сочетающая древесину и бетон, позволила сократить выбросы углекислого газа на 30 %, а другие нововведения придают району особый колорит. Проницаемый тротуар из дробленых ракушек призван охлаждать улицу, позволяя воде, находящейся под ним, испаряться в жаркие дни. Стая круглых НЛО на столбах оказалась прототипом городских воздухоочистителей, призванных фильтровать загрязнения с близлежащего шоссе.

Но это экологическое видение, предназначенное лишь для немногих. Только 30% квартир будут доступны после Игр, а остальные будут продаваться по ценам, которые далеко не по карману большинству местных жителей - около 7 500 евро за квадратный метр, что почти в два раза выше средней по региону. "Всё происходит по классической схеме, - говорит Жюстиньен Трибийон, автор книги "Зона", альтернативной истории Парижа, рассказанной через его пригороды. - Застройка направлена на то, чтобы люди с большими деньгами переезжали сюда, увеличивая местные налоговые поступления, вместо того чтобы строить очень амбициозное, прогрессивное, устойчивое социальное жилье для существующих жителей Сена-Сен-Дени".

Перро осознает, что жизнь внутри его образцовой деревни и за её пределами, скорее всего, будет разделена. "Если мы будем рассматривать только периметр, я думаю, это будет ужасной ошибкой, - говорит он. - Потому что тогда мы создадим гетто для богатых людей. Должен быть более масштабный генеральный план, соединяющий деревню с окрестностями. Если он будет изолирован, это будет катастрофа - но для этого нужны политические меры".

Благодаря своей ориентации на мобильность, озеленение и обновление, общее наследие Олимпийских игр в Париже выглядит более многообещающим, чем большинство других, и в конечном счёте поможет втянуть давно отделённые пригороды в центр города. Ментальная география большинства парижан расширится, причем в лучшую сторону. Возможно, это самое большее, на что можно надеяться: с её акцентом на скорость и опорой на частных застройщиков Олимпиада вряд ли может стать средством более справедливого развития. Она просто ускоряет и усиливает существующие модели регенерации и перемещения. Но если бы Париж применил к жилищному строительству тот же прогрессивный подход, который он использовал для модернизации и расширения существующих спортивных объектов, он мог бы получить социально и экологически устойчивое наследие, которым можно было бы по-настоящему гордиться.

Кстати, Олимпийские игры начнутся 26 июля.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».