141 подписчик

Откуда корни у тревоги? Сводим к минимуму риски развития тревожности у детей.

Набор недугов и определённых качеств

Передают в наследство генетическое нам,

И начинает бить под властью обстоятельств,

Тревогой полнящийся невротический фонтан.

У всех, конечно же, разной силы и интенсивности))).

Изображение взято из пространства интернета
Изображение взято из пространства интернета

Но как не крути, от генетики всё-таки никуда не денешься. Хочешь - не хочешь, а если мама или папа страдают избыточной тревожностью, то риски быть таковым и ребёнку повышаются примерно до 60%. Тем более в современном обществе лишённые невротических проблем люди - большая редкость. Точнее невротики были всегда, просто степень проявления невротизма была более низкой, так как голова всё-таки была активно сосредоточена на решении реально существующих проблем, ставящих иногда под вопросом собственно саму жизнь. В общем жизненно важных дел у человека раньше было намного больше, чем сейчас.

Помимо генетического фактора уровень риска развития тревожного нрава у очередного нового человека земли - в руках мамы, носящей под своим сердцем будущего малыша, и именно от того, с какой частотой это сердце будет биться, переживая различные эмоции во все месяцы беременности, зависит в определённой степени и крепость формирующейся нервной системы ребёнка. Поэтому не зря рекомендуют будущей маме поменьше волнений, переживаний, ярко выраженных эмоциональных беспокойств.

После появления малыша на свет родители снова разделяют ответственность по созданию внутрисемейного климата, оказывающего продолжительное влияние на развитие детской психики, и в их власти, в том числе, регулирование процесса нахождения рядом с ребёнком других взрослых и детей, поведение которых и взаимоотношения с которыми накладывают свой отпечаток на проявление и дальнейшее закрепление психо-эмоциональных реакций у их дитя.

При этом в одной и той же семье могут расти дети с неодинаковым уровнем тревожности, или она будет у всех минимальна/максимальна в зависимости от дополнительных факторов. Я так думаю, это как раз и доказывает влияние индивидуальных особенностей, закладываемых в момент зачатия и последующего развития в утробе, плюс генетика работает не так, что всем детям от одних родителей одинаковое количество и качество определённых генов. Вмешаться могут и различные мутации, на появление которых оказывает влияние, например, тот же возраст родителей. Даже физическая наследственность не всегда одинакова у всех рождённых от одних родителей детей.

Например, один ребёнок светловолосый и голубоглазый, а другой шатен с карими глазами. Один невысокий пухляш, другой стройный атлет. У меня самой четверо детей, двое из которых (старшие) кареглазые темно-русые, а младшие голубоглазые блондины. Папины гены со временем стали терять свою доминантность, видимо))). Так вот и характер, и уровень тревоги у всех тоже разный. При том, что мать истинный невротик с очень высоким уровнем тревожности, а папа - полная ей противоположность в этом смысле. И сейчас анализируя и свои беременности, и те периоды, когда каждый из детей был зачат, и в какой обстановке проходило их воспитание в ранние годы, многим процессам легко находится объяснение.

Изображение взято из пространства в интернете
Изображение взято из пространства в интернете

На всё заложенное и вложенное наслаивается впоследствии приобретаемое. Ребёнок, подрастая, начинает взаимодействовать с внешней средой вне стен родного дома и вдалеке от членов семьи, тем самым постепенно беря этот колеблющийся уровень тревожности уже в свои руки. Он ещё этого не понимает, и не факт, что поймёт, когда вырастет. Ведь активно говорить о тревоге, её причинах стали относительно недавно, когда эти состояния стали приобретать всеобщий масштаб. Многие до сих пор продолжают списывать всё только на особенности личности.

Не все родители понимают, не всех детей окружает мир, спокойствие и адекватность. Соответственно, хорошо бы сегодня как минимум одному - маме или папе, а лучше обоим, - иметь как можно более подробное представление о детской психологии в целом, о возможных проблемах, которые на первый взгляд таковыми не кажутся, но влекут за собой в дальнейшем ещё более серьёзные расстройства. Лучше озадачиться этим вопросом до зачатия. Но если вам уже далеко не 25, у вас есть взрослые дети и, казалось бы, уже ничего не исправить, то не думаю, что стоит так уж однозначно ставить крест на всех. С собой можно работать до конца своих дней, а будущему потомству, будь то дети или внуки, и даже правнуки, можно очень даже помочь при наличии рисков, сводя их тем самым к минимуму.

Остановимся подробнее на причинах детских страхов.

1) излишняя тревожность родителей. Сами родители имеют множество страхов, и зачастую неосознанно передают их своим детям. Самый простой пример - мама боится до паники насекомых. Ребёнок видит её реакцию и в большинстве случаев перенимает её, так как мама явно показывает, что это страшно и опасно, а такое поведение воспринимается вполне естественным. Мама также может бояться темноты, самолётов и много чего ещё, а главное излишне переживать за своего ребёнка, его здоровье, акцентируя при этом своё внимание на этих переживаниях. Папа, как правило, открыто свои страхи не показывает, но это не значит, что у него их нет.

2) гиперопека, свойственная как раз тревожным личностям, то есть желание родителей уберечь ребёнка от всех проблем и столкновений с трудностями, что в результате мешает ребёнку развиваться полноценно, так как он не проходит самостоятельно в нужные для него периоды те шаги и опыт, которые формируют и развивают его как личность.

3) запугивание. Очень распространённая вещь. Я, например, с этим делом достаточно переборщила со всеми своими детьми. С малыми, конечно, уже понимая некие механизмы, я научилась не нести всякий устрашающий ужас своим языком в целях добиться нужного результата, но старшим, как мне кажется, прилично подпортила прекрасное восприятие этого чудесного мира. Причём ведь в своём детстве ты проходишь через эти страшилки сам: и Бабайку, и серого волчка, и злых теть и дядь, которые заберут тебя за тридевять земель, но почему-то автоматически срабатывает определённый механизм и ты, становясь взрослым сам своим детям несёшь весь этот бред. Возможно это связано с тем, что ты помнишь, как на тебя это оказывало эффект, и ты подсознательно уверен, что это сработает. А другого варианта воздействия на ребёнка ты и не знаешь. Благо, сегодня можно, пусть даже и поздно, если раньше не довелось, но изучить, понять и осознанно подключиться и, пока это ещё ребёнок, хотя бы немного сгладить уже проявляющиеся последствия. И тут, конечно, уж как у кого получится.

4) обстановка в семье. Частые конфликты, ругань, драки, отсутствие уважения, а также излишняя озабоченность родителей заработком вызывают у детей больше тревожности и страхов. Безусловно, не везде жизнь течёт ровно и бесконфликтно, но, тем не менее, от того, насколько здраво и адекватно возникающие трудности разрешаются, зависит психо-эмоциональное благополучие подрастающего ребёнка.

5) отсутствие внимания, заинтересованности ребёнком. Ребёнку очень важна вовлечённость родителей в его жизнь. Не путайте с гиперконтролем!

6) травмирующие ситуации (даже обычный испуг). Например, напала громко лающая собака, или произошла авария, или умер близкий родной человек. Таковых может быть масса. И опять же многое будет зависеть от того, насколько правильно объяснит происходящее ребёнку взрослый и насколько сильная будет оказана поддержка в сложившейся ситуации.

Представляете, с какой степенью невротизма вырастает человек, если вдруг случается комбо из всех перечисленных причин плюс генетика? А ведь таких случаев предостаточно. И многие родители отказываются видеть проблему уже начинающейся у их ребёнка тревожности, продолжая усиливать её насмешками или претензиями, мол, чего ты такой трус, нефиг строить из себя неженку и так далее.

На меня непосредственно оказали влияние причины с 3 по 6 плюс генетика. Выражения "трусиха, неженка и некудышная" сопровождали меня всё детство и юность и даже тогда, когда я сама уже родила. Нет, меня очень любили (теперь я это прекрасно понимаю и осознаю), но проявляли эту любовь так, что я ощущала вечную её нехватку. Возможно просто больше нуждалась в ней, чем давали...
Став в итоге тревожным человеком, я, имея ещё и очень чувствительную натуру, перенесла эту тревожность на своих детей, в частности на старших, проявляя в отношении них и гиперопеку и гиперконтроль. Особенно двигало мною желание дать всё, что не дополучила я.
Никто не мог мне тогда объяснить, что происходит, почему и какой прогноз. Но благодаря тому, что детей становилось больше, тем самым из-за постоянной усталости и вымотанности контроль и излишняя опека стали ослабевать, а в силу своих собственных внутренних страданий мне пришлось обратиться к специалистам и соответствующей литературе, младшие дети в итоге получили больше свободы, моего более адекватного отношения к процессу их воспитания, таким образом, всё-таки снизив степень проявления тревог и иных расстройств в их психике.
Алина с Олегом 2014 г. и Виталя с Сашей 2020 г.)))
Алина с Олегом 2014 г. и Виталя с Сашей 2020 г.)))

Связь возраста и страхов.

- внутриутробное развитие. Негативные эмоции матери провоцируют выброс в кровь большого количества стрессовых гормонов, которое, попадая через плаценту в кровь ребёнка, вызывает его беспокойство. Поэтому спокойствие, только спокойствие, дорогие беременяшки!

- возраст до 1 года. Примерно с семи месяцев ребёнок предпочитает маму другим взрослым и испытывает беспокойство, если её нет рядом. В этот период появляется страх чужих людей. Чем больше взрослых будет рядом изначально, только не все сразу))), тем больше доверия возникнет к ним у ребёнка. Опять же если от них будет исходить добро, тепло, улыбки, мягкость. Но если ребёнок все-таки привязан к маме, то максимально плавным, не резким должен происходить момент расставания.

- от года до трёх. Ребёнок всё больше требует самостоятельности, проявляет интерес. Соответственно, желательно давать больше свободы, выбора, чтоб не зарождать при отсутствии и не усиливать при наличии тревогу, особенно через запугивания и излишние предостережения.

- от 4 до 6 лет. Начинает бурлить фантазия, что порождает разные страхи (темноты, одиночества, ведьмы, серого волчка и т.д). Нужно быть рядом, расширять круг общения, досуг.

- от 6 до 8 лет. Появляется страх смерти, высоты, кошмарные сны. Опять же адекватный разговор с учётом возраста, поддержка и внимание, что это нормально бояться той же смерти или высоты, при этом не перегружать нервную систему насыщенными эмоционально картинками из гаджетов, и в целом обеспечить информационную гигиену.

- от 9 до 12 лет. Страх не оправдать ожидания других людей, страх стихийных бедствий, мистики. В этот период особенно нельзя сравнивать детей, предъявлять завышенные требования, ожидания.

- подростки. Появление страха сделать что-то смешное, быть нелепым, страх замкнутого пространства, переживания по поводу внешности. И снова требуется от родителей поддержка, вера в него, сдержанность в отношении различного рода нелицеприятных высказываний в его адрес (что за прическа?, вот это пузо отрастил!, ни на что не способен! и т. д.).

Вроде всё просто:

Не пугать, не стыдить, не наказывать за страх, не оставлять одного, если обстановка ему не знакома или может возникнуть травмирующий фактор, удовлетворять любопытство согласно возраста, отвечая на его вопросы, признавать право ребёнка на страх и проявлять сочувствие к нему.

Однако соблюсти все рекомендации и правила, учитывая несовершенность своей нервной системы, очень сложно и может оказаться довольно-таки трудным. Поэтому важно для начала разобраться с природой своих страхов, возможно послужившей в итоге толчком к развитию тревожного расстройства у вас, а далее корректировать своё поведение в отношениях со своим ребёнком, понимая и оценивая те риски, которые могут привести его к такому же состоянию.

Кстати, заметила такую вещь. Когда в очередной ситуации, которая предполагает некие неприятные и тем более болезненные процедуры , например, анализ крови, стоматолог, уколы и другие (в голову пришли только больничные экзекуции))), я говорю ребёнку, что я понимаю его страх и объясняю, что сама их терпеть не могу и часто боюсь, но ситуация требует того, чтоб мы пошли и сделали это для своего здоровья или иного блага. Ребёнок в итоге лучше идёт на контакт, хоть и не перестаёт бояться, но ему легче переносить проявившийся страх. Раньше вопрос решался настойчивостью и запугиванием, через слезы и крики - во что бы то ни стало, довести ребёнка до места и осуществить требуемые мероприятия.

И здесь важен ещё такой момент - насколько родитель готов поставить себя на место ребёнка, понять, что он чувствует в эти минуты страха, как он сам бы хотел, чтоб с ним сейчас поступили. Это зачастую сделать сложнее всего, потому что, становясь взрослым, человек забывает, свои детские чувства, эмоции, а давление со стороны общества в виде "мальчикам нельзя плакать! ", "что это такое, идти на поводу у ребёнка?!", "что с ним сюсюкаться, треснул и пошёл?!" и так далее, заставляют порой встраиваться в эту систему и практически навсегда терять здравый смысл воспитательного процесса.

Изображение взято из пространства в интернете
Изображение взято из пространства в интернете

И главное!

Речь не о том, что надо стремиться создавать идеальные условия, никогда не ругаться, хвалить без устали ребёнка, не обращая внимание на его поведение и внешний вид, давая ему полную свободу растворяться в своей неряшливости и неуважении к самому себе же. Идеально - это как раз из симптоматики невротизма.

А важно понимать, что все мы родом из детства, и основная масса возникающих психических расстройств берёт своё начало оттуда. Совсем обезопасить ребёнка невозможно, но если родители, неважно при этом всё у них нормально с психическим здоровьем или не совсем, будут, как говорится, в теме, осознавании причин, которые могут оказывать значительное влияние на формирование психологического статуса их детей, и, при этом успешно применять в ходе воспитания как можно больше представляемых психологами рекомендаций, то риски развития у их детей тревожного и иных расстройств будут сведены к минимуму.

Ну а если вы тот самый ребёнок, и ваша тревожность достигла определённых размеров, и качество жизни из-за неё постоянно претерпевает ухудшения, то её тоже не поздно взять под контроль, разобраться с ней, и научиться быть счастливым, освобождённым от неё, что достигается в основном посещением грамотных специалистов в области психиатрии.