5K подписчиков

О новых методиках в литературе, языке в соцсетях и уроках о "счастье": интервью победителя регионального этапа «Учитель года России – 2024»

Фото из архива Юрия КАЧАЛКИНА
Фото из архива Юрия КАЧАЛКИНА

Победитель крымского регионального этапа конкурса «Учитель года России – 2024» Юрий Качалкин рассказал «Крымской газете» о том, чем литература отличается от остальных школьных предметов и зачем регулярно проводит с воспитанниками «разговоры о счастье».

Осенью в Саратове Юрий Качалкин, преподаватель русского языка и литературы евпаторийского МБОУ «СШ № 11 им. Евграфа Рыжова», поборется за звание лучшего учителя страны.

И МЕНТОР, И ПСИХОЛОГ

– Учителем рождаются или становятся?

– Становятся. Талант, как известно, нужно развивать. Профессия учителя требует очень больших вложений, сил, большого усердия. И даже если у человека есть склонность к педагогике, её, несомненно, нужно развивать.

– Когда вы осознали неизбежность педагогической стези?

– В шестнадцать лет, когда увлёкся литературой: я начал писать стихи, мне захотелось делиться красотой, которую открыл в этом мире. Начинал, как, наверное, и любой юноша, со стихов о любви. Впоследствии поступил в педагогический вуз, чтобы стать учителем русского языка и литературы и делиться красотой художественной литературы.

– Если б не педагогика, чем бы могли профессионально заниматься?

– Будучи школьником, хотел стать юристом, старшеклассником даже поступал в профильный правовой класс. Однако со временем мне почему-то этот род деятельности показался немного скучным (не в обиду юристам будь сказано). Хотелось чего-то более творческого, поэтому выбрал кафедру филологии.

– В чём вам видится коренное отличие педагогов общей школы от коллег в техникумах, колледжах и вузах?

– Преподаватель колледжа или университета волен исповедовать, наверное, академический подход к студентам. Школьный учитель – это всё-таки экспериментатор, на нём гораздо больше ответственности. Это не только ментор, но ещё и психолог, человек, который должен знать, с какой стороны подойти к детям, ведь они все очень разные, а учитель должен чувствовать их психологию.

ВЫСОКИЙ РЕЗУЛЬТАТ

– По-настоящему ли важна вам победа в региональном этапе конкурса «Учитель года России – 2024»?

– Честно говоря, участвуя в первом, муниципальном этапе, к победе не стремился, про себя проговаривал: «Хорошо бы получить второе место...» Почёт, престиж, но меньшая вместе с тем доля ответственности. Принцип, которым руководствуюсь по жизни, – «довольствуйся малым, но стремись к большему». Поэтому, не надеясь на победу, тем не менее прилагал максимум усилий: если уж ввязался, то побеждай.

– Вы же впервые участвовали в этом конкурсе?

– Да. Я работаю в школе четвёртый год, а правом участвовать в конкурсе обладают учителя, у которых как минимум статус молодого специалиста. Последний же дают педагогу, отработавшему в школе не менее трёх лет.

– А в чём конкретно заключалось участие?

– На первом этапе я презентовал урок родного языка, выбрав тему, связанную с лексикой. На этапе республиканском представил урок русского языка, посвящённый разрядам частиц. Брать в качестве конкурсной работы урок по литературе не решился, хотя это мне ближе: посчитал, что в конкурсном контексте будет сложнее. Можно сказать, пошёл чуть более простым путём. Кажется, получилось неплохо. Конкурсантов судили преподаватели Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования, учителя крымских школ, которые достигли высоких результатов в своей деятельности, в том числе победители профессиональных конкурсов. Довольно интересно было выслушать их отзывы. В рамках подготовки к федеральному этапу конкурса я в Симферополе дал открытый урок в гимназии № 10.

– Уже литературы?

– Да. Это был урок для учащихся седьмого класса, посвящённый произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». По окончании коллеги устроили тщательный разбор, я получил порцию конструктивной критики, которая мне была необходима.

– В своей конкурсной видеопрезентации вы сказали, что школьный учитель – это философ. Будучи философом, как вы объясняете своим воспитанникам, почему им важно быть грамотными?

– Говоря о социальных сетях, остаётся признать, что довольно много людей не соблюдают базовые правила. Наверное, потому, что общение в соцсетях воспринимается как устная речь, и люди, когда пишут там, попросту не задумываются о расстановке знаков препинания и тому подобном. Грамотность – это умение формулировать свои мысли так, чтобы тому, кому ты их транслируешь, было максимально понятно. Это уважение к родной речи, родному языку, естественное стремление к красоте своей речи.

– То есть это ещё и нравственная категория?

– Конечно!

РАЗБИРАТЬ И ВНИКАТЬ

– Среди школьных предметов литература действительно особенная?

– Да. Что отличает её от других предметов? На уроках литературы зачастую не бывает неправильного мнения. Я пытаюсь направить мысль ребят в безошибочное, так сказать, русло, чтобы они не старались подстроиться под учителя, не пытались угадать правильный ответ и не боялись ошибаться. В любом включённом в школьную программу литературном произведении – колоссальная глубина, масса различных смыслов, школьник может даже в хорошо знакомом ему тексте открыть что-то новое. И в этом плане литература отличается от других школьных предметов, будь то математика, биология или даже история.

– Насколько важно говорить о любви к Родине на уроках русского языка и литературы?

– Программа по литературе к этому располагает. Очень много стихотворений, которые воспевают любовь к Родине, особенно в курсе девятого класса. Это и стихотворение Николая Майорова «Мы», и стихотворение Иосифа Бродского «Мой народ» – строки о величии многонационального народа России. Довольно интересно буквально по крупицам разбирать каждую строку и пытаться вникнуть в смысл. Я всегда радуюсь, когда удаётся подтолкнуть ребят к верному направлению мысли, когда они делают для себя какие-то открытия.

– По вашей оценке, какое место в жизни современного школьника занимает патриотизм?

– Довольно большое. Много внимания воспитанию патриотизма уделяется и в Крыму в частности, и в России в целом. «Разговоры о важном» действительно способствуют воспитанию любви к Родине. Этот курс сделан с умом и душой. Разработано весьма много методических материалов к нему, которыми может пользоваться любой учитель: видеоролики, короткометражные фильмы для каждого конкретного урока. Люди, которые готовили этот курс, проделали колоссальную работу. Когда во время «Разговоров о важном» видишь заинтересованность ребят, удивление в их глазах, это не может не радовать. Мне кажется, у современных детей не так много возможностей узнать, что страна не стоит на месте и развивается. Порой никто, кроме школьного учителя и классного руководителя, им об этом не расскажет. В Интернете и всяческих других источниках информация не всегда тщательным образом отфильтрована. «Разговоры о важном» – курс, который очень деликатно и с большой душой рассказывает детям о том, какова их Родина на самом деле.

ПОДХОД С УМОМ

– Правда, что стандартизация школьных программ и регламентация действий учителя существенно препятствуют полноте раскрытия педагогического подхода к предмету «литература»?

– Если речь о Федеральной образовательной программе, то сказать так нельзя. В случае с теми же историей, географией, обществознанием от региона к региону единое календарно-тематическое планирование, которое обеспечивает базовый подход независимо от региона преподавания. Что касается уроков литературы, то у учителя-словесника достаточно пространства: много внеклассного чтения, многие темы сформулированы таким образом, что он может выбрать на своё усмотрение то или иное из предлагаемых произведений. Главное – ко всему подходить с умом.

– Как вы относитесь к недавнему возвращению в школьную программу советской литературной классики?

– Хорошо, потому что литературу нужно рассматривать комплексно. В истории нашей страны XX век, как известно, стал судьбоносным. И советскую классику нельзя обойти. В этот период творило множество писателей с очень разными взглядами. И необходимо изучать как один, условно говоря, лагерь писателей и поэтов, так и другой. Чем больше разнообразия, чем больше мы, образно выражаясь, даём писателям высказаться, обращаясь к их творчеству, тем лучше. Важно, чтобы ребята видели, насколько литература сложна и противоречива одновременно.

– В то же время в Госдуме уже не раз раздавались призывы изъять из школьной программы те или иные литературные произведения...

– Программа по литературе, которая есть у нас сейчас, вполне приемлема. Возможно, что-то и следует изъять, а что-то, напротив, добавить. Но, полагаю, этому должна предшествовать дискуссия. Добавляя же в программу произведения, важно помнить: всего не охватишь.

– Почему, по-вашему, наша школьная филология так и не превратилась в «науку понимания» (по формуле Сергея Аверинцева) и наслаждения текстом?

– К сожалению, не у каждого вырабатывается, если очень грубо говорить, вкус к литературе. Чтобы привить маленькому человеку любовь к литературе, требуются большие усилия. Это зависит от личности педагога, от того, насколько он сумеет заинтересовать предметом. Насколько педагог готов не довольствоваться поверхностным изучением текста и погружаться вместе с ребятами в его глубины, ставя проблемные вопросы, дискутируя. Увы, не все ребята понимают, что литература отображает жизнь, её сложность, противоречивость, и поэтому не чувствуют её сокровенность, значимость. Но ребята из моей школы занимают на олимпиадах по литературе призовые места. И я вижу, что многие всё-таки читают самостоятельно, без всякого принуждения, с радостью бегут в
библиотеку. Есть пространство для оптимизма.

«ВСЕГО В МЕРУ»

– С воспитанниками вы регулярно проводите «разговоры о счастье», в которых, по вашим словам, обсуждаете, например, что же хорошего было в уходящем дне. Так вы пытаетесь воспитать людей, способных быть счастливыми?

– Да. Ребёнку сложно иногда поверить в себя. И одна из важных задач педагогики – сделать так, чтобы ребёнок поверил в себя. Для этого ему необходимо чувствовать любовь, исходящую от учителя, заинтересованность последнего в нём, показать ребёнку, что он нужен. Поэтому, ведя эти «разговоры о счастье», я пытаюсь сформировать у ребят оптимистичный взгляд на мир и показать, как важно любить себя.

Вы сторонник мультимодальной педагогики?

– Скорее да, чем нет. В XXI веке сложно представить открытый урок без информационных технологий: слайдов, презентации и тому подобного. И на многих уроках они используются. Не сказать, чтобы на каждом, ведь всё-таки должен сохраняться некий академический подход. Технологии должны служить человеку, но, опять же, всего должно быть в меру.

– Не посещала ли мысль оставить школу?

– В первый год работы у меня были сложные классы. И тогда действительно проскальзывали мысли, что это, возможно, не моё. В итоге сумел взять себя в руки и попытался ответить на вопрос, что во мне не так и где надо над собой поработать? И этой самой работой я попутно был занят второй год преподавания в школе. На третий год совершил большой рывок вперёд и твёрдо для себя решил: если уж быть педагогом, то постараться стать очень хорошим учителем, потому что это занятие крайне ответственно и важно.

блицопрос

– С чего начинается ваш день?

– С позитивной установки на день.

– Опишите себя тремя словами.

– Стремящийся (к чему-либо), пытливый, добрый (хотелось бы надеяться).

– На какие чужие недостатки можете закрыть глаза?

– На какие-то огрехи, которые не столь сильно влияют на душу человека, на мелкую недисциплинированность, неграмотность, невежество (нельзя быть специалистом во всём).

– Чего не терпите в людях?

– Хамства и грубости.

– Будь у вас свободное время, какой ещё деятельностью хотели бы заниматься?

– Попытался бы написать роман.

– Где вы любите отдыхать?

– В Крыму. Редко куда-то с полуострова выбираюсь. Последняя «вылазка» была в Краснодар. Надеюсь побывать в Сочи.

– Ваше любимое занятие?

– Писать стихи.

– Если бы всю жизнь могли есть одно блюдо, каким бы оно было?

– Пицца.

– Спорт – это ваш стиль жизни?

– К сожалению, скорее нет, чем да. Но я всячески стремлюсь исправить такое положение дел.

– Если бы выиграли в лотерею 10 миллионов, на что бы их потратили?

– Прежде всего помог бы маме, затем позволил себе хорошее путешествие, а оставшиеся деньги распределил между известными мне нуждающимися людьми. Другими словами, направил бы на адресную помощь.

Беседовал Алексей ВАКУЛЕНКО