5,6K подписчиков

В Нижнем Новгороде велосипед проиграл электросамокату

Велошеринг в приволжской столице не прижился в отличие от каршеринга и кикшеринга.

Летом предковидного 2019 года на улицах Нижнего Новгорода — рядом с площадью Минина и Пожарского, на Нижне-Волжской набережной, вдоль Большой Покровской, а также неподалеку от стадиона «Нижний Новгород» и Мещерского бульвара— стали появляться специальные «стойла» для велосипедов: площадки, с которых можно взять в аренду двухколесные транспортные средства. Принцип пользования такой же, как и для электросамокатов: скачай приложение, отсканируй QR-код и езжай куда хочешь.

Спрос, говорят, был, и, говорят, рос

Занимавшаяся этим бизнесом компания Lucky Bike анонсировала появление парковок по всему городу, завоз 260 велосипедов с оранжевыми ободами и корзинкой над передним колесом. Поначалу базовые велостанции появились на ограниченных территориях в Нижегородском и Канавинском районах, но анонсировалось размещение аж 350 станций по всему городу.

Руководившиq в то время компанией-оператором в Нижнем Новгороде Кирилл Брайловский сообщил ИА «Время Н», что за два с половиной месяца работы приложение, позволяющее пользоваться сервисом, скачали 10,8 тысяч нижегородцев и спрос продолжает расти.

«Думаю, что Нижний Новгород созрел для пользования такими сервисами. Конечно, бывают проблемы с приложением, например, иногда не проходит сигнал или деньги списываются до начала движения. Но мы такие проблемы быстро решаем в индивидуальном порядке», — подчеркнул он.

К сожалению, не прошло и полугода, как более серьезные проблемы начались не только у компании велошеринга: пришла пандемия коронавируса с ее самоизоляцией, масками и перчатками, полутораметровой дистанцией и прочими проявлениями.

Спорт, лень и инфраструктура

Выход из пандемии в 2021 году окрасил нижегородские улицы в желтый и фиолетовый цвета самокатов двух крупных кикшеринговых сетей, пришедших в Нижний Новгород. Дорогая игрушка для подростков — предмет зависти одних и гордости других — почти сразу превратилась в доступный практически любому аттракцион, а потом и в средство перемещения из точки А в точку Б.

На популярность этого «средства индивидуальной мобильности» очень сильно повлияла… лень. Катание на самокате не требует никаких усилий: они всегда в поле зрения (а если нет, посмотри карту в приложении и сразу найдешь свободный аппарат неподалеку), всегда «по карману» (на карточке есть какие-то средства, а много и не надо), всегда можно оставить где угодно, а главное — не надо прилагать никаких физических усилий (нажал на гашетку и поехал).

Велошеринг в приволжской столице не прижился в отличие от каршеринга и кикшеринга.

Не так давно здесь стояли и велосипеды.

У арендуемых велосипедов было, как минимум, два ограничения: надо вернуть машину на велобазу и чтобы ехать, надо крутить педали самому. К тому же, на тротуаре маневрировать на самокате проще, чем на велосипеде. А велодорожек в городе было не так уж много.

Похоже, эта разница в функциональном использовании электросамокатов и велосипедов сыграла решающую роль в бизнесе, и дала возможность одним бурно развиваться, а другим — тихо «загибаться».

Мало проку от проката

— «Смерть» велошеринга заставила меня убрать из набора моих экскурсий один из веломаршрутов, — говорит экскурсовод Виктория Азарова.

По ее словам, желающие поучаствовать в велоэкскурсиях по Нижнему Новгороду были всегда, в основном это приезжие. Для них она и разработала два маршрута: один по Нижневолжской набережной и Черниговской улице, второй по Стрелке и Мещере. Сейчас остался только один, поскольку в окрестностях Нижегородской ярмарки и микрорайона Мещерское озеро нет ни одного пункта проката велосипедов.

Понятно, что ландшафт Нагорной части не очень способствует прокладке маршрутов велосипедных экскурсий. Впрочем, не способствует этому и ограниченное количество прокатных пунктов, где можно взять напрокат велосипед. К тому же, не у всех есть почасовая оплата, а там, где есть, «счетчик», естественно, включается сразу после оформления временной аренды.

Виктория готова сделать экскурсионный маршрут по Автозаводскому району. Там и инфраструктура позволяет, но нет ни одного прокатного велосипедов. Вообще, поиск Яндекса дает только одну точку в Заречной части — в Сормове, на улице Культуры.

К слову, обзвон нижегородских прокатных пунктов показал еще одну особенность работы некоторых из них: нужно договариваться о визите, поскольку на точке может и не оказаться сотрудника. То ли ввиду малочисленности штата, то ли ввиду отсутствия постоянного спроса.