25,6K подписчиков

"Ива-2" или удачный рейс I-8 на другой конец света.

351 прочитал

В предыдущей статье речь шла о том, как немцы собрали итальянские подводные лодки из соединения BETASOM, и, вырезав с них все лишнее, превратили "итальянок" в подводные транспорты для отправки в Японию (и часть из них даже дошла). Про и дальнейшую судьбу будет отдельная статья, а мы пока посмотрим чуть-чуть другую историю, происходившую одновременно с отправкой подводных транспортов.

"Вики..." пишет: "

U-511 — большая океанская немецкая подводная лодка типа IX-C, времён Второй мировой войны. Заказ на постройку лодки был отдан судостроительной компании «Дойче Верке» в Гамбурге 20 октября 1939 года. Лодка была заложена 21 февраля 1941 года под строительным номером 307, спущена на воду 22 сентября 1941 года, 8 декабря 1941 года под командованием капитан-лейтенанта Фридриха Штейнхоффа вошла в состав учебной 4-й флотилии. 1 августа 1942 года вошла в состав 10-й флотилии. Лодка совершила 4 боевых похода, в которых потопила 5 судов (41 373 брт) и повредила одно судно (8 773 брт). 16 сентября 1943 года была продана японцам и стала японской субмариной RO-500.

Немного не так. 16 сентября 1943 года она уже вошла в состав японского флота. Лодка была достаточно интересной, с интересной судьбой. Например, в составе 4-й флотилии подводных лодок, с мая 1942 года, U-511 использовалась для проверки возможности использования подводными лодками реактивных снарядов Wurfkörper 42 калибром 30 см (морской родственник "Нибельверферов" и "Ракетенверферов"). Но речь сейчас немного не о той части ее биографии. Берем еще одну цитату.

А тем временем пришла пора отправлять в Японию обещанный Гитлером презент – подлодку U-511. Она воевала всего полгода, находилась в хорошем состоянии и была способна совершить дальний поход. Ее переход на Дальний Восток немцы окрестили операцией «Марко Поло». 10 мая 1943-го U-511 вышла из Франции с девятью пассажирами на борту, среди которых были японский военно-морской атташе в Берлине Наокуни Номура и немецкие инженеры-кораблестроители. Кроме того, «девятка» везла японцам чертежи лодки типа VIIС, один лодочный дизель и различные приборы. В середине июня U-511 вошла в Индийский океан, где уже могла не соблюдать режим скрытности и атаковать встретившиеся одиночные суда. В результате от ее торпед погибли два американских транспорта типа «Либерти». 17 июля U-511 достигла японской базы Пенанг, став первой немецкой субмариной, побывавшей там. Взяв на борт группу японских офицеров-подводников, 24 июля она отправилась в Японию, прибыв 7 августа в порт Куре.

Уже намного лучше, но есть одно маленькое уточнение: это был не "презент" Гитлера, а покупка японцев (2 тонны золота были перегружены с I-29 на U-180 не просто так).

Подводная лодка серии IXС Водоизмещение 1150/1512т. скорость 18/7,3 узла. Автономность 13 тыс. миль. Глубина погружения 230 метров (вдвое больше, чем у японцев). Одна 10,5-см пушка, одна 37-мм, и спаренный 2-см автомат.
Подводная лодка серии IXС Водоизмещение 1150/1512т. скорость 18/7,3 узла. Автономность 13 тыс. миль. Глубина погружения 230 метров (вдвое больше, чем у японцев). Одна 10,5-см пушка, одна 37-мм, и спаренный 2-см автомат.

Перевозки шли не только в "прямом" направлении, но и в обратном. 1 июня 1943 года из Куре в Пинанг вышла японская подводная лодка I-8 (в сопровождении подводной лодки I-10 и плавучей базы подводных лодок "Хиэ Мару"). Подводная лодка I-8 (как и лодки I-29 и I-30) была не простая, а авианесущая. Вышла она в море под командованием капитана 2-го ранга Утино Синдзи.

Пинанг оказался самой удачной точкой для отправки японских лодок в Европу, а потому, полностью заправленная и загруженная лодка I-8 вышла из Пинанга 27 июня 1943 года в рейс, котовый получил кодовое название "Янаги-2" (по-японски "янаги", вроде бы как "ива"). На борту находились две кислородных торпеды Тип 95, чертежи автоматической системы дифферента и новый разведывательный поплавковый самолет Yokosuka E14Y (союзное название «Glen»), и кроме того, груз вольфрама, каучука, олова, хинина и, главное, опиатов. На борту было очень "весело", ибо лодка везла в своем чреве 163 человека: свой экипаж плюс 48 человек, экипаж для строящейся в Германии лодки U 1224 (тип IXC/40), плюс три конструктора для изучения конструкции двигателей немецких катеров. Почти всех "пассажиров" умудрились запихнуть в носовой торпедный отсек.

Что касается U 1224. Вот она-то была "подарком" (без оплаты). Возможно, просто "так получилось", ибо лодка была принята японским экипажем, который прошел обучение на новой лодке, 15 февраля 1944 года лодку окончательно передали Японии, она получила бортовой номер Ro-501.

30 марта 1944 года она вышла из Киля. Загруженная ртутью, свинцом, оптическим стеклом и техдокументацией на реактивный перехватчик Me 163, она была потоплена 13 мая 1944 года эсминцем «Френсис М. Робинсон» (USS Francis M. Robinson) у островов Зеленого Мыса. Но это отдельная история. Наш рассказ про I-8, которая сходила вполне успешно, правда, есть ряд вопросов.

Принято писать:

"После рандеву южнее Азорских островов с немецкой U 161, которая передала японцам радиолокационный детектор «Ванце», офицера и двух связистов, И-8 благополучно продолжила путь и 31 августа 1943 прибыла во французский Брест."
 I-8 Водоизмещение 2525/3585 тонн скорость 23/8 узлов. Автономность 14 тыс. миль. 140-мм пушка, спаренный 25-мм автомат, торпедное вооружение, для запуска гидросамолета предусмотрен герметичный ангар и катапульта.
I-8 Водоизмещение 2525/3585 тонн скорость 23/8 узлов. Автономность 14 тыс. миль. 140-мм пушка, спаренный 25-мм автомат, торпедное вооружение, для запуска гидросамолета предусмотрен герметичный ангар и катапульта.

Таким образом, экипаж увеличился еще на 3 человека. Правда, насчет "радиолокационного детектора «Ванце»" я как-то не сильно уверен. В документах указан радар-детектор "Metox". "R600A Metox", названный в честь своего производителя, являлся высокочастотным приемником предупреждения о воздействии радара на лодку (RWR) Он использовался немецкими войсками на подводных лодках в 1942-45 годах.

А смысл передавать его в море? Все дело в том, что он производился французами для немцев в Париже (и французы неплохо на том заработали). Системе присвоено официальное название FuMB 1 (от Funkmessbeobachtungsgerät, радиоизмерительное устройство). FuMB 9 Wanze пришел на смену радар-детектору "Metox". Принципиально ли это?

Отчасти да. (Для понимания реальной подоплеки).

Это была не поставка, это была... немецкая паника. Аккурат в эти дни на все немецкие лодки пришло сообщение.

ВСЕМ подводным ЛОДКАМ. ВНИМАНИЕ. ВСЕМ подводным ЛОДКАМ. НЕМЕДЛЕННО ОТКЛЮЧИТЕ METOX. ПРОТИВНИК СПОСОБЕН ПЕРЕХВАТИТЬ. СОХРАНЯЙТЕ РАДИОМОЛЧАНИЕ ДО ДАЛЬНЕЙШЕГО УВЕДОМЛЕНИЯ.

В связи с участившимися перехватами немецких лодок, прошел слух, что британцы разработали устройство, способное обнаруживать Метокс, и его начали срочно снимать с лодок (Причина перехватов была другой, и на Метокс грешили зря, но выяснилось это позже). Впрочем, снятие прибора лодку не спасло в этом рейсе U-161, уйдя от Азорских островов к берегам Бразилии, была потоплена.

В этой ситуации есть еще один интересный нюанс, который современные историки стараются "не подсвечивать". Автономности подводных лодок (даже японских) чуть-чуть, но не хватало, чтобы дойти до конечного пункта в Бордо. Лодка I-8 шла с большим перегрузом. Как выкручивались?

А, запросто. С помощью "нейтралов" - испанцев, которые весьма активно снабжали подводные лодки. Немцы не прост так построили Refinería de Santa Cruz de Tenerife на Канарских островах. Там очень сложная схема, в которой оказались задействованы и техасские фирмы (мы когда-то касались этой темы). В общем, подходил "испанец" и бункеровал немецкие подводные лодки пресной водой и топливом. Но об этом писать не принято (можно обидеть "осколки" "Стандарт Ойл", которые поставляли нефть в испанскую государственную компанию "Campsa" ).

Потому много пишут о немецких подводных лодках-"дойных коровах", хотя простейший подсчет показывает, что... (ну да ладно, это отдельная история, равно как и с заводами Форда в Европе). Нелегальный бизнес всегда приносит прибыль большую, чем легальный (особенно во время войны).

В общем, прибыла японская I-8 в Бордо вполне успешно, и даже приняла обратный груз.

Успешное прибытие лодки вдохновило японцев на отправку еще двух лодок (но это отдельная история).

5 октября 1943 года японцы отбыли на родину, загруженные образцами двигателей для торпедных катеров, авиапушками, бомбардировочными прицелами, радиолокаторами, электроторпедами и т. д.

Немцы установили вместо японской 25-мм спарки, свой 2-см "фирлинг" (счетверенный 2-см автомат). Обратно отправились 3 специалиста-катерника и 11 немецких офицера.

2 декабря 1943 года японская подводная лодка вполне благополучно прибыла в Пинанг.