13,3K подписчиков

Если бы танец был человеком, он был бы Махмудом Эсамбаевым. 6 интересных фактов о легендарном танцоре

Наверное, нет другого такого танцора в истории, имя которого звучало бы так громко, на всю планету. Благодаря уникальной сольной танцевальной программе «Танцы народов мира» Махмуда Эсамбаева узнали и полюбили в самых разных уголках мира. Танец «Золотой Бог» впечатлил жителей Индии, за композицию «Хорабио тапатио» мексиканцы просто боготворили советского танцора. Он осваивал свой бразильский танец «Макумба» при горячей поддержке и деятельной помощи самих жителей Бразилии, а колумбийцы были просто ошарашены, когда увидели в его исполнении свой национальный танец «Бамбуко». Он был человеком мира, и ему не нужно было учить десятки иностранных языков, чтобы понимать людей в разных странах: он говорил с ними на языке танца, и недопонимания не возникало.

Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ

Предлагаем несколько интересных фактов из жизни этого уникального человека, о котором, кажется, написано уже все и снято множество фильмов, но все-таки некоторые факты из его биографии могут быть вам интересны.

Папаха Махмуда Эсамбаева

Наверное, нет другого такого танцора в истории, имя которого звучало бы так громко, на всю планету.

Фото: esambaev.ru

Таким великим земляком, как Эсамбаев, гордятся и жители Чечни, и киргизы: танцор родился в Чечне, в селении Старые Атаги, но долго жил и работал в Киргизской ССР, куда добровольно отправился в депортацию вместе с остальными чеченцами, хотя ему лично было предложено остаться в Пятигорске. Там, в поселке Ак-Тюз Кеминского района Чуйской области он работал руководителем кружка народного танца в сельском доме культуры.

Но своей принадлежностью к чеченскому народу гордился всю жизнь. И всегда носил папаху, которую снимал только во время выступлений и перед ветеранами войны. Эта знаменитая папаха была, своего рода, визитной карточкой Эсамбаева. Рассказывали, что сам Брежнев, разглядев в зале съезда народных депутатов эту папаху, говорил: «Ага, папаху вижу, значит и Махмуд здесь. Все можно начинать».

Более того, ему единственному в Советском Союзе чеченские власти разрешили сфотографироваться на паспорт, не снимая этого головного убора. В папахе Эсамбаев был сфотографирован и на удостоверение депутата Верховного совета СССР.

На вопрос о том, почему Эсамбаев всегда в головном уборе, танцор отвечал: «Я папаху перед королями и президентами не снимал» и шутил, что под папахой скрывает лысину.

Папаха для Эсамбаева, как для каждого чеченца, была показателем его чести, достоинства и социального статуса. Считается, что если надел мужчина папаху, то снимать ее перед кем-то, обнажая голову, не имеет морального права.

«Чем так ходить, чем жить, ползая по земле, лучше умереть»

Эти слова Махмуд Эсамбаев сказал однажды своему племяннику, приехавшему в Москву заботиться о дяде, у которого случился инсульт. Саид-Абдул Эсамбаев сейчас возглавляет благотворительный фонд Махмуда Эсамбаева, а тогда постоянно сопровождал артиста, выводил его на прогулки, и сам Эсамбаев прикладывал просто нереальные усилия, чтобы восстановиться. Он не мог толком ходить, но племянник шутил, чтобы тот не забывал «тянуть носок». И однажды Эсамбаев, который привык не просто ходить – порхать над землей в танце, с горечью сказал: «Знаешь, чем так ходить, чем жить, ползая по земле, лучше умереть».

Но племянник посоветовал дяде вспомнить о том, с какой силой воли он добивался все новых и новых высот в танце, шел против воли отца, который не одобрял его занятия хореографией, не считая танец достойной профессией. И Эсамбаев вспомнил, и восстановление пошло гораздо динамичнее.

Наверное, нет другого такого танцора в истории, имя которого звучало бы так громко, на всю планету.-2

Фото: esambaev.ru

«Я теперь уверовал в то, что Бог есть на свете»

Эти слова сказал не сам Эсамбаев – их произнес начальник госпиталя, который собирался ампутировать танцору ногу после того, как во время фронтового концерта Эсамбаев был ранен осколком. Об этом случае рассказывал Герой Советского Союза Борис Громов, глубоко уважавший и искренне восхищавшийся артистом.

Более четырехсот концертов дал Махмуд Эсамбаев на передовой, а когда случилось ранение, попал в госпиталь и услышал от врачей неутешительный вердикт: ногу нужно ампутировать. И сразу же написал расписку-отказ. И сказал: «Я больше ничего не умею делать, кроме как танцевать».

А потом ногу ему лечила бабушка исключительно народными средствами, и уже через месяц Эсамбаев снова танцевал. И вот тогда начальник госпиталя, увидев танцующего на обеих ногах Махмуда, воскликнул: «Я теперь уверовал в то, что Бог есть на свете».

Танец на стеклах

В 1957 году Махмуда Эсамбаева пригласили принять участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Денег на костюм для выступления не было, поэтому жена Эсамбаева Нина Аркадьевна продала ковер и свою швейную машинку, а бабушка даже продала корову. Всей семьей набрали достаточно денег, чтобы сшить достойный костюм для выступления. На этом конкурсе не обошлось без интриг: выйдя на сцену, Махмуд Алисултанович увидел под ногами битое стекло. Но и бровью не повел: выступил великолепно, правда, вся сцена после его танца была в крови, а ноги – изрезаны осколками. Эсамбаев ушел со сцены, и ему стало плохо за кулисами. Но в итоге он вышел победителем: золотую и две серебряные медали присудило ему жюри фестиваля. А тот самый соперник, из-за которого и плелись все эти интриги, публично пожал ему руку и признал лучшим.

«Оставляйте после себя только хорошее»

Махмуд Эсамбаев был известен своей мудростью. Современники рассказывали, что с ним всегда было интересно, от него исходила бесконечная доброта, он был щедр на добрые и правильные советы. Никогда не делил людей ни по национальностям, ни по цвету кожи. Его знаменитые слова: «Главное — будьте людьми, несите в себе добро, а в темноте мы все одинаковые». И терпеть не мог сплетен, ссор, публичных разборок. Он считал, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на подобные вещи.

Наверное, нет другого такого танцора в истории, имя которого звучало бы так громко, на всю планету.-3

Фото: esambaev.ru

Но особенной, отличительной чертой его всегда было потрясающее чувство юмора. Шутить он умел, любил, и некоторые его остроумные ответы любят пересказывать и биографы, и современники. К примеру, на вопрос о том, какая у него заветная мечта, он отвечал: «Хоть один раз в жизни досыта наесться. Чтобы понять мое желание, попробуйте поститься изо дня в день, постоянно». А на вопрос о том, почему такой великий человек как он не имеет собственных телохранителей, отвечал: «А где вы видите тело?».

Надо сказать, к себе он относился строже всего: его режим жизни вряд ли кто-то смог бы повторить. Спал мало, иногда всего несколько часов, ограничивал себя в еде, в отдыхе.

Случайно увидеть танец и повторить

Среди особых, удивительных качеств Эсамбаева нельзя не упомянуть его потрясающую хореографическую память. Известен случай, когда, будучи на гастролях в Колумбии, он случайно на улице увидел, как местные жители танцуют «танец бамбука». Уже на следующий вечер он станцевал его на сцене под восхищенное ликование публики. Помимо этого качества, у Эсамбаева был абсолютный музыкальный слух, врожденные артистизм и гибкость, которую он сохранил до конца жизни. Осиная талия Эсамбаева не давала покоя и его поклонникам, и конкурентам, и даже женщинам – у Махмуда Алисултановича талия была тоньше, чем у Людмилы Гурченко! Все пытались узнать секрет такой тонкой талии, но Эсамбаев смеялся и повторял, что ему приходиться поститься каждый день. И диета у него была очень жесткая: к примеру, половина стакана чая и овсянка на завтрак – только и всего. А еще он занимался йогой и подолгу сидел в позе лотоса, медитируя.

Удивительный, уникальный человек! Основатель единственного в мире монотеатра танцевальных миниатюр, харизматичный актер (в его портфолио – полтора десятка ролей в кино), говорят, что он научился танцевать раньше, чем ходить. Его творческая история начиналась с сельских свадеб, где трехлетним малышом он зарабатывал свои первые гонорары в виде конфет, и достигла самого космоса, где сейчас бороздит вселенные астероид, названный его именем. И, нет, его творческая история, конечно же, не закончилась, потому что культурное наследие, которое он оставил после себя, бессмертно.

———————————————————————————————
Марина Опарина
Специально для Журнала Calend.ru