Безмолвные герои фронта: истории трактористов Великой Отечественной войны

580 прочитали
В публикации за 11 июля сего года «Потеряла обе ноги на войне.

В публикации за 11 июля сего года «Потеряла обе ноги на войне. Боевой путь механика-танкиста Марии Лагуновой «говорилось, что героиня повествования, явившая собой образец мужества и любви к Отечеству на полях сражений в Великую Отечественную войну, свой боевой путь начинала, будучи трактористом в батальоне аэродромного обеспечения советской фронтовой авиации. А сколько их было, боевых трактористов, героев негромкой солдатской специальности! Цифр автор не нашел, но то, что их воевало десятки тысяч, об этом говорят многочисленные примеры, сошлюсь лишь на некоторые.

Так как Красная Армия в начале Великой Отечественной войны испытывала большую нехватку танков, то в ряде случаев принималось решение, в экстренной боевой обстановке, переоборудовать в танки обычные тракторы. Это порождало легенды, которые рассказывались потом в окопах. Так, говорят, во время обороны Одессы от осаждавших город румынских частей были брошены в бой 20 «танков», обшитых листами брони, а еще 60 таких же боевых единиц были использованы в боевых действиях под селом Великий Дальник на Южном секторе обороны. Основная ставка была сделана на психологический эффект: атака проводилась ночью с включенными фарами и сиренами, и румыны обратились в бегство. За подобные случаи, а также за то, что на эти машины часто устанавливались муляжи тяжелых орудий, солдаты и прозвали их, якобы танки — «НИ-1», что расшифровывалось «На испуг».

В публикации за 11 июля сего года «Потеряла обе ноги на войне.-2

НИ-1 («На испуг») — импровизированный легкий танк, спешно сконструированный в Одессе во время обороны города летом-осенью 1941 года с учетом возможностей промышленности осаждённого города).

В публикации за 11 июля сего года «Потеряла обе ноги на войне.-3

Но все же основная задача тракторов и трактористов была иная. Они оттаскивали с поля боя боевую технику, спасали раненых, транспортировали орудия, иной раз и во время боя ремонтировали своих стальных друзей, пробивали дорогу Армии в бездорожьи. И работали, вернее — воевали красноармейцы-трактористы так, что получали высокие боевые награды. Хотя, что в общем то оправданно, их, как всех, награждать медалями и орденами массово стали в основном с 1943 года. Подчеркнем также, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1943 года был специально для награждения красноармейцев-трактористов учрежден даже нагрудный знак «Отличный тракторист».

В публикации за 11 июля сего года «Потеряла обе ноги на войне.-4

Сегодняшняя же зарисовка будет об одном из них: Иване Ивановиче Красносельских

Из рассказа правнука о своем прадеде (найдено в открытых источниках)

В публикации за 11 июля сего года «Потеряла обе ноги на войне.-5

«Один из моих прадедов Иван Красносельских родился в 1913 году недалеко от города Верещагино в Молотовской области, ныне — Пермский край. Он с юности увлекался различной сельскохозяйственной техникой, которой, к слову сказать, в ту пору было немного.

Иван Иванович работал в совхозе «Сепычевский», и до войны даже не догадывался о том, как помогут ему знания в области машиностроения. Он стал красноармейцем еще за 7 дней до войны: 15 июня 1941 года в Верещагинском районном военкомате. На Западный фронт 18-летний солдат отправился 27 июня.

Все мы знаем из рассказов ветеранов, из художественной литературы и из учебников о том, какие кровопролитные, жестокие бои шли под городом Великие Луки. Вокруг этого города немцы построили опорные пункты и укрепления, соединенные ходами и траншеями. Во время обороны г. Великие Луки Иван Иванович в июле 1941 года получил ранение.

Воевал он в составе 1 батареи 142 армейской пушечной артиллерийской бригады и занимал должность тракториста-механика. Словом, воевал по специальности.

«Товарищ Красносельских в совершенстве изучил и овладел трактором ЧТЗ-65.  Подобрал на поле боя трактор, отремонтировал его, используя свободное время на привалах, проделал на нём марш 450 км от Вислы до реки Одер без аварий и поломок. К слову, это была территория Германии, враги были повсюду. Марш проходил не по обычной дороге, а через поля, леса и заросли. Несмотря на тяжелые условия марша, на изношенность своей машины и отсутствие достаточного количества ремонтно-технических средств, юный солдат не имел ни одного случая вынужденных остановок и к месту сосредоточения прибывал всегда первым и в срок», — отмечал в наградном листе его непосредственный командир капитан Пелипас.

Когда 2 и 3 февраля 1945 года батарея находилась на отдыхе в д. Раккау, Иван Красносельских не спал двое суток, ремонтируя трактор. В результате этого пушка своевременно была доставлена на огневую позицию. Благодаря мужеству и отваге красноармейца расчёт орудия отлично выполнил боевое задание. Капитан Пелипас так отзывается о своем брате по оружию: «Товарищ Красносельских является инициативным, заботливым и трудолюбивым трактористом, благодаря ему его трактор в любое время готов к выполнению боевой задачи».

Иван Иванович всеми силами старался помочь Родине, отдавал себя делу полностью и заботился о товарищах. Война закончилась, и товарищ Красносельских участвовал в марше Победы на тракторе, а после получил орден «Красной Звезды» и множество медалей, которые сейчас хранятся дома у его сына, Петра Ивановича Красносельских. К сожалению, его отца уже нет в живых.

Подвиг Ивана Ивановича Красносельских — это и есть его лепта в Великой Победе. А мы не должны забывать тех, благодаря кому мы живы. Подвиг народа бессмертен. Если мы вырвем из себя страницы памяти — истлеют временем былых героев подвиги».

Из воспоминаний земляков Ивана Красносельских

*** В Сепычевском колхозе каждый знал: если сломается вдруг какая-нибудь сельхозтехника — за ремонтом далеко ехать не надо. Был в деревне свой специалист высшего класса. Ваня Красносельских, хоть и вчерашний школьник, в тракторе знал каждый винтик. Бывало, вставала в поле машина ни с того, ни с сего прямо в разгар посевной. Мужики собирались вокруг, и то, и другое пробовали — не идет, и все тут! Но стоило появиться Ивану, как техника чудесным образом начинала работать. Смышленый паренек быстро обнаруживал поломку и, чаще всего, устранял ее прямо на месте. И было ему это в радость — Иван любил помогать людям.

*** Ване исполнилось пять лет, когда началась коллективизация, и в его родном селе Сепыч, что в Пермском крае, образовался колхоз. На подмогу крестьянам прислали несколько новеньких тракторов. Маленькому Ивану они казались чудо-машинами. Целыми днями паренек крутился возле колхозного гаража. Там работали механизаторы. Эти волшебники приезжали из районного центра, чтобы научить селян управлять трактором и, в случае надобности, самостоятельно ремонтировать машину. Ваня Красносельских внимательно слушал, наблюдал, и очень скоро узнал все технические премудрости. А когда в восьмом классе объявили набор на курсы трактористов, записался на них одним из первых. И окончил школу не только с аттестатом зрелости, но и водительскими правами на управление трактором.

*** К 1941 году восемнадцатилетний Иван уже был опытным трактористом-механиком. Парень собирался учиться и дальше — хотел получить высшее образование. Но помешала Великая Отечественная война.

*** Ивана отправили на Западный фронт. Воинская часть, в которую он был распределен, стояла под городом Великие Луки. Там шли ожесточенные бои. Однажды бригада, в которой служил Иван, передислоцировалась. Марш-бросок проходил под постоянным обстрелом неприятеля. Теряли людей, технику. На одном из этапов вражеский снаряд попал в тягач, перевозивший артиллерийское орудие. Вынужденно остановились рядом с полем. Вдруг на нем, совсем неподалеку, Иван увидел трактор. Мощный по тем временам С-65 — «Сталинец», как его называли. Трактор оказался брошенным, но был на ходу. Вокруг свистели пули, рвались снаряды. Но рядовой Красносельских сумел подобраться к машине и пригнать ее в расположение бригады. Бойцы встретили Ивана громким «Ура!». Ведь на поле боя трактор превращался в идеальный артиллерийский тягач. Во время привала, когда остальные бойцы отдыхали, Иван привел машину в порядок. Можно было двигаться дальше.

*** На своем «Сталинце» Красносельских подвозил орудия на поля сражений. Самоотверженный тракторист дважды был серьезно ранен. Но каждый раз возвращался из госпиталя за «баранку» ставшего ему родным С-65.  Его командир капитан Петр Пелипас подал прошение на представление рядового Ивана Красносельских к ордену Красной звезды. В наградном листе он отмечал: «Несмотря на тяжелые условия, на изношенность машины и отсутствие достаточного количества ремонтно-технических средств, юный солдат не имел ни одного случая вынужденных остановок»

*** Капитан отмечал воинский героизм Ивана. А однополчане — человеческие качества. Они вспоминали Ивана Красносельских как отзывчивого, заботливого товарища, готового в любую минуту прийти на помощь. Сам Иван Иванович героем себя никогда не считал.

*** И все же он, безусловно, был одним из тех, кто приблизил Победу. Кто отдал свои знания, умения, душу и сердце Родине. В 1945 году Иван Красносельских проехал на своем «Сталинце» по Красной Площади, участвуя в Параде Победы!

Вместо послесловия: Героев негромкой солдатской специальности было много

Иван Красносельских был далеко не единственным красноармейцем, кто воевал на тракторе. Вот лишь еще несколько малозаметных героев Великой Отечественной войны.

*** Николаев Дмитрий Алексеевич из села Марково был призван вместе со своим трактором. В составе танковой бригады он возил пушки на позицию и вытаскивал поврежденные танки с поля боя. В его обязанности входило закапывать трактор для маскировки вручную. Пройдя на «боевом» тракторе всю войну, Николаев встретил победу в Берлине. Его подпись есть на Рейхстаге.

В публикации за 11 июля сего года «Потеряла обе ноги на войне.-6

*** На своем тракторе ушел на войну и Жгунов Никита Михайлович. В 947-м гаубично-артиллерийском полку бывалый тракторист буксировал орудия при передислокации. Перемещались обычно скрытно — в темноте. Однажды зимой Жгунов первым тащил орудие и осторожно переехал высокий заснеженный мостик. Следовавший же за ним тракторист не справился с машиной и упал в воду вместе с трактором и гаубицей. Погибли водитель и два бойца. Такова правда той войны.

*** Колхозник Юнус Бикташев на своем тракторе прибыл на военные курсы, после окончания которых воевал командиром тяги на Орловско-Курском направлении в 105-м гаубичной бригаде 4-го Украинского фронта. Вместе со своим трактором он участвовал в боях за Крым, Севастополь, обеспечивал артиллерийскую подготовку на Сапун-горе. Пройдя половину Европы на транспорте, Бикташов закончил войну в Венгрии. В его арсенале — ордена «Красной Звезды» и «Знак Почета», медали «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Автор: Владимир Касьянов