166,9K подписчиков

Война за ухо

630 прочитали

Уши иногда становились поводом для войны. В этом плане Соединенным Штатам здорово повезло, что Дональд Трамп во время выстрела на долю секунды отклонил голову в сторону и пуля пролетела мимо его головы, едва задев ухо. Ведь Америка едва не встала на порог Гражданской войны, будь Трамп убит, ожесточенные противоречия между сторонниками демократов и республиканцев сильны как никогда.

Но вернемся к истории состоявшейся войны за ухо.

Уши иногда становились поводом для войны.

В марте 1738 года некий Роберт Дженкинс — английский купец и мореплаватель пришел на заседание Палаты общин английского парламента и показал всем присутствующим бутыль с заспиртованным человеческим ухом. Дженкинс заявил, что ухо ему отрезал испанский офицер.

Уши иногда становились поводом для войны.-2

Купец поведал парламентариям, что 9 апреля 1731 года его бриг "Ребекка" был остановлен испанским военным кораблем "Ла Исабела". Вооруженные испанцы высадились на борт судна, провели обыск и предъявили Дженкинсу обвинение в незаконной торговле ромом в карибских владениях королевства Испании. Англичанина под дулами мушкетов поставили на колени, а когда он возмутился, то испанский офицер Хулио Леон Фандиньо отсек ему ухо, рассмеялся и посоветовал отвезти ухо английскому королю Георгу, заявив: То же самое случится и с ним (с королем), если он будет пойман на контрабанде.

Это неслыханное оскорбление короны до глубины души возмутило английских парламентариев. Уинстон Черчилль позже писал:

"Ухо Дженкинса потрясло воображение общественности и стало символом всеобщего возбуждения. Было ли это действительно его собственное ухо и потерял ли он своё ухо действительно в ходе испанского обыска, так и осталось невыясненным, однако влияние этого сморщенного объекта оказалось невероятно велико".
Уши иногда становились поводом для войны.-3

Где 7 лет пропадал сам Дженкинс и почему он не поспешил к королю сразу же после инцидента — тоже осталось невыясненным, но это было и не важно. Важным стало наказать испанцев, обидевших почтенного торговца и короля, за акт агрессии. Возмущенные парламентарии потребовали от премьер-министра объявить Испании войну. Тот вынужден был подчиниться и 23 октября 1739 года война Испании была объявлена. Жители туманного Альбиона об этом было извещены колокольным звоном, в Лондоне по этому поводу проводились патриотические народные гуляния.

А что же на театре военных действий?

Уши иногда становились поводом для войны.-4

Еще задолго до официального объявления войны, 16 июля 1739 года командующий английским флотом адмирал Вернон получил приказ открыть боевые действия против Испании. 28 сентября его флот прибыл на Антигуа, а 12 октября в Порт-Ройял на Ямайке. Адмирал хотел сжечь торговый испанский флот в Гаване, но галеонов в бухте не оказалось. Нападать же на Кубу и высаживать "красные мундиры" на большом острове — командующий посчитал нецелесообразным, в свете того, что испанцы держали там сильный береговой гарнизон с пушками и подобные сражения повлекли бы за собой слишком много времени, средств и потерь в солдатах.

Поэтому Вернон решил атаковать Порто-Белло (Панама), где испанский гарнизон был не такой значительный и на эскадре из шести военных кораблей отправился исполнять задуманное.

Уши иногда становились поводом для войны.-5

5 ноября адмирал Вернон покинул Ямайку с эскадрой из шести кораблей и направился к Порто-Белло.

21 ноября 1739 года английские корабли начали бомбардировку "Железного замка" и береговой линии обороны, десантом крепость была захвачена. Но предстояло захватить еще две крепости, а испанцы поистратили запасы пороха и продовольствия. Эскадра была вынуждена покинуть гавань.

Впрочем, губернатор Порто-Белло согласился на условия капитуляции (англичане смогли контролировать гавань лишь пару лет, тропические болезни косили "красные мундиры", как и во время англо-испанской войны 1727-29 гг., когда велась блокада этого городка англичанами).

Уши иногда становились поводом для войны.-6

В марте 1741 года эскадра Вернона осадила Карта и высадила на побережье экспедиционный корпус в 10 тысяч штыков. Но осада оказалось безуспешной и адмирал решил вернуться на Ямайку. В то же 1741 году англичане попытались напасть на венесуэльские колонии Испании — Гуайру и Порто-Кабелло, но тоже безуспешно.

В то же самое время из Великобритании готовилась к отплытию другая военная эскадра, адмирала Ансона, но флот собрали с большими проблемами, корабли отправили в плавание неподготовленными, и во время первого сильного шторма в Тихом океане Ансон растерял весь свой флот, оставшись лишь с одним флагманским кораблем. Впрочем, адмиралу улыбнулась удача, ему удалось захватить испанский галеон с серебром на знаменитом испанском торговом маршруте "Манила-Акапулько", который питал испанские колониальные артерии.

Уши иногда становились поводом для войны.-7

Война, с переменным успехом, длилась по 1742 год, а потом началась другая, более крупномасштабная война с Испанией, за "австрийское наследие" и ухо Дженкинса было забыто. Обе стороны в ходе сражений с 1739 по 1732 год потеряли около 30 тысяч жизней солдат, моряков и офицеров. Впрочем, ухо было лишь поводом, в попытке обуздать испанцев на оживленных торговых трассах того времени в Вест-Индии.

Следует сказать, что такие небольшие войны между морскими колонизаторами в то время велись часто и не приводили к значимым последствиям по переделу мира, но в совокупности, все в целом, повлияли на то, что Испания и Португалия основательно закрепились в Южной Америке, а англичане развивались во владениях Америки Северной. Некоторые испанские владения были утрачены и перешли под контроль англичан.